July 6, 2019, 05:15 PM

«Если бы я все попробовал, то не дошел бы до последней юрты»: как Алексей Текслер испытал на себе все гостеприимство сабантуя

На входе на территорию сабантуя стояли десятка три парней и девушек в национальных татарских и башкирских костюмах, держа практически на вытянутых руках хлеб, чакчак и прочие вкусности. С разных сторон их усилили главы татарской и башкирской диаспор — председатель конгресса татар Челябинской области Лена Колесникова и представитель республики Башкортостан на Южном Урале Амур Хабибуллин.

Ждать Алексея Текслера было еще минут десять. Но никто и не собирался расслабляться. Старшие товарищи раз за разом проводили регогносцировку рядов, и каждый раз подправляли, казалось, и без того идеальную картину.

«Для нас большая честь и ответственность принимать высоких гостей», — признался Амур Хабибуллин. — «К тому же в этом году республика Башкортостан празднует 100-летие со дня своего образования, и нынешний праздник посвящен этому событию».

Традиционно Сабантуй завершает программу Всероссийской научно-практической конференции «Расулевские чтения», завершившую свою работу накануне.

Под праздник приспособили территорию бывшего аэродрома Упрун, еще, казалось, совсем недавно служившего местом базирования вертолетного полка. Но военные ушли, забрав с собой даже бетонные плиты рулежных дорожек и взлетной полосы, поэтому главе Троицка Александру Виноградову стоило немалых усилий привести это место в приличное состояние — около 50 грузовиков с грунтом и песком на отсыпку дорог, антисанитарная обработка, кошение травы, разметка площади под парковку нескольких тысяч автомобилей и автобусов, ограждение семи гектаров территории под собственно праздник…

«Во сколько обошлось?», — господин Виноградов был, казалось, одновременно счастлив, чуточку растерян, и, конечно, немного утомлен. — «Счет за кошение травы пришлют — узнаю».

И ведь все могло сорваться. Накануне ночью на Троицк налетел ураган и разметал на поле всё — стенды, палатки, торговые ряды… Взять природе верх не позволили. Ничто не могло омрачить праздник для десятков тысяч людей. Да еще и с визитом главы области.

Алексей Текслер прошел метров сто от микроавтобуса до входа, поздоровался с встречающими его людьми, оторвал кусочек чак-чака, и пошел внутрь, осматривать территорию. Тут-то собственно, и началось.

Дело в том, что почти каждый район Челябинской области, где есть значимые татарские и башкирские диаспоры, традиционно выставляет на сабантуй свои экспозиции, которые включают в себя юрту, несколько человек в национальных костюмах, которые, конечно же, встречают дорогого гостя и песней, и пляской, ну, и, разумеется угощением. И каждый район, каждая делегация старалась, что называется, по полной. И — от души, по-настоящему, так, что не отвертишься. И в юрту надо заходить, и кусочек чак-чака или хлеба оторвать, и песню послушать…

Алексей Текслер, казалось, поначалу был просто ошеломлен навалившимся на него неостановимым валом гостеприимства. Перед первой юртой он выпил поднесенную пиалу с кумысом, но затем, кажется, понял, что попробовать все будет слишком серьезной нагрузкой. Тем не менее, зашел в каждую юрту, прослушал все песни, просмотрел все выступления танцевальных коллективов. И даже смог эффектно вывернуться, когда одна из женщин от всей души попыталась затащить его в пляску.

После осмотра юрт глава области направился к спортивному сектору, где ему продемонстрировали лучшие приемы борьбы на поясах кюреш (здесь к празднику присоединился главный богатырь башкирского народа Эльбрус Нигматуллин), ловкость и силу представителей троицкой секции армрестлинга и прочие народные игры и спортивные забавы. За этим последовали многометровые ряды представителей ремесленничества и народного творчества.

В ходе осмотра к Алексею Текслеру присоединился шейх Абдурразак Ассаиди, профессор Амманского Международного Университета (Иордания), потомок Пророка Мухаммеда в 42 поколении, а также муфтий Челябинской и Курганской областей Ринат хаджи-хазрат Раев.

Наконец, спустя примерно час с небольшим Алексей Текслер с сопровождающими устроились в первом ряду перед большой сценой Сабантуя. А еще спустя минут пять глава региона поднялся на сцену.

«Приветствую всех на Сабантуе в старинном городе Троицке. Сабантуй — древний и вечно молодой праздник. Он зарождался как праздник земледельцев, праздник Большого плуга. Сейчас это поистине всенародный праздник наших замечательных традиций. Хорошо, что мы вместе с вами эти традиции сабантуя чтим и храним. Выражаю особую благодарность делегации из Республики Башкортостан, которая в этом году отмечает 100-летний юбилей. Отдельное спасибо делегации из Татарстана и всем тем, кто приехал к нам на Южный Урал. «Рахим итэгез, дуслар! – Добро пожаловать, друзья!», — фраза Текслера на татарском вызвала овацию собравшихся возле сцены тысяч людей.

Пока шло открытие, на семи гектарах территории разворачивалась бойкая торговля. А там — шашлыки, плов, чак-чак, манты, кумыс, буза (слабоалкогольный напиток из ячменя, овса, проса или кукурузы — прим. ЕАН), эчпочмаки, беляши…. Все кулинарное богатство национальных традиций... Устоять можно было, лишь по полной программе поняв, что еще одной традицией и у татар, и у башкир является умение выгодно торговать. Но это осознаешь лишь тогда, когда твой кошелек опустел…

«Я получаю огромное удовольствие, людям невозможно отказать в гостеприимстве», — заметил Текслер чуть позже, подойдя к журналистам, и не сдерживая свою широкую, искреннюю улыбку. — «Обошел все юрты и шатры, посмотрел на самобытную культуру народов нашей области, кулинарные традиции… Здесь проводится конкурс, и мне сказали, что будет победитель… Была идея, чтобы в следующем году сделать этот конкурс на приз губернатора. Подумаем. Не очень понимаю место и роль губернатора в этом смысле. Если бы я все попробовал, до до последней юрты не дошел бы».

И не поспоришь...

Дмитрий Моргулес

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+