August 29, 2019, 12:07 PM

«Все очень странно и медленно»: автор первого проекта реновации Шарташа о том, что и почему идет не так

Ровно два года назад, в августе 2017 года, губернатор Евгений Куйвашев ударил велопробегом по Шарташскому лесопарку. В процессе предвыборного заезда было решено: территория должна подвергнуться тотальной реновации, городу нужен новый, современный парк. 

 «Вторая рюмка - за губернатора!»: бывший екатеринбургский депутат подарил Куйвашеву права на «Тур де Шарташ» 

На самом деле планы по обновлению парковой зоны начали прорабатывать еще раньше. Об истоках проекта реновации лесопарка ЕАН побеседовал с автором первого проекта, председателем Свердловской общественной организации «Стратегия - здоровье» Михаилом Гараниным. Экс-депутат уверяет: нынешний «проект обновления» чуть ли не побуквенно списан с его плана. При этом об авторе чиновники благополучно забыли.

 В этом году в графике губернатора Евгения Куйвашева гонки «Тур де Шарташ-3» нет, по крайней мере, пока. «Прошло два года, но показывать там нечего», - неофициально объясняют чиновники.

— Когда все началось? 

— Еще в 2015 году наша общественная организация представила проект реновации Шарташского лесопарка. Идея была в том, чтобы превратить всю парковую зону в единый ансамбль с единой концепцией – «Жизнь в парке». Проект включал в себя сохранение леса, очистку озера и создание инфраструктуры. Получился очень емкий, но в то же время универсальный концепт: его мог использовать любой горожанин и любой приезжий. 

Более того, Шарташ становился не просто основой - толчком к реализации концепции «Большой Екатеринбург», связывая областной центр и Березовский.

 «Тур де Шарташ-2» перенесли на «день тишины» 

— Насколько велики были объемы работы? 

— Мы готовили проект почти два года. Работали по-настоящему. Вообразите себе цифры: около 1,5 тыс. га необходимо было учесть. Плюс граничащие территории - еще в районе 1,5 тыс. Это мог быть не просто большой, а грандиозный парк. 

— На официальном уровне поддержку получили?

— Была создана специальная координационная комиссия. Тогда ее возглавил первый вице-губернатор Алексей Орлов, туда вошли глава Кировского района Лошаков, представители минприроды, областные депутаты.

— И теперь, судя по вашим словам, на официальные совещания вас больше не зовут, зато проектом активного воспользовались без вашего спроса...

— Поймите правильно. С одной стороны, я даже рад! Каждый пункт из нашего проекта - повторюсь, работал целый коллектив - воспринят буквально, до последнего слова. Я так же радовался, когда в 2015 году озеро получило особый статус, что тоже предполагалось нашим проектом. 

Но, конечно, меня расстраивает то, что теперь со мной никто даже не советуется, хотя формально я остаюсь членом той самой комиссии. Насколько я знаю, недавно было заседание, меня не пригласили. 

— Фактически это был готовый к реализации проект?

— Да, мы проработали всю концепцию. Это должно было быть что-то вроде променада - круглосуточной прогулочной зоны. Действительно, многое реализуется и сейчас. Но как реализуется...

 «Нечего показывать»: от губернатора Куйвашева прячут провал его проекта 

— Как?

— Странно и медленно. Я вижу свой проект слово в слово, но при этом был раздосадован, потому что реализуют его неверно. Я сразу говорил: не нужно решать микрозадачи. Нужно ставить глобальную цель, которая будет достигаться тактическими, этапными приемами, и достигаться оперативно. Смотрим на реализацию, все — по крупице: здесь отсыпаем, здесь пройдем, остальное на потом. Конечно, в таком режиме все задачи сместились. 

— В каком смысле? 

— Все нужно делать с начала, с нуля. Настаиваю: ценность этого парка составляет озеро и возможность по берегу его обойти. Поэтому начало — это береговая линия. То есть начать надо с берега. Уже затем проконтролировать подходы к воде. Далее — выгнать с земли, которая сама по себе является памятником, - весь не соответствующий концепции бизнес, избавиться от самозахватов. Так работы постепенно приблизятся к лесу и с очищенного берега пойдут вглубь. Уже там нужно начать с восстановления того, что уже есть. Например, с тропинок - это не требует согласований. И уже потом, на финальном этапе, необходимо задуматься о создании парковой инфраструктуры.

— То есть ошибка в том, что нынешняя команда просто перепутала очередность?

— Так и есть. Нынешняя команда взяла, условно, пятый этап и начала реализовывать его первым. Люди ударились в какие-то логотипы, входные группы, деревянные конструкции. Ну разве сюда сейчас надо деньги вкладывать? Очередность действительно перепутана. 

 Сенсация: свердловский вице-губернатор проговорился, что у Шарташского лесного парка есть концепция развития 

— Это все претензии?

— Если бы. Главное: ни в коем случае нельзя допускать к проектированию парковых зон и реализации этих проектов непонятного кого, а сейчас это какие-то автодорожники, строители многоэтажного жилья. У них нет ни соответствующего опыта, ни знаний. Надо найти профессионалов. Лично я считаю, что у нас необходимых специалистов нет: надо было сразу обращаться либо в Москву (они наработали опыт в последние годы), либо в Петербург (где есть береговые зоны), либо за рубеж - в Эстонию, Латвию, Литву. 

— Если рассуждать в процентах: какая часть вашего проекта была взята? 

— Порядка половины. Слова взяты те же, но смысл у меня был глубже. Поймите, я видел, как это реализовано в других городах и странах. И, наконец, я просил не пугать людей, делать все через заранее отработанные процедуры: заранее выкладывать идеи, заранее рассказывать о задачах, заранее оповещать горожан. Насильно-то мил не будешь! А теперь все перепуганы, многие вообще уверены, что у них парк отберут. Вся эта история, кажется, никому не понравилась, хотя мотивы изначально были самые искренние и верные. 

 Очередная реформа в Шарташском лесопарке: ГБУ переделают в АНО 

— Вы сейчас от имени горожан начали рассуждать...

— Имею право. Я всю жизнь прожил в Кировском районе, а это 50 лет. Для меня это был не просто проект, а целое начинание. Нужное людям. Я вижу и знаю, что будет, если мы перестанем заниматься озером, - оно просто-напросто заболотится. Я знаю, что будет, если не заниматься берегом, - он превратится в полукриминальную зону. Процессы эти уже идут. 

А ведь в свое время на этом месте были настоящие, благоустроенные пляжные зоны. Все было как в кино: детям - цветы, дамам - мороженое. Даже флотилия шарташская была. 

— Некоторых горожан пригласили в экспертный совет, вы могли предложить свою кандидатуру…

— И сколько раз этот совет собирался? (Один, - прим. ЕАН.) Это несерьезный подход. К таким вещам нужно относиться серьезно и профессионально. 

 Москва возобновила уголовное дело по шарташской стройке «Малышева, 73» 

Беседовал Григорий Лейба

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+