РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 13:30
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Цена истории: эксперты рассчитали реальную стоимость земли под Михайловскими казармами в Оренбурге

Продажная цена понизилась в 111 раз
© Илекский народный краеведческий музей; Минприроды Оренбургской области; фотограф Дмитрий Чернов; Антон Рудяк; http: / / instagram.com / nat__ibr
Будущее исторических зданий в центре Оренбурга — одна из главных городских проблем. Одни восхищаются купеческим духом старинных особняков, другие готовы снести все до основания и построить безликие высотки. Все зависит от цены вопроса, и лакомые куски земли в границах исторического поселения города с почти 280-летней историей плавно переходят в руки застройщиков. Проданные «по дешевке» Михайловские казармы XVIII века, ликероводочный завод конца XIX века, вокруг которого вырос новый жилой квартал, а старинное здание так и стоит с заколоченными окнами, сгоревший квартал в центре Оренбурга — это лишь часть исторического наследия, которое может быть уничтожено. Почему это стало возможным и кому выгодно, разбирался корреспондент ЕАН.
Генеральный директор агентства недвижимости «Легато» Светлана Костылева прокомментировала «ЕАН» реальную стоимость памятника архитектуры «Михайловские Казармы»:
«Кадастровая стоимость земельного участка, на котором находятся Михайловские казармы, более 50 млн рублей. Я считаю, в таких случаях должно быть отлагательное обстоятельство: застройщик обязан создать инфраструктуру, восстановить памятник культурного наследия и только потом приступать к строительству многоквартирных домов. Именно такие условия должны выставлять градоначальники, если хотят сохранить исторический центр Оренбурга», — считает Светлана Костылева.
Михайловские казармы — памятник архитектуры, построенный в 1750 году. Казармы видели Пугачевский бунт и гражданскую войну. Весной текущего года рабочие разобрали восемь объектов площадью 4,5 тыс. кв. м. На их месте планируется строительство жилого комплекса. Застройщик «Ваш дом» приобрел землю за 450 тыс. рублей. Компания должна вложить больше 300 млн рублей в восстановление памятника культуры. Привести ОКН в порядок необходимо до 2026 года.
В Оренбурге есть пример подобного решения с печальным исходом — бывшее здание ликероводочного завода на улице Чичерина. Застройщику «Яицкий причал» разрешалось строительство ЖК «Риверсайд» рядом с памятником культуры, но с условием сохранения и реконструкции здания не позднее 2019 года. Затем стало известно, что собственник отказывается от реконструкции здания из-за больших затрат.
«В работе я столкнулась с проблемой: потенциальные покупатели в ЖК „Риверсайд“ отказываются от приобретения жилья, узнав, что окна квартиры выходят на старое полуразрушенное здание. Сейчас люди готовы платить за свой комфорт, и развалины не украсят вид из окна», — считает эксперт по недвижимости Светлана Костылева.

Всякий дом хозяином хорош

Отношение людей к историческим зданиям неоднозначно: одни считают, что старинные здания портят неухоженным внешним видом облик города. Намного выгоднее и практичнее снести зачастую пустующие здания и на их месте построить новые дома и торговые площади. Другие считают: историческая застройка имеет огромное значение и является лицом любого населенного пункта. Такие здания требуют вложений, а взамен подарят жителям неповторимую эстетику минувших лет.
«Политика властей такая: у нас нет средств на восстановление исторических центров, хотя для этого есть программы. В итоге получается картина — среди современных многоэтажек торчат одинокие особняки 19 века. Такого нельзя представить в Италии, а почему такое делается в России? В нашу красивую Россию приезжали иностранцы за вдохновением, правда, до определенного момента», — поделилась с ЕАН мнением председатель совета Оренбургского отделения ВООПИиК Вера Арнгольд.
Памятники охраняются государством. Но были прецеденты, когда здание исключалось из реестра объектов культурного наследия. После снятия статуса хозяин в праве распоряжаться собственностью как угодно.
«Константиновские казармы послужат примером. Собственник здания — Министерство обороны, и разговаривать с ними сложно. В 2020 году здание из ансамбля казарм признали аварийным, позже с него сняли статус объекта культурного наследия и снесли. Нужна экспертиза, чтобы снять статус, которую делают горе-эксперты. После чего проходит суд и здание лишается статуса. Потом здание полностью во власти собственников. К сожалению, есть люди, для которых полный карман важнее отечества и культуры», — сетует Вера Арнгольд.
Большинство зданий-памятников культуры находится в самом центре любого города. Их комплексы могут занимать значительные площади в самых дорогих районах, тем самым представляя огромную ценность для застройщиков.

Застройка, сносы, пожары

В 2021 году в Оренбургской области пострадало несколько объектов культурного наследия и зданий, имеющих историческую ценность.
В Бугуруслане 24 и 27 сентября горел особняк купца Агеева. Два пожара на выявленном объекте культурного наследия «Дом с мезонином» свидетельствуют о целенаправленном желании уничтожить памятник истории и культуры.
«В Бугуруслане один и тот же дом горит 2 раза за год. За это время можно было организовать бизнес в здании, открыть прекрасную чайную в русском стиле или лучший ресторан в городе. К сожалению, этого не произошло. В итоге собственник обращался в органы власти с идеей снести сгоревший дом и расчистить землю под новую застройку. Я написала пост, после которого прокуратура взялась за это дело и собственника обязали восстановить памятник.
Если всегда будет жесткая позиция по отношению к собственникам, то и подобных инцидентов не будет», — делится опытом противостояния председатель совета Оренбургского отделения ВООПИиК.
Статус объекта культурного наследия накладывает ответственность на нового хозяина участка. Здание должно сохраняться в историческом виде. Никаких пристроек, пластиковых окон и современного ремонта в дома быть не должно. Не всех это устраивает, а особенно тех, чьи дома были внесены в реестр ОНК уже после покупки.
14 августа сгорело сразу девять домов в переулке Почтовом. Огонь уничтожил объект культурного наследия «Особняк с мезонином» — здание выгорело полностью и не подлежит восстановлению. По факту пожара в историческом центре было возбуждено уголовное дело.
12 марта горела Усадьба Городисского — объекта культурного наследия. В 2020 году дом передали художникам Евразийского творческого союза реставраторов. Заявлялось, что здание отреставрируют за три года.
«Из центра города вывезли брусчатку 18-19 века в неизвестном направлении. Причина всех этих событий — несистемная работа государственных органов по сохранению объектов культурного наследия. Большая проблема — в городе нет концепции по реставрации и сохранению исторического центра города Оренбурга и других населенных пунктов области. Равнодушие и амбиции играют немалую роль — выгоднее расчистить историческую рухлядьи заработать деньги на застройке центра новыми жилыми домами», — считает председатель совета оренбургского отделения Вера Арнгольд.

Как сохранить культурное наследие Оренбуржья

На улицах городов или сел можно видеть картину: фасад исторического здания закрыт пластиком или перестроен. Неравнодушные жители возмущаются, в редких случаях приходят жаловаться в администрацию. Вырастают поколения, не имеющие представления о первоначальном виде исторических центров. Село Илек до революции имело статус города, там сохранились здания времен Российской Империи. В одном из них располагается районный суд. Фасад здания неоднократно изменялся, в годы советской власти к зданию пристраивались корпуса.
Часть здания суда постарались сохранить, но аптека на главной площади села изменилось до неузнаваемости.
«Это больная тема для исторических поселений. В Соль-Илецке, в Акбулаке и в Илеке множество старинных зданий. Сохранению истории поможет гражданская инициатива. Нужно поднимать вопросы о внесения зданий в реестр ОКН на месте. Для этого активистам нужно собирать информацию о зданиях, о времени постройки, о владельцах, найти старые фотографии или картины, пообщаться с компетентным архитектором. После собранную информацию следует отнести в инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области», — предлагает Вера Арнгольд.
Антон Рудяк специально для ЕАН
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42
almaceramica
Главные новости
В мэрии рассказали, где собираются найти деньги на строительство метро в ЕкатеринбургеВладелец свердловского завода обвинил федералов в дефиците масла и молокаСвердловское заксобрание вернуло транспортный налог на малолитражкиБюджет Свердловской области на трехлетку принят в первом чтенииБюджетом Свердловской области на 2025 год предусмотрено 300 млрд на социалкуЧто нужно знать екатеринбуржцам, отправляясь в Камбоджу. Лайфхаки от ЕАН