October 6, 2021, 7:21 AM

Зачем Башкирия берет инфраструктурные кредиты? Пять наивных вопросов

В конце сентября в Правительстве Российской Федерации одобрили заявку Башкирии на крупный инфраструктурный кредит в 14,8 млрд рублей. Властям республики этого показалось мало и сейчас на рассмотрении в Москве находится еще одна заявка региона – на 15 млрд рублей. Если ее одобрят, долг центру вырастет почти до 30 млрд рублей, это примерно седьмая часть и без того дефицитного бюджета Башкирии. Корреспондент ЕАН выяснил, с какой целью республика влезает в долги и как будет расплачиваться.

1.    Почему раздают деньги?

В апреле 2021 года президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию пообещал предоставить регионам принципиально новый инструмент развития - инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3 % годовых со сроком погашения 15 лет. Он поставил задачу - до конца 2023 года выделить такие кредиты на общую сумму не менее 500 млрд рублей.

«Инфраструктурные проекты регионов должны быть реализованы прежде всего в интересах людей, служить инвестициями в создание новых рабочих мест, в рост благополучия миллионов российских семей, в будущее наших детей. Приоритетами станут автомобильные дороги, обходы городов, обновление систем жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии», - отметил президент. 

Путин сообщил, что инфраструктурные и бюджетные кредиты будут выдавать под контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне. В июле постановлением Правительства РФ были утверждены правила предоставления кредитов, а вскоре - и правила отбора проектов.

2.    Сколько и на что получит Башкирия?

30 сентября, на заседании штаба федеральной правительственной комиссии по региональному развитию, Башкирии одобрили кредит на сумму 14,8 млрд рублей. Деньги хотят направить на строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в новых микрорайонах в Уфе и Нефтекамске.

Нефтекамску достанется 2,8 млрд рублей, дополнительно к ним хотят привлечь в виде инвестиций 75,2 млрд рублей. На эти средства планируется:

  • реконструкция биологических очистных сооружений;
  • строительство главной канализационной насосной станции;
  • развитие инженерной инфраструктуры;
  • строительство школ, детсадов, больниц.

В городе с населением немногим более 130 тыс. человек должны построить 1,1 млн кв.м жилья, организовать 4073 рабочих места.

В Уфе планируется создать 5 объектов транспортной инфраструктуры общей стоимостью почти 9 млрд рублей, среди которых - строительство Южного обхода Уфы с мостом через Белую, покупка 77 автобусов большого класса на 1 млрд рублей; в Кузнецовском затоне построят школу на 2200 мест. До 2036 года планируется построить 4,6 млн кв.м жилья, социальные объекты, для чего будут привлечены частные инвестиции на сумму более 385 млрд рублей.

Это еще не всё: глава Башкирии Радий Хабиров сообщил, что республика подала дополнительную заявку на выделение инфраструктурного бюджетного кредита объёмом 15 млрд рублей. Она включает финансирование проектов по развитию городского транспорта Уфы (трамвайной сети совместно с екатеринбургским АО «Синара – Транспортные Машины» – прим. ЕАН) и всесезонного курорта «Мраткино» в Белорецком районе.

3.    Какие еще регионы берут в долг?

Инфраструктурные кредиты оказались очень востребованы: прием заявок уже закончен. Учитывая, что аппетиты 82 регионов более чем вдвое превысили установленный лимит, общая сумма заявок составила 1,1 трлн рублей. Потребности многих субъектов оказались скромнее, чем у Башкирии, например:

  • Свердловская область получит 11,9 млрд рублей на строительство инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры, включая трамвайную линию в новых жилых районах;
  • Челябинская область - 11,5 млрд рублей на строительство сети метротрамвая;
  • Ханты-Мансийский автономный округ - 8,7 млрд рублей для софинансирования инвестпроектов инженерной, промышленной и спортивной инфраструктуры, строительства технопарка, полигонов твердых бытовых отходов;
  • Татарстан - 10,4 млрд рублей на проекты по развитию дорожной инфраструктуры для жилищного строительства;
  • Карачаево-Черкесская республика - 0,9 млрд рублей на развитие туристическо-рекреационного комплекса «Домбай» и другие цели.

4.    Разве это нормально - жить взаймы?

По мнению экономиста Рустема Шайахметова, получение регионом крупной суммы на выгодных условиях (ставка по инфраструктурному кредиту существенно ниже официальной инфляции, по данным 2020 года это 4,9 % - прим. ЕАН), безусловно, хорошая новость. Главное, чтобы деньги пошли на нужные региону проекты. Пока полной ясности в этом вопросе нет.

«Нам говорят о финансировании строительства Южного обхода Уфы. Если речь о второй ветке железной дороги, почему за нее должна платить республика, а не ОАО «РЖД» - коммерческая структура, которая будет на этом зарабатывать? Башкирия хочет получить кредитные средства на строительство курорта «Мраткино», по которому планировалось заключить концессионное соглашение. Зачем тогда за строительство платить республике? Обычно затраты берет на себя концессионер», - недоумевает эксперт.

Горнолыжный центр «Мраткино» зимой

По мнению Шайахметова, проект создания курорта «Мраткино» несет в себе определенные риски.

«Концессия предполагает, что актив переходит государству. Не знаю, насколько нужен Башкирии горнолыжный курорт. Популярность этого туристического направления в Европе падает. Молодое поколение считает горные лыжи опасным видом отдыха и все меньше катается. Может случиться, что курорт окажется не столь востребован, как планировалось. К тому же на туристическом рынке огромная конкуренция, я не увидел в проекте оснований для того, чтобы туристы ехали именно к нам. Если бизнес возьмется за реализацию, проект надо поддержать, но пусть тогда бизнес и отвечает за результаты», - отметил экономист.

Рустем Шайахметов считает, что деньги гораздо важнее потратить на строительство моста, соединяющего Дему с Уфимским полуостровом. Уже сейчас на этом направлении огромные пробки. Если Уфу решили развивать в сторону Забелья, то есть Затона и Демы, где, как говорят власти, будут жить 400 тыс. человек, необходимо строить дороги.

5.    Сумеем ли расплатиться?

Согласно поручению президента России, погашать кредит нужно с третьего года после его получения. По мнению Шайахметова, стоимость годового обслуживания займа для Башкирии составит около 500 млн рублей, а если одобрят вторую заявку – то 1 млрд рублей. Это примерно двухсотая часть бюджета региона. В 2020 году Башкирия потратила на обслуживание госдолга 209,8 млн рублей, а в этом году запланировано выделить 710 млн рублей. В любом случае, даже сумма в 1 млрд не будет критичной.

«Совокупный долг соседнего Татарстана еще больше - порядка 120 млрд рублей, и это не мешает им активно развиваться, главное, что кредиты дешевые, здесь процентная ставка ниже инфляции, нужно только разумно тратить деньги», - заключил Шайахметов.

Роман Якимчук

Источник фото: сайт администрации Уфы
Комментировать