«Выжили на грибах»: жительница Херсонской области - о быте во время спецоперации
Цены выросли вдвое, люди перепродают «гуманитарку», а мальчишки собирают осколки от снарядов. Каждый выживает как может, но все стараются жить обычной жизнью, радоваться мелочам и не обращать внимания на проезжающую по улицам военную технику. Жительница села Белозерка Херсонской области Юлия Колбунцова рассказала ЕАН о быте местных жителей в новых реалиях.
Юлия, как и автор этого интервью, - уроженка Каменска-Уральского, мы вместе ходили в детсад, а потом в один класс. В 1996 году ее мама вышла замуж за жителя Украины, и семья уехала в Херсонскую область. Когда Юле исполнилось 18 лет, ей выдали украинский паспорт, иметь двойное гражданство на Украине нельзя. Сейчас ей 39, и у нее трое детей. Она вдова - несколько лет назад муж трагически погиб. Вместе с сыновьями Юлия живет в частном доме в Белозерке. Это поселок городского типа недалеко от Херсона, где, по данным интернета, в 2020 году проживало около 9 500 человек. Сейчас, по словам Юлии, намного меньше.
- Юля, расскажи, как складывается ситуация в Белозерке с начала спецоперации - уезжают ли люди за границу или остаются в поселке?
- Все, кто мог, уехали почти сразу, в основном в Европу. Половина Белозерки точно выехала, особенно те, у кого деньги были. Остались в основном вдовы, многодетные и малообеспеченные семьи, пенсионеры. Но недавно к нам приехало много беженцев со стороны Николаевской области, где сейчас ведутся активные боевые действия. В общем, одни уехали, другие приехали.
«Я не встретил там ни одного сторонника Украины»: екатеринбургский депутат - о жизни на Донбассе
- Какие меры безопасности вы принимаете, когда неподалеку происходят военные действия?
- Мы с детьми в такие моменты спим на полу, подальше от окна, накрываемся одеялами. У меня нет подвала в доме, так как у нас на участке подземные воды. У кого подвалы есть, те в них прятались. У моего соседа через три дома есть подвал, говорит: «Если что, бегите к нам». Но если будут «прилеты», это еще добежать же надо, а все очень быстро происходит, порой неожиданно. Недавно откуда-то ракета прилетела в хозяйственный магазин, осколки разлетелись в разные стороны. У меня старший сын в это время гулял на улице. Домой пришел, я у него из кроссовка осколок вытащила. Младшие дети иногда собирали осколки, приносили домой играть.
фото предоставлено Юлией Колбунцовой
- Как обстоит ситуация в поселке с продуктами? Когда мы общались в начале весны, у вас в магазинах был дефицит.
- Проблемы с продуктами появились практически сразу с начала спецоперации.
Уже в конце февраля Белозерку перекрыли со стороны Херсона, и у нас не было ввоза продуктов вообще. Так продолжалось как минимум месяц. У нас тут был завод по выращиванию шампиньонов, не так давно он закрылся. А тогда раздавали жителям бесплатно грибы, также что-то раздавали фермеры – овощи, молоко.
Только благодаря этому мы и выжили, так как запасов продовольствия у нас не было, никто такой ситуации не ожидал. Сейчас продукты завозят, в магазинах появились российские продукты, стоимость указана как в гривнах, так и в рублях.
- Цены за это время выросли?
- Конечно. Особенно сильно подорожали крупы – процентов на 50 минимум. Кстати, сейчас появились русские крупы и мука. Я покупала крымскую муку, по качеству она, на мой взгляд, даже лучше украинской. Стоимость овощей осталась на прежнем уровне – их тут у нас выращивают. Сигареты подорожали раза в три - самые дешевые стоят 40 гривен (примерно 66 рублей по официальному курсу – прим. ЕАН).
Но курс сейчас у нас «гуляет»: у кого-то из частников - один к двум, у кого - 60 копеек за 1 гривну. В сетевых магазинах придерживаются официального курса. У нас в Белозерке пока жители в основном расплачиваются гривнами, а вот в Херсоне уже используются и рубли. У нас же, если менять рубли на гривны на рынке (банки не работают), – надо очень сильно постараться, чтобы найти максимально выгодный курс.
- Работают ли аптеки, поликлиники?
- Аптеки работают, но они до сих пор у нас в Белозерке пустые. Люди от нас, кому очень надо, наверное, ездят в Херсон, но и там лекарства надо поискать еще. Что касается больниц, то потихоньку работают, но специалистов сейчас не хватает. У сына не так давно ухо заболело, пришли в поликлинику, а там ни одного лора сейчас нет. Только направление в Херсон могут дать.
Цены важнее политики: читатели ЕАН об отношении к русским в недружественных странах
- Выплачивают ли пенсии, пособия?
- Да, но сначала были сильные задержки, вплоть до двух месяцев. Сейчас понемногу выплачивают, но цены на все, как я уже сказала, выросли, а пособия как были маленькими, так и остались. Я по потере кормильца получаю 2900 гривен в месяц на всех трех детей – это, если примерно умножить на два, 5800 рублей. Половина сразу уходит на коммуналку.
Пособие я получаю на банковскую карту, ею везде и расплачиваюсь. В Белозерке банкоматы и банки давно не работают. Даже «Приватбанк» (крупнейший банк Украины – прим. ЕАН) закрыт. Возможно, что-то работает в самом Херсоне. У нас я не знаю как люди обналичивают деньги, многие для каких-то расчетов переводят друг другу через мобильный банк.
- Как сейчас ситуация с работой в поселке?
- Очень плохо. Самым крупным предприятием у нас был завод по выращиванию шампиньонов, о котором я говорила. Там очень много людей работало. Сейчас он закрыт. Не работают многие административные структуры, хотя, например, работникам суда пока перечисляют зарплату.
На днях у нас открыли центр занятости, но там вакансий особо нет, людям пока ничего не выплачивают.
Те, у кого были деньги, сейчас все сидят на рынке и что-то продают. У меня есть знакомая, которая раньше держала небольшой частный магазинчик. Когда он закрылся, она все оттуда унесла домой и сейчас продает это на рынке. Другой знакомый – тоже из маленького магазинчика, – когда были проблемы с поставками продуктов, все бесплатно раздал жителям поселка. Все люди разные.
Вот, например, когда бесплатно весной раздавали грибы, одна женщина тут же побежала продавать их на рынок. После этого предприятие сказало, что будет давать только по одному ящику в руки. Или как-то со стороны России пришла гуманитарная помощь: сказали, по одному набору в руки. Одна бабулька сбегала аж четыре раза – видимо, ее не запомнили в лицо и выдали. Она тут же все это на рынок вынесла.
- Вы получаете финансовую помощь со стороны России?
- Была единоразовая поддержка в размере 10 тыс. рублей. Ее выдавали всем, кто написал заявление на получение помощи. Сначала были ужасные очереди. У меня знакомая, у которой пятеро детей, пошла в первый день выдачи и простояла с 8:00 до 16:30, пока Собес не закрылся. В тот день она ничего не получила.
Я пошла в другой день, выдали 10 тыс. рублей. А потом еще мне из Собеса позвонили и сказали, что еще 10 тыс. положено, так как я многодетная. Так что мне на семью выдали в общей сложности 20 тыс. рублей. Сказали, что потом могут дать еще материнский капитал, но для этого надо поменять паспорт на российский. У нас в поселке пока не меняют, наверное, надо будет для этого ехать в Херсон.
Продуктами очень хорошо помогают военные РФ. Русские появились у нас в поселке в марте-апреле. Сначала - Росгвардия, потом военные отряды. Военные сейчас кормят половину поселка.
Смотрят, кто многодетные, пенсионеры, инвалиды – тем побольше выделяют, все проблемы решают. Сами военные постоянно получают из России продовольствие и всех кормят. Вот они живут, например, на определенной улице, и вся улица полностью обеспечена продуктами. Смотрят, кто в чем нуждается, – и макароны, и крупы, и сок – всего навезли.
- А как в поселке начался учебный год?
- У нас было три школы, но сейчас всех детей объединили в одну. Детей сейчас мало – как я говорила, очень много народа из поселка уехало. Учебный год у нас начался 6 сентября, так как к 1 сентября еще не успели завезти русские учебники. В школе для безопасности дежурят военные, установлена рамка металлоискателя.
Детей полностью всем обеспечили – нам сказали принести лишь одну тетрадь и ручку на ребенка. Абсолютно все учебники и канцтовары выдают. Раньше такой поддержки никогда не было – даже многодетные должны были полностью закупаться сами.
- Какие в целом у людей настроения?
- Все продолжают жить своей жизнью, решать свои проблемы, пусть и в изменившихся условиях. Жизнь продолжается.
Гром среди ясного неба: репортаж Александра Лукманова из ДНР. ФОТО/ВИДЕО Напомним, после признания независимости ДНР и ЛНР президент РФ Путин объявил военную спецоперацию на Украине. На первом этапе военные РФ заняли или окружили крупнейшие украинские города. Россия получила сухопутный путь в Крым. Из зоны боевых действий в Россию выехало около 3,8 млн беженцев, в Европу - порядка 7 млн человек. По данным ООН, 4,8 млн беженцев из Европы уже вернулись домой. Спустя месяц с Киева была снята осада, выведены войска из всех северных регионов Украины и переброшены в Донбасс, где российской армии противостояла самая дееспособная группировка украинской армии численностью до 100 тыс. человек. Там россиянам удалось взять под контроль всю территорию ЛНР.