January 17, 2020, 10:07 AM

В Екатеринбурге педагогов заставляют писать объяснительные за «тройки» в дневниках учеников

Учителя некоторых екатеринбургских школ столкнулись с новой бюрократической мерой. В беседе с корреспондентом ЕАН педагоги пожаловались на то, что их буквально заставляют писать объяснительные за поставленные «тройки».

Педагоги настоятельно просят сохранить их анонимность. Нам разрешили указать только, что речь идет об учащихся 5 – 11 классов по итогам четверти и года в школах Кировского района.

«За каждую выставленную «тройку» по итогам четверти нас заставляют писать подробные объяснительные. Далее все «отчеты» уходят в департамент образования. Со следующего года некоторым предметникам придется писать объяснительные и за «четверки» тоже», - сообщили учителя.

Педагоги говорят, что объяснительные записки за «сомнительные успехи» учащихся – крайняя мера. На итоговых педсоветах заместители по учебной части заставляют учителей исправлять неблаговидные оценки.

«Публично протестовать мы не можем. Самых строптивых обещают лишать премий, а в худшем случае - и работы тоже. Коллеги, завучи нам объясняют, что невысокий средний балл учащихся негативно влияет на финансирование», - объясняют педагоги. 

Перспективы и последствия подобных инициатив, по мнению учителей, - самые безрадостные. Работники школ уверены: в итоге учителя попросту откажутся от низких оценок, чтобы не загружать себя лишней работой.

«Нам просто останется ставить «четыре». Кому охота лишний раз связываться? Поверьте, эти объяснительные лишний раз писать никто не будет. Сначала – «тройки», а потом начнут третировать и за «четверки» тоже. Вот и будем ставить «отлично» за знания, которые иной раз и на «три» едва тянут», - сетуют учителя.

В ходе подготовки материала ЕАН опросил преподавателей по всему Екатеринбургу. Информацию об объяснительных за неудовлетворительные оценки массово и категорически опровергли педагоги из рейтинговых учебных заведений (гимназии № 9, № 37, лицея № 130 и др.). Однако работники не столь именитых школ тенденцию подтвердили.

«Раньше за «двойки» в обязательном порядке надо было писать объяснительную. Но это произвол со стороны руководства. Чем выше средняя успеваемость в школе, тем выше заработок конкретного директора. Доходит до того, что опытным педагогам просто приходится вести дополнительную «отчетность» по двоечникам, чтобы потом демонстрировать ее начальству», - рассказала ЕАН бывший преподаватель школы Ленинского района.

Она добавила, что сопротивляться подобным мерам со стороны руководства могут только опытные педагоги. Дело в рисках: грамотный директор, даже в условиях давления со стороны родителей или чиновников, не станет просто так жертвовать проверенным специалистом.

«А молодежь гнобят только так! Их просто-напросто заставляют «рисовать» оценки. И если раньше заставляли «рисовать» «тройки», то теперь заставляют «рисовать» «четверки» и «пятерки». Молодые предпочитают промолчать и не связываться», - посетовала педагог.

Другие собеседники нашего агентства подтверждают: ситуация с нарисованными оценками всегда зависит от самого руководителя учебного заведения.

«Полтора года назад взяла подработку в районной школе. Русский язык и литература. По итогам первой же четверти выставила две «двойки» двум абсолютно неграмотным лентяям. На следующий же день меня вызвали на ковер. Пришлось писать объяснительную, отчитываться перед родителями, давать бесплатные консультации. Зачем оно мне надо? Ушла после первого года», - рассказала ЕАН сотрудница екатеринбургского колледжа.

Кому хуже?

По словам преподавателя из колледжа, среднеспециальные учебные заведения – чуть ли не главные «пострадавшие» в сложившейся ситуации.

Прием в техникумы и колледжи осуществляется по конкурсу, на основании среднего балла аттестата абитуриента. Оценки выставляет школа, а потому проверять реальные знания первокурсников приходится уже в процессе обучения. Результаты нередко удручают.

«Учим заново. Предметники объясняют правила деления, рассказывают, что Волга впадает в Каспийское море. Смешно вам? А я ведь не шучу. Некоторые и таблицы умножения не знают! А в аттестате по всем предметам – «четыре» и «пять». Потому на первых курсах в колледжах и сидят у нас мастодонты, возрастом сильно за 50. Только они такую нагрузку способны вытянуть», - рассказывает специалист.

Разумеется, фиктивные оценки не приносят никакой пользы ни учащимся, ни их родителям, ни государству, которое и выступает заказчиком такой «работы». В конечном итоге получается, что единственным выгодоприобретателем выступают недобросовестные руководители школ. Самых безнадежных детей с образцовыми аттестатами после девятого класса попросту сплавляют в техникумы и колледжи, а судьбу остальных решает уже ЕГЭ, к которому, согласно последним данным ВЦИОМ, почти половина выпускников готовится с помощью платных репетиторов.

Удручает и то, что все собеседники нашего агентства, как молодые, так и опытные педагоги, настойчиво просили сохранить их анонимность при подготовке материала. Преподаватели боятся говорить открыто и уверяют, что испортить им жизнь сумеют даже на новом рабочем месте.

Позиция чиновников

В департаменте образования администрации города сообщили – ни с учителей, ни с директоров объяснительных за «тройки» чиновники не требуют, поскольку такой подход лишен всякого смысла. Ведь на результаты экзаменов отсутствие плохих отметок у ученика никак не повлияет. Приводим заявление представителей департамента ниже.

«Департамент образования администрации Екатеринбурга не требует ни с учителей, ни с руководителей общеобразовательных школ объяснительные за выставленную «тройку». В них нет смысла, так как они не сделают ученика умнее и не улучшат результат его экзамена.

Контроль успеваемости школьников – одна из функций общеобразовательной организации. Заместители директора (завучи) в течение всего учебного года осуществляют разные виды контроля: тематический, промежуточный, итоговый, диагностический. В первую очередь это необходимо для того, чтобы не допустить неуспешности каждого ребенка. Во-вторых, вовремя увидеть пробелы не только в знаниях детей, но и в работе учителя, помочь педагогам найти те формы, которые позволят детям успешно завершить четверть, год, сдать экзамены. Это, безусловно, могут быть и индивидуальные консультации, и использование новых технологий, а иногда приемы создания атмосферы комфорта и сотрудничества.

Анализ собственных ошибок, педагогических недостатков или находок – единственный действенный путь к повышению результата обучения. Это позиция большинства достойных, высокопрофессиональных педагогов города Екатеринбурга, в том числе Кировского района.

Нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в школах Екатеринбурга рассчитываются от потребности учреждений на учебные расходы и не соотносятся с результатами обучения школьников. Заработная плата руководителей общеобразовательных организаций также не зависит от оценок учеников.

В то же время, безусловно, качественная работа педагогов, высокие результаты учебной и внеучебной деятельности поощряются решением школьных комиссий за счет стимулирующей части оплаты труда».

Комментировать