May 20, 2020, 05:52 AM
Дмитрий Моргулес

Всем сестрам — по серьгам? Кто оказался в числе крупнейших подрядчиков челябинской мэрии

ЕАН изучил крупные подряды администрации Челябинска с тех пор, как главой города стала Наталья Котова. Итоги исследования — в нашем материале.

Так уж повелось, что у каждого мэра Челябинска (как и у мэра любого другого российского мегаполиса) за последние 30 лет постсоветской истории развития города были свои любимчики и фавориты среди предпринимателей. 

Вячеслав Тарасов, руководивший столицей Южного Урала с 1991 по 2005 год, был чрезвычайно благожелателен к Виктору Тартаковскому, Артуру Никитину, Евгению Рогозе, Олегу Колесникову, Анатолию Симоненко, Юрию Карликанову.

При правившем сначала городом (2005 - 2009), а потом и областью (2010 - 2014) Михаиле Юревиче Карликанов и Колесников каким-то чудом сохранились, но на авансцену выдвинулись Сергей Мелехин, Игорь Устюжанин, Петр Конарев, семья Вильшенко и ряд других, еще менее публичных персон, которых даже называли «Ночным дозором».

Сергей Давыдов, возглавлявший Челябинск во времена губернаторства Михаила Юревича, был менее заметен в личных пристрастиях (хотя бы потому, что многие городские вопросы по-прежнему решал лично Юревич), но успел вырастить собственную бизнес-империю.

При Евгении Тефтелеве, ставшем мэром уже при губернаторе Борисе Дубровском, в Челябинск активно зашли представители «магнитогорского» клана — например, Олег Лакницкий. Везло и челябинцам — скажем, Андрею Барышеву, враждовавшему с Юревичем.

Не успел отметиться фаворитами разве что Владимир Елистратов, сменивший Тефтелева во главе города. Но это вполне объяснимо — господин Елистратов, значительную часть карьеры трудившийся в качестве заместителя Тефтелева (будь то минпром области или мэрия Челябинска), во-первых, не воспринимался как самостоятельная фигура, а во-вторых, пробыл на посту мэра слишком мало времени. Губернатор Алексей Текслер от его услуг отказался. 

Конечно, были в челябинском бизнесе и те, чьи дела шли успешно при любом мэре — либо в силу умения договариваться с любой властью (как тот же Олег Колесников), либо в силу собственного многолетнего влияния, величины бизнеса и наличия крепкого «прикрытия» среди силовиков или федеральных чиновников (Александр Аристов, Виталий Рыльских, семьи Мительман и Вайнштейн и так далее).

Но фаворитизм много лет был одной из основных черт политических, экономических и внутриэлитных раскладов как в самом Челябинске, так и на уровне всего региона.

В разные годы это явление проявлялось по-разному. Но оно всегда было основано на возможности городских властей так или иначе влиять на экономику города и отдельные ее отрасли. Прежде всего те, которые физически находятся на территории города и в то же время зависят от лицензионно-разрешительной деятельности мэрии или администраций районов: землеотводы, жилищное и коммерческое строительство, торговля и услуги, транспорт, ЖКХ.

В 90-е и в начале 2000-х главными «плюшками» для бизнеса была возможность либо забрать под себя и переделать уже существовавший объект, либо забронировать лакомый кусок земли, после чего «освоить» его, построив торговый центр или жилье. Так в Челябинске появилось большинство торгово-развлекательных комплексов, рынков и значительная часть офисных центров.

В 2000-х, особенно ближе к концу, на первый план стало выходить «освоение» федеральных и муниципальных денег, выделяемых на строительство («Дорожная революция» Михаила Юревича), и приватизация структур городского хозяйства. Многочисленные советские ЖЭКи сменили уже частные коммунальные монстры «Ремжилзаказчик», «ДЕЗ Калининского района», «ПЖРЭО Курчатовского района», а муниципальные предприятия «Челябгорсвет», «Горзеленстрой» и так далее сменились на частные ООО с такими же названиями.

Сложные для экономики страны 2010-е сдвинули приоритеты. Теперь, при сохранении прежних возможностей, едва ли основной признак «фаворита» властей — способность выигрывать (или «выигрывать», как кому нравится) тендеры, разыгрываемые муниципалитетом. Ярче всего это проявляется в сферах капитального строительства социальных объектов, дорожно-строительной отрасли, благоустройства и поставок необходимой для нужд города техники и оборудования.

Объясняется это просто — под соответствующие проекты в последние годы выделяются не только и не столько городские или региональные (собственная казна даже такого крупного города, как Челябинск, крайне скудна и наполняется собственными доходами меньше чем на треть), сколько прежде всего федеральные ресурсы, в основном в рамках национальных проектов.

В прошлом году, уже при губернаторстве Алексея Текслера, главой Челябинска стала Наталья Котова. Сначала (с 24 июня прошлого года) — в качестве и. о., а с ноября — уже в качестве полноценной градоначальницы, избранной депутатами городской думы Челябинска.

ЕАН решил разобраться, как при новом мэре распределяются городские подряды в сфере капитального строительства, дорожно-строительной отрасли и транспорта. К тому же именно в эти сферы в последние год-два в Челябинск закачиваются огромные ресурсы, выделявшиеся не только под нацпроекты, но и, например, для подготовки мероприятий саммитов стран ШОС и БРИКС (пусть в итоге они, похоже, так и не состоятся, но и деньги никто назад не забирал).

Для выполнения нашего замысла мы просмотрели в системе госзакупок все контракты, отыгранные со времени назначения Натальи Котовой и.о. главы Челябинска (24 июня 2019 года) несколькими ключевыми профильными структурами администрации города — комитетом по управлению имуществом и земельными отношениям (выкупает для нужд города помещения и здания под социальные объекты и дорожную технику для городских предприятий), управлением капитального строительства, комитетом дорожного хозяйства и управлением транспорта. 

Из всей массы контрактов мы выбрали все, где дата подписания — после 24 июня, а конечная цена подряда составила более 3 млн рублей (чтобы не разбегаться по мелочевке вроде условной покупки одинокого принтера для нужд управления транспорта). 

В итоге было отобрано 187 крупных контрактов на общую сумму более 14,5 млрд рублей.

Изучая подрядчиков, мы пользовались данными Федеральной налоговой службы, а также специализированных баз данных СПАРК и «Контур.Фокус».

И вот что получилось.

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО)

Всего за последние 11 месяцев комитет отыграл 14 крупных контрактов

Семь из них — поставки дорожной техники (131 млн рублей), причем основную часть этой суммы составляют два контракта: на поставку шести универсальных коммунальных машин УКМ-2500М (48,2 млн рублей) и четырех вакуумных подметально-уборочных машин МВП 51121-02 на шасси КамАЗ (55,1 млн рублей).

Стоит также заметить, что все семь контрактов выиграли компании, которые являются либо производителями этой техники, либо их официальными представителями.

Остальные семь контрактов — покупки зданий или помещений под размещение социальных объектов на общую сумму более чем 1,1 млрд рублей. Разумеется, все эти покупки были совершены у единственного поставщика — речь идет о конкретных зданиях и помещениях, чаще всего возводимых застройщиками в рамках комплексной застройки микрорайона. Иногда это уже функционирующие школы или детские сады.

При этом цена за квадратный метр в разных случаях бывает разной. 

Например, в случае с крупнейшей подобной покупкой — здания лицея № 148 в на улице Академика Макеева площадью почти 10 тыс. кв. м — цена за «квадрат» составила более 52,7 тыс. рублей (общая цена — 519 млн рублей). Поставщиком стал УК «Пифагор» — структура, известная в челябинском бизнес-сообществе как имеющая отношение к семье Крикун — одному из крупнейших застройщиков Челябинска.

А вот здание детского сада на улице Эльтонской 2-й (продавец — ООО «Строймеханизация», аффилированная с семьей и партнерами известного челябинского предпринимателя Сергея Вайнштейна, у которого также имеются давние и широкие интересы в строительстве) при площади 5549,7 кв. м обошлось городской казне в 181,8 млн рублей или чуть более 32,75 тыс. рублей за «квадрат».

Впрочем, искать в этом подвох довольно трудно — все-таки речь идет о конкретных зданиях или помещениях, по-разному отремонтированных (или нет) и, если речь об учебных заведениях, по-разному оснащенных.

В итоге крупнейшими подрядчиками КУИЗО за последние 11 месяцев стали структуры, аффилированные с крупными застройщиками. Кроме УК «Пифагор» и ООО «Строймеханизации» это ООО «Специализированный застройщик «СК Легион» - одна из структур группы компаний, принадлежащих Александру Букрееву, и ООО «СК «Стройдом», принадлежащее Евгению Дементьеву.

Стоит также отметить не вошедшие в рейтинг по отдельности структуры, связанные с известной в строительных кругах семьей Мельник-Фрейман (основная структура — СК «Магистр»). Вместе ООО «Стройкомфортсервис» (владелец Аркадий Фрейман) и ООО «УК «Милар» (владелец — Лилия Мельник, супруга Аркадия Фреймана) получили два контракта от КУИЗО (помещения под детские сады) на общую сумму 104,7 млн рублей.

Управление транспорта

Здесь все несколько проще. Основная масса всех контрактов управления транспорта (в зоне нашего внимания оказались 16 контрактов на 957,2 млн рублей) связана либо с поставкой транспортных средств для нужд города, либо с розыгрышем услуг по выполнению маршрутных перевозок по регулируемым тарифам. 

Причем во втором случае основными подрядчиками стали две структуры муниципального общественного транспорта — ООО «Общественный городской транспорт» (автобусные перевозки) и ООО «Челябинский городской электрический транспорт» (трамваи и троллейбусы). Именно через отторговку маршрутов осуществляется их финансирование из городского бюджета.

Контрактов же на поставку транспортных средств всего четыре на общую сумму 721,8 млн рублей. Это широко разрекламированные поставки нескольких десятков автобусов на сжиженном или компримированном природном газе, которые были осуществлены по инициативе губернатора Алексея Текслера и финансировались из областного бюджета.

Поставщиками техники стали ООО «Маз Центр Челябинск» и ООО «Синегорье-авто». Они же стали в итоге и крупнейшими подрядчиками управления транспорта мэрии.

Управление капитального строительства (УКС)

Через это управление проходят довольно разнообразные подряды. Среди тех 53 контрактов на 2,6 млрд рублей, что попали в зону нашего внимания, есть строительство детских садов и школ, тяговой подстанции и даже работы по продолжению строительства метрополитена (и работы по обеспечению безопасности на стройке метро).

По восьми контрактам на общую сумму 464,5 млн рублей выкупаются в муниципальную собственность в общей сложности 320 квартир, которые предполагается пустить и на обеспечение жильем детей-сирот и переселение из ветхо-аварийного жилья.

Также через УКС челябинской мэрии проходят контракты на комплектование строящихся муниципальных детских садов и школ мебелью, средствами обучения, специальным и спортивным оборудованием, кабинетами робототехники и компьютерной техникой. Таких контрактов набирается почти на полмиллиарда рублей.

Самым успешным подрядчиком УКС стало ООО «СК «Стройдом», принадлежащее Евгению Дементьеву, сыну бывшего главы Калининского района Петра Дементьева. На счету этой структуры три контракта на 910,1 млн рублей.

Господин Дементьев — многолетний деловой партнер депутата городской думы Челябинска Сергея Селещука (они соучредители нескольких компаний). Господин Селещук в свою очередь - один из основных фигурантов в уголовном деле задержанного 11 декабря прошлого года экс-главы Челябинска Евгения Тефтелева, обвиняемого в получении взяток и находящегося под домашним арестом. Речь в деле идет об «откатах» за получение подрядов для компании «Уралжилстрой» на общую сумму более 700 млн рублей на строительство крупной (1500 учащихся) школы в микрорайоне «Парковый».

По сведениям СМИ, Селещук, написав чистосердечное признание в даче взятки и дав показания на лиц, причастных к преступлению, был в соответствии с законом освобожден от уголовной ответственности и даже остался депутатом.

Любопытно, что «СК «Стройдом» с 2015 года стабильно получала по 1-2 подряду в год от управления капстроительства мэрии Челябинска, однако серьезные успехи стали приходить к ней именно начиная с осени прошлого года. Кроме получения контрактов от КУИЗО и УКС администрации Челябинска компания на днях стала победителем торгов на строительство в Челябинске регионального центра олимпийской подготовки по хоккею, сметная стоимость которого около 740 млн рублей. Вместе с этим контрактом общий портфель госзаказов компании господина Дементьева приблизился к 1,8 млрд рублей.

 В Челябинске определили подрядчика на строительство регионального хоккейного центра. Но процедуру приостановили антимонопольщики 

Второе место заняло АО «Челябметрострой» (2 контракта на 285 млн рублей) — многолетний подрядчик идущего уже почти 30 лет строительства челябинского метрополитена.

Третьим стало ООО «Специализированный застройщик «Западный луч», на счету которой четыре контракта на 243,3 млн рублей. По ним город должен получить 144 благоустроенных квартиры (средняя цена квадратного метра по этим контрактам составила около 30,95 тыс. рублей).

«Западный луч» — компания, равными совладельцами которой являются ООО «Центр управления проектами» (структура упоминавшейся выше семьи Крикун) и компания «Нортохолм Инвестментс ЛТД» (Британские Виргинские Острова), связанная с семьей Сергея Вайнштейна. Директором «Западного луча» является Сергей Сихурулидзе, который также директорствует в упомянутом ранее ООО «Строймеханизация». 

Четвертое место (4 контракта на 221,2 млн рублей) стало АО «ЮУ КЖСИ», на 100% принадлежащее правительству Челябинской области. У него муниципалитет выкупает в общей сложности 176 квартир.

Из других компаний, попавших в число крупнейших подрядчиков управления капстроительства, обращает на себя внимание «Трест Магнитострой» магнитогорца Олега Лакницкого, который, зайдя в Челябинск при губернаторстве своего земляка Бориса Дубровского и мэрстве другого магнитогорца Евгения Тефтелева, пытается удержать свои позиции в областном центре. 

Привлекает внимание и ООО «Альфастрой» депутата городской думы Челябинска Олега Иванова. Впрочем, большая часть госконтрактов «Альфастроя» имеет отношение к региональному минстрою.

Комитет дорожного хозяйства

Безоговорочно крупнейший из заказчиков в структурах администрации Челябинска. В зону нашего внимания попали 104 контракта на общую сумму 9,77 млрд рублей. 

Через комитет проходят очень разнообразные тендеры — работы по содержанию улично-дорожной сети Челябинска, строительство новых и ремонт уже существующих дорог, возведение и капремонт транспортных путепроводов, строительство набережной реки Миасс, установка ограждений, работы по озеленению улично-дорожной сети, поставки электроэнергии для освещения улиц города, ремонт наружного освещения и даже закупка и установка праздничной иллюминации в рамках подготовки саммитов стран ШОС и БРИКС.

Абсолютным лидером среди подрядчиков комитета дорожного хозяйства стало ООО «Строймеханизация» семьи Сергея Вайнштейна, выигравшее большую часть подрядов на содержание улично-дорожной сети в районах Челябинска и получившее подряды на строительство новых участков улицы Татищева и 250-летия Челябинска. Всего на счету компании девять контрактов от комитета на общую сумму 2,9 млрд рублей.

Впрочем, все контракты на содержание улично-дорожной сети — трехлетние, рассчитаны до конца 2022 года. Так что и годовые платежи по ним надо делить на три. Кроме того, выполнение этих контрактов — дело чрезвычайно хлопотное и потребовало крупных вложений в дорожную и коммунальную технику.

Сразу два крупных подрядчика комитета — ООО «Урал-сервис-групп» и ООО «Строй-сервис» — формально контролируются одними и теми же людьми — Еленой Понькиной (по 80%) и Максимом Несветаевым (по 20%). Всего на общем счету этих двух компаний пять контрактов на общую сумму 1,175 млрд рублей, включая подряды на строительство набережной реки Миасс и путепровода на дороге в аэропорт в Металлургическом районе.

ЕАН еще прошлой осенью писал, что за господами Понькиной и Несветаевым, возможно, стоят те же самые люди и структуры, которые осваивали миллиарды рублей на дорожном строительстве при Михаиле Юревиче и Борисе Дубровском.

 На «манеже» — все те же? В Челябинске появился новый игрок на рынке муниципальных строительных подрядов 

Данных о Елене Понькиной в открытых источниках мало, долями в обеих компаниях она, как и господин Несветаев, владеет с 2018 года. Однако нам в тот раз удалось найти несколько судебных актов, в которых человек с точно такими же данными выступает в качестве представителя ОАО «Южуралавтобан».

«Понькина — представитель «Южуралавтобана», «Южуралмоста» и связанных с ними структур и людей, возможно, ее владение компаниями лишь номинально», — предполагал источник ЕАН, не раз пересекавшийся с госпожой Понькиной в судебных разбирательствах.

«Южуралмост» и «Южуралавтобан» - крупнейшие на протяжении нескольких десятилетий подрядчики по контрактам в дорожно-строительной отрасли Челябинской области. В бизнес-сообществе региона считают эти компании аффилированными с отцом и сыном Вильшенко — Геннадием и Сергеем. 

Кроме того, с января нынешнего года директором УСГ является некто Александр Шутов. Он же был директором ОГУП «Челябинскавтодор» с 2012 по 2015 год, сразу после Константина Овчинникова. Последний известен тем, что в 2014 году был задержан сотрудниками ФСБ по подозрению в получении крупной взятки.

Сам же ОГУП, находившийся в прямом ведении областного минстроя, по-тихому свернул свою деятельность и в 2017 году был преобразован в ООО «Челябинскавтодор» (100% — правительство области), а чуть позже — в ООО «Карталинское предприятие по ремонту и содержанию автомобильных дорог». Которым владеют через ООО «Технопарк» экс-начальник ФСБ Златоуста Геннадий Вильшенко (Сергей Вильшенко скрывается за границей от преследования по уголовному делу, связанному с его противостоянием с Андреем Чайкой, сыном бывшего генпрокурора РФ Юрия Чайки), Алексей Башаев и все тот же Константин Овчинников.

Еще один крупный подрядчик комитета дорожного хозяйства — ООО «Дорстройтех-лизинг», принадлежащее известной в городе семье Аракелян, издавна специализирующейся на дорожно-строительной тематике. На счету компании шесть контрактов на 748,3 млн рублей.

К армянской «диаспоре» в дорожно-строительном бизнесе относится ООО «Нижавтодорстрой» нижегородца Усика Петросяна (один контракт, 255 млн рублей) и ООО «Уралдорстрой», ранее известное как ООО «ТПК ЯКК» (четыре контракта, 187,2 млн рублей), чьим владельцем является Нвер Колозян и которая часто выступает субподрядчиком по контрактам «Нижавтодорстроя». Если суммировать подряды армянской «диаспоры», то получаются внушительные 1,2 млрд рублей.

Еще один заметный подрядчик — АО «Специализированное монтажно-эксплуатационное управление» (ранее известное как СМЭУ ГАИ) — основной подрядчик по обслуживанию управления улично-дорожной сети города (два контракта, 651,2 млн рублей). Именно специалисты СМЭУ заведуют автоматической системой управления дорожным движением Челябинска, именно эта компания по заказу города устанавливает и меняет светофоры и дорожные знаки, наносит разметку на проезжую часть. Директор и совладелец компании — Игорь Беляшов.

Из иногородних подрядчиков выделяется Санкт-Петербургкая компания «Омега», получившая от мэрии города пять контрактов на 420 млн рублей. Все подряды «Омеги» — ремонт декоративной световой иллюминации. Кстати, в общей сложности на эти работы, учитывая контракты, выигранные другими подрядчиками, ушло около 600 млн рублей. Насколько эти деньги видны (во всех смыслах) на улицах города, судить скорее жителям.

Итоги

Общая картина по итогам нашего исследования показывает, что, несмотря на большой объем общий муниципальных подрядов, этот рынок достаточно серьезно сконцентрирован — 20 крупнейших игроков осваивают почти три четверти всего объема мало-мальски крупных контрактов (напомню, мы смотрели все подряды с конечной ценой свыше 3 млн рублей). Действительно же крупные суммы (свыше 500 млн рублей) достались лишь семи подрядчикам.

Самый явный лидер — структуры, связанные с Сергеем Вайнштейном. ООО «Строймеханизация» и ООО «Специализированный застройщик «Западный луч» на пару получили при Наталье Котовой 14 контрактов на общую сумму 3,33 млрд рублей. При этом основная часть контрактов — содержание улично-дорожной сети — новый для Вайнштейна вид деятельности.

Затем идут господа Понькина и Несветаев (и, возможно, стоящая за ними семья Вильшенко), чьи компании «Урал-сервис-групп» и «Строй-сервис» получили подрядов на 1,175 млрд рублей.

Своего рода бронза у Евгения Дементьева и его «СК «Стройдом» — 1,03 млрд рублей.



Если смотреть на итоги распределения контрактов с точки зрения внутриэлитных раскладов, то становится заметно определенное желание мэрии Челябинска и главы города (или это так случайно получилось) раздать «всем сестрам по серьгам». Во всяком случае, свою долю в городском «пироге» получили многие игроки городской бизнес- и политической элиты, как «новенькие», так и многолетние подрядчики мэрии.

Сохранится ли такое положение дел в дальнейшем - покажет время. Его у Натальи Котовой много - ее полномочия истекают в 2024 году...

Источник фото: Дмитрий Толстошеев, пресс-служба губернатора Челябинской области, инфографика — Людмила Орлова
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+