January 12, 2022, 12:25 PM
Игорь Чукреев

Внезапно полыхнуло даже в самой тихой части страны: репортаж ЕАН из Павлодара

Двенадцатое января. В Астане спокойно. Там практически мирная жизнь: работают торговые центры, на улицах почти не видно полиции, по ночам ездят такси, а о ЧС напоминает лишь отключение интернета после 19.00 и то, что пьяных ночью задерживают на 15 суток. Все вполне невинно, почти празднично. После проведенного там дня мне показалось, что в Казахстане уже ничего не происходит и пора возвращаться домой.

Но попав в Павлодар, понял, что ошибаюсь. Здесь суровый комендантский час, ОМОН и люди, боящиеся показаться из дома, и даже курить надо выходить на улицу осторожно: местные предупреждают, что полиция строга и лучше перестраховаться. Полагаю, в Алма-Ате, в которой толпы журналистов, и то спокойнее, чем тут, в глубинке. 

Поезд на Павлодар: тут народ голодает, а он «Экспо» строит

Алексей Колчин, ЕАН

«От Экибастуза (город на западе Павлодарской области - прим. ЕАН) вообще один поедешь до Павлодара. Не ездят теперь никто. Почти пустые идем», - с ходу рассказывает мне проводник, когда я нахожу свой вагон. 

По его словам, обычно в праздники вагоны забиты полностью, люди едут навестить друзей, родственников. В этом году поезд пустой.

В вагоне людей и вправду немного. Помимо меня две женщины с детьми да семейная пара. Действительно ссаживаются в Экибастузе. В последний момент взамен вышедших садится семейная пара пожилых казахов.

«Так, остаешься за старшего, я в магазин», - говорит мне проводник, пока мы курим, и действительно уходит в сторону вокзала. Стоянка минут 10. Я же, кивнув и немного подивившись этой азиатской простоте, остаюсь сторожить вход в вагон. Дело к ночи, людей на вокзале нет, все пассажиры сели - и вправду: чего тут сторожить? Но для русского человека вольница все ж, пожалуй, очень необычная. С другой стороны, приятно: доверяют - считай, свой.

В вагоне случайно узнаю, что мои попутчики едут в Алма-Ату навестить дочь. Тут же завязывается разговор.

«Правильно: Алма-Ата. Алма - это яблоко, Ата - дедушка, - объясняет мне пожилая казашка, - Раньше там яблони везде росли! Здоровые яблоки на них были. Студенты, когда деньги на еду заканчивались, яблоки срывали и ели.

А на соседней улице - киш-миш, дальше - абрикосы. Потом пришел Назарбаев, и его семья все вырубила, понастроили домов, коттеджей, торговых центров, зачем им фруктовые деревья, если там дом построить можно?»

Семейная пара под 60. Возраст не уточняю, но, говорят, до пенсии еще далеко.

Тут тоже пенсионная реформа, и тоже постепенно: раньше женщины уходили в 58, сейчас в 61, а когда дойдет черед моей собеседницы, будут в 63.

Живут в Экибастузе, он работает слесарем на вагоноремонтном, она - бухгалтером. Простые люди из глубинки. Делятся со мной впечатлениями, слухами, деталями из жизни страны.

«Зарплата в стране - 80-90 тыс. тенге (16 тыс. рублей). Если охранники - там 50-60, учителя - от 80. На Западе - там 500 тыс. нефтяники зарабатывают. Но у них же по 5-6 детей, родителей надо содержать - вот деньги и уходят, они еще и таксуют».

«Газ в прошлом году подорожал. Было 35 тенге за литр (7 рублей - прим. ЕАН) - стало 70 (14 рублей - прим. ЕАН). Сейчас до 125 подняли (25 рублей - прим. ЕАН) - почти в два раза, народ возмутился - вернули 70, Токаев сказал полгода цену не менять».

«Токаев сказал, любой аким зарабатывает от 1,9 млн тенге. А че они делают? Поэтому президент сказал следующие 5 лет госслужащим зарплаты не повышать. Да им вообще можно было бы не платить следующие 5 лет с такими зарплатами! А вместо этого будут поднимать зарплаты бюджетникам».

Новости гостелеканалов перемежаются в этом разговоре с рассказами о новейших открытиях ученых и слухами, которые передают друг другу, да и просто размышлениями о жизни.

Астана, 2019 год

«Чингисхан казахом был. Это в Советском Союзе скрывали, чтоб мы свою историю не знали. Кутузов, слышал, Москву французам отдал? Казахи отбивали! Тогда столько народу ушло туда, Москву отбивать. А 28 панфиловцев? У меня у соседки отец там был, один из них. А знамя над Рейхстагом? Это не Кантария (Мелитон Кантария - младший сержант РККА, вместе с сержантом М. А. Егоровым под руководством лейтенанта А. П. Береста водрузивший знамя Победы на крыше здания Рейхстага - прим. ЕАН) - сначала два казаха подняли, потом уже он».

«При Брежневе хорошо жилось. Кто ж знал, что это коммунизм. В Семипалатинске было московское снабжение - там такие склады были! Геологи все по московским нормам снабжались. А какое было сельское хозяйство! Я в Архангельске служил, туда наша тушенка доставлялась - вот это была тушенка! А сейчас нету, не делают ее, позакрывали заводы».

«Работы нет, заводы позакрывали. Китайцы хотели построить у нас 55 заводов - им не дали, а и правильно! Это же вредные заводы, выхлопы всякие. Вот в Павлодаре заводы есть - [население] на первом месте по числу онкологических заболеваний».

Павильон в Экспо. Астана, 2019 год

"Чего народ возмущается? В Астане был? «Экспо» видел? Вот зачем? Тут народ голодает, а он «Экспо» строит. И ладно бы использовалось - нет: выставку провели и стоит, пустует - зачем?"

«Цены? Да в два-три раза за год выросли. Мука 10 кг было 900 тенге - стало 3 200, масло 5 л было 700 тенге - стало больше 3 тыс. В магазин пришел, муки-масла взял - 10 тыс. нету».

«Дочь рассказывала, по ночам у них в Алма-Ате на третий день звуки расстрелов были слышны. Нет, не стрельбы - расстрелов. А и правильно, президент же сказал, не церемониться с погромщиками этими».

В беседе пролетают еще два часа. Узнаю, что в Экибастузе квартиры стоят «в престижном районе» от 63 млн тенге. Зарплаты маленькие у людей, но люди идут в ипотеку, ставки по которой доходят до 40 %. Что во многих семьях по 5-6 детей и что многодетным особенно тяжело. Они регулярно митингуют и требуют улучшения условий жизни. Что в Астане президент распорядился расселить бараки и их расселили, понастроив для жителей дома в Экибастузе и выселив туда, чтоб не мешались.

Что резко увеличилось количество «бородачей» - представителей радикального ислама, но потом так же резко сократилось.

«Так в Сирию, наверное, уехали. Или в Иран»-, предполагают мои попутчики.

Павлодар, тут другая страна

Улицы Павлодара, 12.01.2022

В Павлодар мы приезжаем в полночь, через несколько часов после наступления комендантского часа. В Астане это не проблема. Там, заверяют местные, спокойно ездят такси. Там вообще все выглядит спокойно, интернета только по ночам не хватает.

- Дальше вас встретит ОМОН, - отрезвляет проводник, когда мы подъезжаем к станции.

- ОМОН?!

- Да, рассадят вас по автобусам.

- Автобусам?

- Там все объяснят.

Становится неуютно.

На вокзале ночь. Из хорошего - проще проходить, никаких рамок. У меня куртка собрана для работы - по карманам распиханы флешки и провода. В Астане пришлось ее сдавать вместе с рюкзаком на просвечивание, чтобы не выкладывать из карманов гору всего. Тут этого не надо - уже хорошо.

По вокзалу бегает парнишка, объясняет: «Комендантский час же. Акимат предоставил автобусы. За плату развозят пассажиров по городу. Поторопитесь, вас только ждем». Куда везут, за сколько - ничего непонятно.

Мне надо заехать к хозяйке съемной квартиры, чтобы забрать ключи, и уже потом в квартиру. Выйти на улицу она не может - комендантский час. Звоню в такси - не отвечает. С третьего прозвона злой женский голос сообщает, что такси не работает до 7:00, и бросает трубку, не слушая ничего в ответ.

Звоню в квартиру предупредить, что остаюсь в комнате отдыха на вокзале до утра. Место в двухместном номере обходится мне в 900 рублей. Вторая койка занята. Сосед - молодой парнишка Антон, студент. Живет в Семее (бывший Семипалатинск - прим.ЕАН), учится и работает, преподает в Павлодаре - в том же колледже, где и учится. Больше некому - специалистов нет.

«Да везде протесты были. В Алма-Ате просто самые многочисленные и из под контроля вышли. В Павлодаре спокойно почти, но и тут костры жгли. В Семее - там митингующие пытались в акимат вломиться. Но их не пустили. В Экибастузе у военных в степях КамАЗ отобрали», - рассказывает Антон.

Мы на севере Казахстана, обсуждаем север и восток. Здесь всегда было тихо. В Павлодаре, по словам казахов, даже митингов никогда не бывало. И вот, в самой тихой части страны, оказывается, тоже почти внезапно полыхнуло. Остается только догадываться, что творится на западе, откуда все началось и откуда теперь нет вестей.




Улицы Павлодара, 12.01.2022

Но, по крайней мере, становится понятно, отчего нервничают местные власти. Если тут что-нибудь произойдет, помощь будет идти долго. Потому и строгий комендантский час. По словам Антона, даже в деревнях: участковые ездят и смотрят, чтобы никто не вышел на улицу.

Зато с сегодняшнего дня дали интернет. Его больше не отключают на ночь. Проверяем сайты, читаем новости, ждем утра.

 Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Алексей Колчин, архив; Игорь Чукреев, Казахстан
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+