November 21, 2022, 11:20 AM
Игорь Чукреев

Вертеться с оружием не надо: военный инструктор объяснил ЕАН основные ошибки мобилизованных

С 21 сентября в России было мобилизовано, согласно официальным данным, 318 тыс. человек. Часть из них уже в зоне СВО, часть сменит контрактников в местах дислокации, некоторые сейчас проходят обучение в учебных частях, в том числе и под руководством специалистов из ЧВК, вернувшихся из зоны спецоперации.

Один из них - Богдан, уже месяц занимающийся подготовкой бойцов в Еланском гарнизоне, рассказал корреспонденту ЕАН о том, что полезно узнать мужчинам об оружии еще до армии и что мешает охотникам и спортсменам-стрелкам выживать на войне.

С Богданом мы познакомились месяц назад, когда он взялся тренировать «женскую гвардию Урала». Проект был призван снизить в обществе тревожность, резко выросшую после начала мобилизации. Тогда он тоже рассказывал девушкам про оружие. В этот раз инструктаж получился немного иной, покороче.

Полигон-стрельбище ДОСААФ находится в Старопышминске. В учебный класс, где проходят инструктажи, набилось более 20 человек. Обычно, по словам инструкторов, больше, но в этот раз из-за морозов приехали не все. Возраст - от 18 до 50.

- Вот это — просто кусок железа, - показывает Богдан курсантам АК Абакан и, задумавшись на полсекунды, добавляет: — И пластика.

Затем он пристегивает магазин.

- А так это оружие. И вертеть его, вращаться с ним — не надо.

Общий инструктаж занимает минут пять. Из них о том, как стрелять, около минуты, остальное — как стрелять в нужную сторону, а не в соседа из-за ошибок с обращением. Этого, конечно, мало: по словам бойцов ЧВК, автоматом необходимо владеть так, чтобы не подстрелить товарища, пока бежишь с ним рядом со снятым с предохранителя оружием. Но для новобранцев хорошо уже, если они научатся держать автомат с пристегнутым магазином стволом в землю. Бывает всякое.

- Как оказалось, стрелять мы все умеем, фильмов насмотрелись, а прицеливаться и попадать — нет, - начинает Богдан и берет в руки два бумажных шаблона.

- Вот это - мушка, вот это — целик, - показывает Богдан слушателям курсов две крупные перевернутые буквы «П» и «Т» с широкими перекладинами.

- Их надо совместить вот так, - складывает он их в букву «Ш», на этот раз обычную, не перевернутую, и закрепляет их магнитиком на демонстрационной доске. Магнитик он крепит на «П» - оставшаяся свободной «Т» немедленно падает.

- Так вот, если такое случится с автоматом, то немедленно положите его куда-нибудь и отойдите, - комментирует Богдан произошедшее, посмотрев на результат, и закрепляет фигуру уже получше, несколькими магнитиками.

- Цель должна быть вот тут, - рисует он точку, прямо над мушкой так, что они чуть касаются друг друга. - Ваша задача — совместить мушку, целик и цель в одну линию так, чтобы цель была точно над мушкой.

Или вот:

- Если вы жмете на спусковой крючок сгибом фаланги — ствол при стрельбе будет вести чуть вправо, если кончиком фаланги — будет вести чуть влево. Ствол длинный, его легко ведет в стороны, и поэтому даже небольшого отклонения при выстреле будет достаточно, чтобы никогда никуда не попасть. А если будете давить вниз — ствол будет «клевать». Поэтому нажимать надо серединой первой фаланги на середину спускового крючка. Нажимаем плавно — дергать его не надо.

- А то будет, как в Елани, — добавляет еще один инструктор. Всего их тут около 10 — все бойцы из отряда Богдана, вернувшиеся из зоны СВО.

- Да, как в Елани, где пристреливали «калаши». А то приходят, говорят, что стволы кривые, мушки сбиты. Вышли на рубеж, начали стрелять, гляди-ка: все хорошие, все 60 — из всех в цель попадается.

- Когда отводим затвор — не надо его потом сопровождать. Иначе тот может «закуситься» или патрон перекосит. Это кусок железа — ничего с ним не случится: отвели затвор и убрали руку, все.

И самое главное:

- Отстегиваем магазин (отстегивает магазин), отводим затвор — проверяем (видно, что по привычке и вправду заглядывает и проверяет, не для демонстрации, а именно по привычке), контрольный спуск (нажимает спусковой крючок), ставим на предохранитель — вот после этого это снова безопасный кусок железа, - говорит Богдан.

На этом с теорией все. Выходим на огневой рубеж. Три подхода по три выстрела.

Снаряжать магазины тоже нужна привычка и навык. От неловкости перекашиваю патрон. «Это поправимо», - успокаивает инструктор, берет магазин правой рукой и с силой хлопает им по левой — патрон встает на место. Хлопать, кстати, тоже надо уметь — повторяя навык, я не заметил, как расцарапал палец на руке чуть выступающими «шпиндельками». Любой опыт нужно нарабатывать.

«Так, давай мы ему сначала стойку поставим», - начинают обсуждать инструкторы, глядя, как я готовлюсь к стрельбе.

В фильмах и на спортивных соревнованиях стрелки стоят, выставив вперед левое плечо и опираясь больше на левый локоть. На войне, объясняют инструкторы, так можно не всегда и лучше не надо.

- Встань прямо, расставь ноги, найди центр тяжести — он должен быть посередине. Не надо опираться ни на левую, ни на правую ногу. Локти оба поставь на полку (она узкая - у меня не сразу получается на ней поместить обе руки, пока инструктор не показывает, как лучше перехватить автомат). Ты высокий, поэтому ноги шире расставляй — убирай высоту, последний пункт больше относится к учебно-боевой стрельбе.

- Почему мы даем вам фронтальную стойку, - начинает объяснять инструктор уже для всех. - Если вы левую или правую ногу вперед выставите — вы как бегать будете? А там двигаться надо. С фронтальной можно присесть, можно бежать, можно вперед бежать, можно вбок бежать, - показывает он все в движении.

- Еще одна причина: на вас бронежилет, и спереди у вас бронеплита. Если вы стоите прямо и пуля в бронеплиту попадет — это неприятно, но терпимо. А вот если боком стоите и пуля прилетит — бронеплиты там нет, и это уже совсем неприятно.

Позже один инструктор рассказывает мне, что сложнее всего переучивать спортсменов и особенно — охотников. У них стойка доведена до автоматизма. «Особенно у охотников. Но тут уже неважно, как ты стреляешь. Важно то, что зверь в ответ стрелять не будет и убегать от него после выстрела не надо, во всяком случае, не всегда», - поясняет он.

В учебный класс, где проходят инструктажи, набилось более 20 человек. Возраст от 18 до 50.

Лично для себя я сделал вот какой вывод, слушая все эти пояснения и примеряя их на себе. В школе я занимался фехтованием. Немного спортивным, больше — историческим. Разница между спортивным и историческим в том, что в первом главное - первым достать противника и неважно, успеет ли он достать в ответ, засчитано это уже не будет. А у вторых важно достать противника так, чтобы ни в коем случае не прилетело в ответ, потому что укол боевой рапирой, даже случайный и ослабленный, — это очень неприятно, и будет по большому счету уже неважно, победил ты или нет. Соответственно, стойки и приемы настолько разные, что на Олимпийских играх всегда победит спортсмен, а в условиях, приближенных к реальным, - «историк». Но при этом спортсмен, даже без рапиры, в обычной драке на кулаках получит преимущество перед тем, кто вообще ничем не занимался, потому что понимает про дистанцию, у него наработаны рефлексы по блокировке ударов и так далее. Так и тут: спортивные и даже охотничьи навыки стрельбы не во всем подходят для условий зоны боевых действий, многому надо переучиваться, но это все же лучше, чем ничего.

- Бывает, люди с непривычки во время выстрела глаза закрывают. Это понятно. Но попасть так сложно, — приводят мне пример после стрельб инструкторы, выслушав мою концепцию.

Из восьми выстрелов в мишень — железную доску размером примерно 20 на 30 см - я попадаю два раза с расстояния в 50 м. Ладно, полтора — один раз пуля лишь краем касается мишени. Да, целиться с непривычки непросто, особенно если еще и нет навыка правильной стойки — отвлекаюсь, нервничаю, и целик с мушкой чуть пляшут, никак не совмещаясь до конца в нужной конфигурации.

Кстати, мы писали про глушители, которые производятся под Екатеринбургом и сейчас отправляются в зону боевых действий. Докладываю. На стрельбищах было два АК: один — с БРД («майбах», как его в шутку один раз при мне назвали производители за схожесть чего-то там с чем-то там у известной марки автомобилей), другой — без, для «опытных пользователей».

 Частники развернули под Екатеринбургом производство глушителей для армии. ФОТО, ВИДЕО 

Сами курсы, по словам Богдана, появились еще в 2014. Сначала курсанты просто оттачивали навык стрельбы, помогая осваивать оружие знакомым казакам. Но после того, как в первый же день те без толку «сожгли» боеприпасов на несколько тысяч рублей, поняли, что необходимо системное обучение, причем с обязательной теоретической частью. Иначе человек просто быстро и увлеченно тараторит в сторону мишени без особого смысла, на одном лишь азарте и желании куда-нибудь попасть. После просмотра фильмов азарт совмещается с опасной уверенностью, что это легко и у него точно все получится, если не сразу, то как минимум на втором рожке. С началом СВО количество желающих подучиться сильно выросло, раза в два-три — в среднем на занятие набирается человек 50. Узнают о курсах от знакомых да через социальные сети.

Источник фото: Антон Басанаев, ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+