February 11, 2022, 02:20 PM
ЕАН

Уральский топ: почему «Гортранс» готовят к концессии, гидов - к обучению, а Шарташ - к колхозу

ЕАН подводит итоги недели. По традиции эксперты агентства прокомментировали самые яркие события, которые произошли в Екатеринбурге, Свердловской области, России и мире за последние семь дней.

Повышение цинизма 

На этой неделе в Екатеринбурге вступили в силу новые тарифы на проезд в общественном транспорте. Билет подорожал на 4 рубля. Вроде бы для того, чтобы спасти «Гортранс» от долгов и убытков. Осторожно при этом добавляется, что это не спасет: в мэрии не знают, как «вылечить» предприятие, четкого плана там нет. И в итоге рост тарифов сделан непонятно зачем, просто чтобы поднять.

Однако есть и другая версия. И долги, и повышение тарифов — все это нужно для того, чтобы продать компанию с выгодой для покупателя, уверен депутат гордумы Роман Ступников. 

«Обоснования для тарифов нет. То, что нам показывали в комиссии по городскому хозяйству, — это какая-то филькина грамота, ощущение, словно ее писал человек, который вообще не понимает, о чем речь. Плач Ярославны: все плохо, пассажиропоток падает, надо поднимать. Зачем поднимать, как это поможет, куда конкретно деньги уходят — ничего это не объясняется», - отмечает Роман Ступников.

Нет и объяснения того, как именно возникли долги предприятия. Да и вообще объяснения того, куда идут деньги из «Гортранса», на что тратятся. В предприятии в ответ на подобные вопросы заявляют, что это их частное дело и никого не должно волновать, особенно пассажиров, за счет которых эти проблемы потом решаются.

При этом в Екатеринбурге полно примеров, когда частники зарабатывают там, где «Гортранс» теряет, да еще и дерутся на возможность поработать. «В мэрии ведь желающих поработать на маршрутах больше, чем маршрутов. Они работают в тех же условиях, по тем же тарифам, в том же городе. В отличие от «Гортранса» еще и автобусы сами, за свой счет покупают», - отмечает Роман Ступников.

Нет гарантий и того, что долги не созданы искусственно. Как объясняет депутат, тем самым снижается обоснование цены для будущего покупателя. По этой же логике идет и повышение тарифов.

«С одной стороны, долги нужны для того, чтобы показать: МУП «Гортранс» не может быть эффективен — надо отдавать частникам. С другой стороны, если частник придет — как он будет заявляться на повышение тарифа? Это будет уже нелогично, тогда непонятно будет, зачем было продавать», - поясняет собеседник агентства.

Но, по мнению депутата, передача предприятия в частные руки лишь увеличит проблему, поскольку это будет договор концессии, а там свои условия. «Во-первых, мы будем обязаны за счет бюджета погашать долги предприятия. Это предусматривается сегодня концессионными соглашениями. То есть если сейчас это 500 млн убытка, мы можем обсуждать, что с ними делать, — там мы будем обязаны взять эти деньги из бюджета и отдать. А второе — мы при этом обязаны будем еще и прибыль гарантировать и, если тот не получит ее с маршрута, — отдать ее из бюджета. То есть это еще 500 млн минимум взять и отдать», - поясняет Роман Ступников.


«По вопросу, как это все выполняться будет, не хватило разъяснений»

Восемнадцатого мая 2021 года Заксобрание Свердловской области вслед за Госдумой изменило региональный закон «О туризме и туристической деятельности»: экскурсоводов обязали получать лицензию на свою деятельность и носить бейдж. На этой неделе стало известно, что в марте для гидов запустят обучающие курсы. Весной нововведение вызвало неоднозначную реакцию профессионального сообщества. ЕАН поговорил с экскурсоводом, заведующей отделом по связям с общественностью Свердловского областного краеведческого музея Татьяной Мосуновой о том, что изменилось в сфере сейчас.

Новая мера по обучению связана с тем, что скоро вступают в силу федеральные поправки в закон о туризме. Поэтому региональные центры начинают работать в направлении разработки системы аттестации. И на местах возникает закономерная проблема: из-за того, что внутри закона недостаточно разъяснений — нет единого центра, который бы предлагал общую систему лицензирования, — местным властям приходится думать, каким частным и государственным фирмам и ведомствам доверять проведение обучения, как оценивать качество обучения, как быть с экскурсоводами, которые работают на несколько регионов.

Норматив обучения прописан в федеральном законе и составляет 250 часов. Без их освоения гид не получит права пройти аттестацию. По словам экскурсовода, не всем специалистам со стажем будет легко совмещать занятия с профессиональной деятельностью. Проблема в том, что даже вузовские курсы сервиса и туризма не покрывают предложенную норму.

«С этим связана определенная тревога… Учеба — всегда хорошо, но это действительно большой курс. Он хорош для новичков. Не новичкам пусть и проще пройти курс, но для них он больше про то, чтобы послушать вещи, которыми они и так все время занимаются», - прокомментировала Татьяна Мосунова.

Отдельная проблема сопряжена с экскурсоводами, работающими в нескольких регионах сразу. Поскольку лицензирование каждый субъект федерации проводит свое и тело курсов представлено местной историей и культурой вкупе с методикой экскурсии, возникает сложность с аттестацией специалистов, которые возят экскурсии за пределы области, республики или края.

«Здесь есть сложный момент, который я не до конца понимаю: как будут организованы межрегиональные экскурсионные маршруты — нужно ли будет лицензироваться в двух регионах сразу или достаточно будет организовать межрегиональную комиссию при прохождении аттестации пройти? У нас много маршрутов, включающих, допустим, Свердловскую и Челябинскую область, Свердловскую область и Пермский Край, Свердловскую область и Башкирию. Этот сложный момент придется решать не только Свердловской области, но и другим регионам Российской Федерации, поскольку те же москвичи ездят в соседние области и нужно каким-то образом выстраивать эту организационную сетку», - отметила Татьяна Мосунова.

Само обучение организуют с привлечением университетских специалистов и экспертов по региональной истории. Будет возможность посещать часть лекций и в качестве вольнослушателя. Также собеседница ЕАН сообщила, что в законодательстве есть нюанс, который позволяет гидам получить доступ к аттестации без дополнительного обучения, но только в том случае, если есть профильное образование и документальное подтверждение стажа.

Стоит только добавить, что не все вопросы обучения и лицензирования гидов в Свердловской области в настоящий момент решены. Курс находится на стадии разработки и подготовки. Вечером 11 февраля состоится рабочее совещание совместно с Уральским союзом гидов и экскурсоводов, где продолжится проработка системы аттестации.


«"Баден-Баден" - это колхоз»

Министерство природных ресурсов и экологии 9 февраля официально объявило, что проект термального комплекса «Баден-Баден» в Шарташском лесопарке не прошел государственную экспертизу. Против появления терм выступали часть горожан, а также городские активисты и экологи. По их мнению, термы нанесут необратимый урон экологии Шарташа. Сторонники же строительства утверждают, что «Баден» - амбициозный проект, которого так не хватает столице Урала в последнее время и который помог бы Шарташу обрести долгожданное благоустройство.

В этой борьбе двух точек зрения возникает вопрос: почему для Шарташа видятся два варианта - либо как неухоженная, зато экологически чистая территория, либо же как место для развлекательных комплексов, похожих на турецкие отели, каким выглядит «Баден» на рендерах. Есть ли третий вариант? На этот вопрос искала ответ предпринимательница в сфере благоустройства Мария Штань.

Штань уверена, что Екатеринбургу категорически не хватает мест для качественного отдыха. По ее мнению, Шарташский лесопарк как раз для этого подходит, однако необходимо придерживаться определенных принципов на каждом шаге создания комплекса. 

«Разумеется, это сохранение и поддержание экосистемы. Мировая практика показывает, что строить рекреационные комплексы с сохранением и даже улучшением экосистемы конкретного места - очень даже реально!» - подчеркивает Штань. 

Однако, к сожалению, предприниматели, по мнению Штань, не хотят перенимать этот опыт. Мария уверена, что «Баден-Баден» - это колхоз. 

«Мне посчастливилось посетить такие жемчужины, как Аквадом в Лангенфельде (Австрия), Тропические острова (Берлин). Полагаю, что многие из нас были в подобных достойных местах. Как и инвесторы проекта, как и те, кто его лоббирует. Ну скажите, что сложного в концепции? Что сложного в подходе в целом? В архитектуре? …Да ничего», - уверена Штань. 

Предпринимательница считает, что на Шарташе реально создать крутой спа-терма-комплекс, вокруг которого будет сохранена природа, а для создания этого места применят современную архитектурную эстетику. 

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+