РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 28 октября 2022 в 13:27

«Культуры обращения с отходами в Оренбуржье нет ни у власти, ни у людей, ни у бизнеса»: эколог - о «мусорной» проблеме

Московские общественники два месяца изучают, почему в регионе не работает «мусорная реформа».
© ЕАН
Заваленные мусором контейнерные площадки, отсутствие на них баков, тарифы на вывоз мусора – все это стало темой для обсуждения как за столами в высоких кабинетах, так и на кухнях простых оренбуржцев. Виноватых ищут все, но никто не признает своей ответственности в этом вопросе. Конфликт между областной властью и региональным оператором по вывозу мусора уже стал притчей во языцех. И та, и другая сторона старается сделать крайней в этом вопросе муниципальную власть. Местные чиновники говорят о нехватке денег и безответственности самих людей, которые бросают мусор где попало. Подробности - в материале ЕАН.
Чтобы понять, откуда «растут ноги» у мусорного коллапса Оренбуржья, областное Минприроды пригласило независимых экспертов. Экологи-общественники из столицы работают в регионе уже два месяца.
О том, какие выводы можно сделать уже сейчас, рассказал исполнительный директор Всероссийского общества охраны природы в Московской области Ярослав Вольпин.

Без единой системы

По словам эксперта, в стране уже немало сделано для того, чтобы проблемы с бытовым мусором постепенно начали уходить. В первую очередь, этому способствуют территориальные схемы по обращению с отходами.
«В этом документе прописано, где и какой мусор должен скапливаться, кто и с какой частотой его должен вывозить, - поясняет Ярослав Вольпин. – Да, в самом законе о «мусорной реформе» не все гладко, но можно начать соблюдать требования территориальной схемы, чтобы хотя бы немного улучшить ситуацию».
Одна из основных проблем Оренбуржья в этой сфере, по мнению Вольпина, тот факт, что за обустройство контейнерных площадок, их оснащение и вывоз мусора отвечают разные структуры. Федеральный закон позволяет все аккумулировать в руках регоператора. Так работает часть операторов в Московской области. Они контролируют состояние контейнерных площадок, вкладываются в их обустройство, а также вывозят мусор по графику. Но это приводит к тому, что тариф для потребителя в этом случае значительно выше.
Стоит отметить, что так было и в Оренбургской области, когда реформа только начала действовать. В 2019 году, когда в платежках жителей региона появилась новая строка по вывозу мусора, тариф в областном центре изначально составил порядка 160 рублей в месяц с человека. Это сильно возмутило людей. Как итог, пришедший на смену губернатору Юрию Бергу Денис Паслер волевым решением вывел из тарифа регионального оператора затраты на содержание контейнерных площадок. Тариф снизился почти на 50 рублей, но проблем от этого меньше не стало.
«Теперь строить площадки должны муниципальные власти, баки для них закупает Минприроды в рамках реализации нацпроекта, а регоператор занимается только транспортировкой отходов, - продолжает Ярослав Вольпин. – Как итог – у семи нянек дитя без глазу».
Это замечают и жители областного центра. Надежда Шнякина живет на улице Беляевской в Оренбурге. Недалеко от дома оборудована площадка для сбора мусора, но три из пяти новых пластиковых баков испорчены: один треснул, у второго нет колесиков, еще один стоит в стороне с придавленной кирпичом крышкой. Мусор разлетается по округе, мешки также рвут бездомные собаки, привлеченные сюда запахом.
«Также около дома есть тротуар, но он весь зарос бурьяном, - продолжает Надежда Николаевна. – Там тоже никто не убирает, обочины уже превратились в свалку отходов. Обращались к депутатам, звонили в администрацию, но никто не реагирует, говорят, что вывоз мусора не их обязанность».

По «серой» схеме

Еще одна проблема Оренбуржья – отсутствие культуры обращения и ответственности за обращение с отходами на любом уровне. Это касается как органов власти и представителей бизнеса, так и простых людей. В этом можно было убедиться в ходе небольшого рейда по контейнерным площадкам областного центра.
На трех из четырех площадок, которые удалось увидеть в ходе рейда, навалены кучи спиленных сухих деревьев и обрезанных веток. По закону все, что собирают во время субботников, не относится к бытовым отходам и не должно складироваться на контейнерных площадках.
«Эти кучи подолгу никто не убирает, - говорит Ярослав Вольпин. – В итоге они начинают работать как магнит – к ним сразу стаскивают и другой мусор, включая обычные бытовые пакеты с отходами. Просто не доносят до баков, а оставляют по дороге. Результат – захламленная площадка».
Обрезанные деревья должны вывозить на полигон те подрядчики, которые проводят эти работы. Финансирование на это, по словам Вольпина, обычно закладывается в сумму контракта. Но в итоге ради экономии и элементарной возможности положить в карман часть денег отходы просто сваливают на контейнерные площадки. Отсюда их убирают или силами муниципалитета, или регионального оператора.
Стремление сэкономить движет и предпринимателями, которые не заключают договоры на вывоз мусора, а просто выносят коробки и отходы со своих торговых точек, расположенных во дворах, на контейнерные площадки. Ответственным подходом в этом вопросе отличились только порядка 10% всех бизнесменов.
«По данным налоговых органов, в Оренбуржье зарегистрировано около 68 тыс. предпринимателей, - рассказал координатор проекта ОНФ «Бюро расследований» в Оренбургской области Дмитрий Болдырев. – При этом договоры на вывоз мусора заключили только около 7 тыс. из них. Остальные выносят отходы на обычные бытовые площадки, заставляя таким образом платить за это жителей близлежащих домов».
Потворствует этому и тот факт, что в области нет закона, который бы предусматривал ответственность предпринимателей за отсутствие договора с региональным оператором по вывозу мусора. Нет и других рычагов, которые помогли бы стимулировать бизнес на более ответственный подход к обращению с отходами.
Что говорить о бизнесе, когда представители муниципальной власти не считают нужным платить за вывоз мусора по правилам, а предпочитают нарушать закон ради экономии. С такими случаями экологи-общественники столкнулись в некоторых селах Оренбургского района.
«В селе Соловьевка мусор грузовиками везут в местный овраг, - рассказывает Ярослав Вольпин. – Когда мы поймали там водителя и спросили, зачем он так делает, то получили ответ, что это распоряжение главы местной администрации. А чиновник нам уже, не скрывая, рассказал, что ему очень нужно засыпать этот овраг, чтобы потом выгодно продать этот участок земли. Его совершенно не волнует, как на этой земле потом будут строить дома, чем будут дышать эти новые собственники, которые будут недоумевать, почему у них под окнами ничего не растет и не выживает».
Похожая ситуация была и в Подгородней Покровке. Там по суду закрыли мусорный полигон, но на него все равно продолжают свозить мусор. Как отмечают столичные экологи-активисты, это также делается по указке местной власти.
«Мы с главой по телефону разговаривали, спрашивали, зачем он дает распоряжения возить мусор на недействующий полигон, - продолжает Вольпин. – Ответ прост: «А зачем куда-то возить за деньги, когда здесь можно скинуть все бесплатно?».
По словам Дмитрия Болдырева, есть и другая сторона медали – муниципалитеты и региональная власть не ставят экологические вопросы в приоритет. Даже если город получает деньги из федерации, далеко не все готовы их осваивать.
«В 2020 году Новотроицк получил 22 млн рублей на обустройство контейнерных площадок, но ни рубля из этой суммы не было потрачено, - рассказывает он. – Город просто не подготовил проектно-сметную документацию на эти работы, но конкурс провел. А когда подрядчик наткнулся на инженерные сети, начав готовить площадку под мусорные баки, то просто в одностороннем порядке расторг этот контракт».
Несмотря на то, что все произошло по вине муниципалитета, прокуратура попыталась взыскать с предпринимателя неустойку за сорванный контракт. Как отметил Болдырев, отстоять правоту бизнесмену удалось только в суде. Там он смог доказать, что деньги в рамках нацпроекта не были освоены не по его вине.
Все описанное выше далеко не все, что мешает бороться области с мусорным коллапсом. Это и «серые» возчики строительного и другого мусора, и неясная ситуация с вывозом и утилизацией медицинских отходов, и отсутствие стимулирования граждан на раздельный сбор. Экологи-общественники продолжат работу в Оренбуржье до конца года. Они обещали рассказать не только о выявленных проблемах, но и подсказать пути их решения. ЕАН будет следить за развитием этой истории.
Евгения Чернова
almaceramica
Главные новости
Ученые нашли аномальные изменения челябинских озерТаинственный ремонт прошел в оренбургской гимназииВстречу с правнучкой Хрущева отменили в ЕкатеринбургеНе все свердловские города успели пересчитать захоронения по заданию КуйвашеваСвященника, домогавшегося девушки в Екатеринбурге, не стали арестовыватьКак в будущем году вырастут тарифы ЖКХ в Свердловской области