February 26, 2020, 05:09 AM

«Запрос на выпускников – огромный»: проректор УГЛТУ о новой жизни самого известного Лесотехнического колледжа на Урале

Модернизация управленческих и образовательных процессов в Уральском государственном лесотехническом университете продолжается. Уже со следующего года колледж при вузе выйдет на совершенно новый этап развития – количество направлений подготовки по программам среднего образования вырастет более чем в пять раз.

О перспективах развития самого именитого лесного колледжа на Урале, его соседстве с «вышкой» и преимуществах ступенчатой образовательной модели (колледж – вуз) мы побеседовали с проректором по развитию и качеству образования, кандидатом философских наук Мариной Реньш.

- Марина Александровна, при подготовке к нашей беседе мы столкнулись с забавным казусом. На запрос «лесотехнический техникум» поисковики упорно отвечали правкой – «лесотехнический колледж». В чем разница между колледжем и техникумом?

- Разница очень простая. Колледж может осуществлять подготовку специалистов среднего звена по образовательным программам углубленной подготовки ФГОС, в соответствии с лицензией. Техникум осуществляет обучение по программам базовой подготовки ФГОС.

– Что это означает фактически?

- Допустим, квалификация выпускника называется «старший лаборант», или «старший специалист», или «старший техник». Проще говоря, если у специалиста есть управленческая углубленная компетенция – тогда это колледж. Техникум же присваивает квалификации «лаборант», «специалист», «техник». Но по большому счету этой разницы уже нет. Ранее, до принятия нового ФЗ «Об образовании» в 2012 году, она была.

- Какой уровень подготовки обеспечивает Лестех?

- Уровень колледжа. У нас углубленная подготовка есть как у специалистов по лесному делу, так и по лесозаготовительному и деревообрабатывающему производству.

- Раньше Лестех осуществлял набор на базе 11 классов. Сейчас перешел на систему набора с 9 класса. С чем это связано?

- Во-первых, современное производство в большем объеме требует специалистов среднего звена. Развитие профессиональных навыков и представления о профессии в целом, ориентацию в профессиональной сфере деятельности необходимо начинать раньше.

Это методологическая база – чем раньше она начинается, чем раньше ребенок начинает понимать, какую профессиональную сферу он выбирает, тем более осознанным будет его выбор.

Во-вторых, те производства, которые сейчас есть, и те профессиональные стандарты, которые начали действовать, позволяют начинать подготовку именно с девятого класса. Другими словами, первые профессиональные навыки студенты могут получать параллельно с освоением школьной программы.

В-третьих, девятые классы – это подростки. Дети, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Наверное, какое-то время университет просто не был готов к организации такой работы. Сейчас у нас есть достаточно квалифицированная команда специалистов: педагоги-психологи, социальные педагоги, директор колледжа с обширным опытом работы именно с девятыми классами. Готова среда, инфраструктура.

Наконец, существует высокая потребность к отрасли у самих девятиклассников. С начала года мы проводим профориентационные мероприятия в рамках общей приемной кампании, где фокусируем внимание на диагностике востребованности наших профессий у девятиклассников. И спрос высокий! Особенно у ребят, которые живут вне Екатеринбурга, - они не хотят дальше оставаться на территориях и ищут возможности ранней профессионализации.

- Осознанный выбор профессии в девятом классе – это не рано?

- Человек в девятом классе выбирает не профессию, а сферу интересов. По сути дела девятиклассник не знает содержания труда, поэтому он не может осознанно выбрать профессию. Это называется аморфная оптация – человек ориентируется на очертания. «Меня привлекает техника. Поэтому пойду в техническую сферу».

Да, этот выбор очень неопределенный, очень неустойчивый. Тем не менее какие-то приоритеты в жизни, целевая установка у девятиклассника уже есть. Важно, чтобы те, кто рядом, имели какую-то программу сопровождения этого ребенка. Вовремя диагностировали наклонности, определили интересы.

- Здесь уже школа должна сработать…

- Школа может сработать, но в рамках своих госстандартов. Говорить о профессионализации и профориентации в школе можно весьма условно. Разница в двух часах дополнительной физики или литературы в профильном классе. Может сработать и дополнительное образование, и всевозможные движения – кружки, секции и так далее. Это все работает на профессиональный выбор.

- Если мы говорим о выборе «сферы интересов», конкуренция у УГЛТУ – особенно в Екатеринбурге – огромная.

- Мы готовим специалистов по целому спектру профессий, которых не готовят больше нигде в Екатеринбурге. Это, разумеется, все, что связано с лесом и лесохозяйственной деятельностью, с лесозаготовкой и разными способами деревопереработки – химическими, например. Есть экологические направления, связанные с лесопользованием и природопользованием.

Мы работаем на определенную сферу интересов детей, которым именно эта сфера деятельности интересна. Сам лес как среда обитания или ресурсная среда, которая работает на человека и помогает человеку. Вопросы экологии и экологичного природопользования – это движение раскручено в Екатеринбурге, кроме того, действует целый национальный проект. В этих сферах мы – уникальная площадка подготовки специалистов.

- Сейчас в колледже действуют пять направлений подготовки – выглядит вполне самодостаточно.

- Этого недостаточно. Сегодня мы выстраиваем четкую систему в методологии непрерывного образования: колледж – вуз – работа. Такая же линейка направлений подготовки, какая существует в высшем образовании, будет выстроена в среднем профессиональном образовании, а это более 40 направлений.

- Известны сроки реализации этой стратегии?

- В этом году мы выходим на лицензирование этих направлений подготовки для СПО, на следующий год планируем уже набирать для обучения в колледже минимум по 20 направлениям.

- Масштабы не пугают?

- У нас амбициозные планы! Планируем нарастить число обучающихся в колледже до тысячи человек. Сейчас их 190. А значит без новых направлений нам не обойтись.

- Действующие предприятия смогут задействовать такое количество специалистов?

- В городе востребованность достаточно высокая. Не так давно было совещание, где минобразования и Союз промышленников и предпринимателей говорили о необходимости расширения спектра востребованных направлений подготовки. Есть и предложения от работодателей, которые согласны ждать специалистов, набранных для них по целевому приему. Наш перечень направлений подготовки вызвал живой интерес у всех.

- Механизмы взаимодействия между УГЛТУ и заказчиками уже налажены?

- Конечно. У нас в этом году за специалистами была очередь. Не хватило выпускников, чтобы удовлетворить все заявки от работодателей. Потребность была высокая, мы распределили всех. И несколько работодателей, к сожалению, ушли ни с чем.

- О каких именно специальностях вы говорите?

- Очень высокая потребность в специалистах техносферной безопасности – это инженерная защита. Не хватает специалистов в лесохозяйственной деятельности, там есть проблемы с текучестью кадров, и выпускники востребованы там всегда. И большая потребность по нефтегазовой отрасли – химическое направление, экология.

- И каков приоритет колледжа при университете? Отдать специалиста на предприятие или встроить в образовательную вертикаль и направить дальше в вуз?

- Это два разных пути. Есть предприятия, которые готовы вкладываться в персонал по схеме «чем раньше – тем лучше». Такие просят от нас, чтобы мы целенаправленно направляли к ним ребят с минимальными навыками.

Так работаем со многими партнерами, причем очень крупными игроками на рынке труда. Например, со «Свезой» и «ИЛИМ». Наши ребята ездят туда на практику, чтобы научиться работать на современном оборудовании, участвовать в его сборке и установке. 

Это работодатели, которые заинтересованы в выращивании собственного персонала. Но есть и предприятия, которые к этому не готовы или не имеют такой возможности или потребности. Им нужны готовые специалисты. И они с удовольствием к нам обращаются, когда ребята защищают ВКР. Оба варианта взаимодействия для нас интересны, потому что в любом случае наши выпускники находят работу по профессии и надежно обеспечивают свое будущее.

- Возвращаясь к расширению колледжа: специалистов УГЛТУ на реализацию таких амбиций хватит?

- Сначала у нас не было в этом уверенности. Зато было огромное желание - мы донесли его до сотрудников университета. «Вышка» с радостью откликнулась. Те специалисты, которые сейчас уже работают на кафедрах, готовы работать и брать эту нагрузку. Фактически преподаватели высшего образования в этом году сами проявили инициативу и пошли работать в колледж.

- А что с административными кадрами?

- У нас достаточно компетентное руководство в колледже: специалисты, которые умеют работать и в современной нормативной базе, и в современных основных направлениях СПО. У меня нет абсолютно никаких сомнений – мы заданные масштабы потянем.

- Абитуриенты поедут и из других городов. Как быть с общежитиями?

- Мы удовлетворим потребность в любом количестве студентов. Университет располагает хорошей материальной базой. Все в шаговой доступности.

Студенческий городок очень комфортный, нет необходимости пользоваться даже общественным транспортом. Для студентов колледжа очень удобно. 

Мы планируем выделить отдельное общежитие, полностью приспособленное для девятых классов, ведь для них есть специальные требования. Должно быть организовано строго определенное питание. Эти вопросы решены уже сейчас.

- На какое количество государственного заказа сейчас может рассчитывать колледж?

- Бюджетных мест сегодня порядка 165, контрактных больше.

- А для целевиков?

- Квота традиционная – 5-10%. И мы готовы по ней брать студентов от предприятий и организаций.

- Несколько плюсов от соседства с «вышкой» для колледжа мы уже обозначили. А в чем преимущества для университета?

- В первую очередь это контингент. У нас есть возможность получать профессионально ориентированных студентов, которые принимают решение продолжить обучение в вузе. Для них готовы программы по ускоренному обучению. Для производства двойная выгода от такого специалиста: они получают выпускника, который знает процесс как изнутри, так и с точки зрения специалиста-управленца.

- Какой процент выпускников колледжа продолжает обучение в вузе и как проходит поступление?

- Выпускники колледжа не сдают ЕГЭ и поступают в вуз по внутренним экзаменам. В среднем плюс-минус 75% выпускников поступают в университет на очное или заочное отделение.

- Обучение в колледже всегда необходимо подкреплять практическими занятиями.

- Именно по этой причине придаем огромное значение практическим модулям. Две трети от всего учебного плана – это практическая подготовка, как выездная, так и на базах и мощностях университета. В среднем 30 – 40 часов в месяц. Кроме того, студенты проходят обязательную практику на производствах, девятиклассники будут проходить ее со второго курса.

- Известно, что на многих предприятиях практика происходит чисто формально. Во всяком случае, такая проблема точно актуальна для вузов. Существует ли она в колледже?

- Такая проблема существует не в колледже, такая проблема существует на предприятии. Они не готовы к тому, что сейчас к ним придет несовершеннолетний человек. Предприятия таких людей боятся, они не знают, что с ними делать. Поручить им что-то делать – значит, постоянно стоять рядышком. Не все к этому готовы.

Но, к счастью, существуют и такие, которые знают, что с практикантами делать, и заинтересованы в них. 

Кроме того, обходимся своими силами, у нас есть компетентные преподаватели и свой Уральский учебно-опытный лесхоз, где весь спектр навыков можно сформировать. Там есть и лесозаготовка, и первичная лесопереработка. Конечно, этого недостаточно. Но мы в этом году выходим на новые предприятия и прорабатываем этот вопрос.

Источник фото: Алексей Колчин для ЕАН, пресс-служба Лестеха
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+