Евгений Арапов, занимавший кресло главы Оренбурга с 2015 по 2018 год, выходит из колонии по УДО. Этот период многие вспоминают как один из самых лучших в истории города, даже несмотря на то, что мэр был осужден за коррупцию.
ЕАН проанализировал общественные настроения в отношении Евгения Арапова и спросил у экспертов, может ли народная любовь и неплохая репутация в роли мэра помочь ему вернуться на политическую арену Оренбуржья.
Арапов, осужденный на четыре года колонии, подал ходатайство об условно-досрочном освобождении. Суд его удовлетворил, но решение пока не вступило в законную силу.
Как только информация об этом появилась на новостных порталах и разошлась по социальным сетям, в комментариях появилось немало положительных отзывов об Арапове.
«При Арапове в городе было больше порядка, чем сейчас. А воровать, наверное, стали только больше», - пишут оренбуржцы.
«Каждый следующий хуже предыдущего, факт», - считают другие, видимо, разуверившись в порядочности всех чиновников, которые приходят на смену Арапову. Горожане отмечают, что после приговора бывшему мэру чиновники не стали меньше воровать.
«Как сейчас воруют, по сравнению с ними Арапов просто мальчик несмышленый!» - не стесняются в выражениях читатели соцсетей. Некоторые приводят примеры того, что после ареста и приговора Арапова стало хуже.
«Молодец, Женек, возвращайся на старое место. Теперь, кажется, ты меньше украл, чем они. Остановки были, город весь был в цветах, бордюры менял меньше, чем они. Все познается в сравнении», - сетуют горожане.
«Поздравляем. Лучше градоначальника после него не было», - считают они.
Экспертов подобные соцсетевые эмоции горожан не удивляют, но не вдохновляют на что-то большее. Так, социолог, политолог Галина Шешукова считает, что народная любовь не поможет Арапову вернуться в оренбургскую политику.
«В том, что Арапова после его приговора и ходатайства об условно-досрочном освобождении поддерживают жители Оренбурга, нет ничего необычного, - уверена она. - В бытность мэром он действительно имел достаточно высокие рейтинги у населения. Это показывали исследования: рейтинги Арапова были всего на 5-7 пунктов ниже, чем рейтинги его предшественника и всенародного любимца Юрия Мищерякова, и держались на уровне 47-49%».
По мнению эксперта, это вполне понятно, так как горожане видели, что при Мищерякове и Арапове для Оренбурга действительно делалось гораздо больше, чем при других градоначальниках.
«Так, рейтинг Владимира Ильиных, который пришел в администрацию позже Арапова, упал катастрофически низко, а антирейтинг буквально зашкаливал, - продолжает Галина Шешукова. - Поэтому своеобразная ностальгия по мэрству Арапова вполне оправдана».
Несмотря на все это, социолог уверена, что такое отношение людей вряд ли поможет экс-мэру вернуться на политическую арену, даже в условиях катастрофического дефицита популярных политических кадров в регионе.
«Во-первых, в приговоре есть временный запрет занимать должности на государственной и муниципальной службе, а значит в ближайшие годы он не сможет занять даже скромное кресло в органах власти, - поясняет Шешукова. - Во-вторых, чтобы снова побороться за кресло главы города, если вдруг Арапов на это решится, нужна будет поддержка партии власти и губернатора Паслера. Но с нынешней репутацией Евгения Сергеевича на это не пойдет ни партийная верхушка, ни глава региона».
Что касается общественной деятельности, Галина Шешукова считает, что она вряд ли будет интересна Арапову. Так что ждать от него какой-то активности после освобождения не стоит. Но зато он вполне может проявить себя как предприниматель.
С мнением горожан отчасти согласен и оренбургский политтехнолог, эксперт центра ПРИСП Кирилл Шкилев. Он также признает, что Евгений Арапов стал «последним человеком за пять лет, которого можно назвать мэром Оренбурга». Но он соглашается, что сегодня Арапов не впишется в местный политический ландшафт, хотя в нем по большей части остались те же люди, что и в бытность его главой областного центра. По сути, считает Шкилев, экс-мэр может выступать неким немым укором для губернатора.
«Потому что действующий губернатор, который пришел к власти на фоне турбулентности, так и не смог ее победить, где-то даже, кстати, ее усилив. Воронка, которая образовалась в момент задержания Арапова, начала закручиваться и сейчас шарашит изо всех сил, попадая по всем: не только по простым горожанам, но и тем, кто считал себя «элитой», - уверен политтехнолог.
- Паслер так и не смог обуздать Оренбург. Он так и не смог найти «мудрого и опытного хозяйственника», про которого вещают некоторые депутаты с трибун Законодательного собрания уже лет десять, оправдывая отмену прямых выборов градоначальника».
Что касается прогноза дальнейшей деятельности Арапова, Шкилев считает, что Евгений Сергеевич в ближайшее время не рискнет появиться «на выжженном и пустом политическом поле Оренбуржья».
«Да и не только сейчас, думаю, он там не появится совсем. Судьба его незавидна, но, может, ему когда-нибудь доведется побыть в толпе простых оренбуржцев, в пивной или на рынке, или, чем черт не шутит, в новом зеленом автобусе, и люди вспомнят время его градоначальства добрым словом, - резюмирует политтехнолог. - Хотя, может, и всплывет в рядах какой-нибудь политической партии, но явно не в ближайшее время. Ведь ему надо еще научиться смотреть в глаза своим бывшим соратникам, которые в рядах этих разных партий еще состоят».