April 26, 2021, 10:56 AM

«Есть регионы, из которых не уходят». Алексей Овакимян – о власти, бизнесе и инвестклимате в Челябинской области

На Южном Урале по итогам прошлого года инвестиции в основной капитал составили 322,2 млрд рублей, что выше показателей 2019 года. Впрочем, есть факторы, которые препятствуют еще более интенсивному росту капиталовложений. Почему компании Челябинской области меняют «прописку» на другие регионы, как можно улучшить инвестклимат в регионе и достаточно ли делают местные власти – рассказал старший партнер ГК «Авуар», председатель комитета по налогам и налоговой политике Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, кандидат экономических наук Алексей Овакимян.

– Алексей Дмитриевич, одна из главных новостей промышленности региона этой весны – продажа ЧТПЗ. Как вы оцениваете это событие с точки зрения влияния на экономику и политику Челябинской области?

– Глобально – никак не влияет на экономику и политику региона, потому что налогоплательщик где был, там и остался. С точки зрения налоговых доходов ничего не поменяется. А с точки зрения социальных программ, я думаю, что в ТМК не будут их сокращать, потому что от них есть положительный эффект – лояльность населения. Поэтому регион от продажи практически ничего не потеряет. 

– За последние десять лет ряд других компаний сменили регистрацию и «уехали» из Челябинской области по разным причинам. Это нормальная практика для регионов – перерегистрация бизнеса в Москву, например, – или эта тенденция характерна только для нас?

– Честно говоря, не могу сказать, что характерно только для нас. Есть, конечно, регионы, из которых компании не уходят – допустим, Свердловская область. Дело в том, что там высокий уровень «буржуазного патриотизма». Владельцы федеральных и международных компаний Екатеринбурга сами живут в областном центре и никуда не переезжают. 

А что касается нашего региона, так получилось, что не все собственники живут в Челябинске. Но кроме этого, у нас достаточно высокий уровень агрессии налоговой службы и отсутствует механизм медиации между налоговиками и бизнесом. Допустим, в Татарстане таким посредником выступает глава республики. Если он видит давление на бизнес, то может повлиять на налоговую и силовиков в интересах экономики региона. В Челябинской области с самого начала не было так заведено – региональная власть никак не влияет на правоохранительные органы, структуры живут своей жизнью. Во многом из-за отсутствия диалога несколько крупных компаний сменили место регистрации на другой регион.

– В одном интервью вы говорили, что местная власть мало что может сделать в глобальном смысле для улучшения инвестиционного климата в регионе. Но все-таки, что-то от нее зависит, помимо выхода на диалог с силовыми структурами и бизнесом?

– На самом деле, в политике привлечения инвесторов есть две основные проблемы: работа с контрольно-надзорными органами и кадры. И в этих проблемах полномочия у региональной власти очень ограничены. В Челябинской области правительство делает все, что возможно в этих рамках.

Например, инвесторов интересует стабильность с точки зрения контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора, Росприроднадзора, МЧС, УФМС и пр. А у местной власти над ними почти нет контроля. Кроме того, проблема в том, что у силовых структур превалирует формальный подход.Когда налоговая банкротит предприятие, нельзя сказать, что делают они это незаконно. Вопрос в другом: например, нарушитель не может заплатить 1 млрд. Но у него есть возможность перечислить 500 млн рублей. Ему не позволят это сделать – все равно обанкротят и предприятие не сохранят. Поэтому здесь нужна медиация между бизнесом и налоговой. Но ФНС на диалог с налогоплательщиком не идет – боится упреков в коррупции. Они делают, что положено, а то, что получится в итоге, – их не интересует. 

– Насколько просто наладить диалог региональной власти с силовиками?

– Сложно договариваться с теми, кто тебе не подчиняется. Гораздо проще отдавать команды тем, кто обязан их выполнять. К тому же власть боится упреков в отстаивании интересов конкретного бизнеса.

– Надзор – первая проблема, а что с кадрами?

– В России – дефицит квалифицированных кадров. Технологические компании идут туда, где им обещают специалистов. А за подготовку кадров отвечают вузы, но они тоже подчиняются федеральным властям. И многое зависит от коммуникации между регионом и вузом. Если выстроить работу грамотно, инвесторы придут, несмотря на репрессии силовиков. Надо показать, что у нас есть, например, кузница IT-кадров. И тогда компании смогут открыть здесь свои филиалы.

– Кстати, про IT-сектор. В Челябинской области традиционно сильные металлурги, машиностроители. В перспективе можно рассматривать наш регион как один из центров IT и диверсифицировать экономику за счет этого?

– IT-сектор достаточно легко развить в любом регионе. Вопрос в том, как удержать потом этих специалистов. Потому что местонахождение специалиста в этом случае не имеет значения. Например, в IT-отделе нашей компании есть ребята из Тулы, Саратова, Томска. Они живут там, где им хорошо. А вот чтобы IT-шники хотели остаться, нужна среда.

Что пугает инвесторов

– В прошлом году приняли закон «О защите капиталовложений», который гарантирует предпринимателям неизменность условий на период реализации крупных инвестпроектов. В Свердловской области уже есть аналогичный закон на региональном уровне с меньшим порогом вхождения. У нас его еще нет, хотя обещали ориентировочно в апреле. Есть у бизнеса потребность в этом?

– Я скажу крамольную вещь, но мне кажется, что это абсолютно бесполезный закон. По двум причинам: у нас законодательство достаточно стабильное, и что касается налогов – они так критично не растут, чтобы это пугало бизнес. 

Инвесторов пугает немного другое: при неизменности налоговых ставок, финансовая нагрузка на бизнес постоянно возрастает. С одной стороны, это разного рода онлайн-кассы, ЕГАИС, «Платон» – все, что не является налогом, но обязательно к уплате. 

С другой стороны, то, что раньше считалось обычаем делового оборота в бизнесе, сейчас стало запрещено, хотя законодательство не менялось.

Раньше один предприниматель мог создать две фирмы на упрощенной системе налогообложения. Теперь это считается уклонением от уплаты налогов путем дробления бизнеса. За это жестко наказывают и по этой причине уже начались банкротства. – То есть, сам закон не меняется – условия те же, но власти не позволяют расслабиться?

– Да, и надо отдать должное Федеральной налоговой службе – они очень хорошо работают с судебной системой. Раньше предприниматели чаще выигрывали в судах, а сейчас выиграть у налоговой службы судебный спор – это чудо. 

– За счет чего налоговая так укрепила свои позиции?

– Во-первых, у федеральных властей есть понимание, что надо пополнять бюджет. И, скорее всего, это понимание доведено до всех инстанций. А во-вторых, ФНС систематизировала работу. И предварительно, как я понимаю, позиция налоговой по ключевым вопросам обсуждалась с Верховным судом РФ. Поэтому суды принимают решения по стандартизированным претензиям ФНС и оспорить их очень сложно.

– По поводу наполнения бюджета тоже есть вопрос. В последнее время бюджетная политика в Челябинской области изменилась достаточно сильно. При Юревиче был дефицит бюджета, при Дубровском – наоборот, а при Текслере регион берет кредиты, выходит на рынок облигаций. Но все же, тренд на дефицит больше говорит о негативной тенденции или это нормальная практика? 

– Алексей Текслер делает абсолютно правильно. Я и Борису Александровичу [Дубровскому] говорил об этом. Допустим, мы приезжаем в Австрию. И там нам все нравится: красивые, аккуратные улицы, чистота. А внешний долг страны может быть равен ее бюджету, но это никого не интересует.

Внешний долг не ощутим, а хорошо хочется жить здесь и сейчас. Поэтому надо пользоваться всеми финансовыми инструментами. Если ты создашь комфортную, благоприятную среду, то к тебе поедут люди, придут инвесторы, они заработают деньги, и бюджет пополнится этими доходами. Либо можно сначала ждать инвесторов, чтобы они пополнили бюджет, и только потом начать строить. Правда, есть риски, что ты можешь не дождаться инвесторов. 

Поэтому надо вкладывать с умом, осознавая, что эти деньги вернутся потом за счет налогов, которые будут идти в регион благодаря хорошей инфраструктуре. 

И вы, кстати, правильно сказали, что сейчас многие регионы берут кредиты, идут по этому пути, вкладываются в благоустройство, в городскую среду. Есть определенная конкуренция – в других городах происходит то же самое, и надо успевать.

Беседовала: Наталья Горюнова

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Тимур Боташев для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+