РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 20 сентября 2023 в 17:16

Глаза Владимира Путина и Северный морской путь: фотограф Стоян Васев на лекции в Оренбурге рассказал о фишках фотосъемки

© ЕАН
На городском оренбургском фестивале урбанистики и стрит-арта «Улицы культуры» московский фотограф Стоян Васев рассказал об архитектуре, разнице в искусстве съемки больших и малых городов, а также ответил на вопросы слушателей и журналиста ЕАН. Стоян, болгарин по отцу, родился в Болгарии, но живет в России с 15 лет. В регионе он уже четвертый раз, его задача – сделать узнаваемые фотографии Оренбурга, передающие эстетику и характер города.
- Вы уже не первый раз в нашем городе, как впечатления?
- Последние несколько лет Оренбург мне нравится своим светом - городское освещение становится интереснее и необычнее. Я больше люблю снимать в вечернее время. В центре есть новые фонари, которые не характерны в целом для города. И они дают очень необычный свет. Если снимать ухоженные, милые домишки, они отличаются антуражем, я снимаю их с вечерней подсветкой. Архитектура любит определенное время суток.
Наверняка все слышали про прореженный свет, который длится очень недолго. Порой приходится вставать в 3:00-4:00, чтобы его поймать.
- Значит, в первую очередь надо выбрать особое освещение?
- Да, это очень важно. Год назад передо мной стояла задача снять ваш краеведческий музей. Я прошел утром, днем, вечером, посмотрел, как выглядит здание в разное время суток, и выбрал подходящее. С подсветкой и этими замечательными фонариками возникает некое волшебство. Светом нужно пользоваться. А если вы занимаетесь съемкой города, то нужно найти объединяющее звено, фишку.
К примеру, у меня есть серия фото, где есть световой акцент, в том числе и в архитектуре. Это очень важно увидеть и показать. Вот мне сейчас поступил заказ – сделать видовые узнаваемые фото города. Мне нужно походить, посмотреть его сначала. Выбрать время для съемки. Просто съемка архитектуры – это скучно, за фотографией должна быть идея.
- Вы разглядели фонари, значит, изучали именно центр города?
- Много бродил по улице Ленинской, попал на экскурсию, где рассказывали про архитектуру, ее особенности, ходил в мастерскую. Про легенды города много узнал. Мне здесь нравятся люди - приятные и вежливые. Очень заметна самобытность и культура.
Вот, например, в Сибири люди более закрытые и суровые. А здесь люди как будто прямо светятся все.
По сравнению с другими городами это очень заметно. Кстати, когда ехал из аэропорта по улицам Чкалова и Гагарина, то увидел многоэтажные дома, похожие по архитектуре на болгарские. Я спросил водителя, и оказалось, что их болгары и строили.
- Да, здесь работали болгары при строительстве Газзавода и жилья для растущего города в советское время. А у вас есть фотографии из Болгарии?
- Пока нет. Зреет ряд идей, например, в Болгарии я бы проехался по селам, где сохраняются восточноевропейские традиции, которые уходят в забвение.
- Если вернуться к городским снимкам, то на фотографиях что лучше показывать? Преимущественно эстетичные виды?
- Фотография – это язык. Это не просто фиксация. Это то, что ты хочешь как автор рассказать окружающим людям, и приемы здесь могут быть разные. Так и город – можно увидеть его вылизанным или пошарпанным, ужасно грязным и разбитым. Когда я после долгих раздумий приехал учиться фотографии в Париж, я увидел там много людей, гораздо старше меня.
Было интересно наблюдать за ними - они никогда не снимали раньше и не держали в руках камеры. У них не было запретов. Они делали что хотели.
- Есть определенные архитектурные объекты, которые вы любите снимать?
- За последние годы, когда цифровая фотография стала тотальной, кажется, что все на свете снято-переснято. И сложно найти что-то новое как объект. Если есть какая-то тема, то это интересно. Вот недавно был на Алтае и узнал, что там есть период шишкования в лесах. Для меня это новое. Понял, что хочу этот процесс увидеть и к этому прикоснуться. Еще там же я нашел практически первобытную ферму в горах, без электричества, без современных удобств. У нас в России много чего есть.
- Есть мечта, хотите что-то особое снять?
- Моя заветная мечта - сделать фотографию Владимира Путина. Он большой человек – и неважно, со знаком плюс или минус, он просто большая фигура в истории, которая будет всегда. У него во взгляде есть определенная экспрессия, которую мне хочется поймать и запечатлеть.
Еще хочу проехаться по Северному морскому пути, чтобы запечатлеть развитие социальной жизни, которое там происходит. Хочу попасть в разные шахты, меня тянет больше к тем местам, где есть какое-то движение и важный для всех процесс. Я много работаю с нефтяной промышленностью – это же не просто переработка, там и социальная жизнь, и много разных аспектов. И, так как я человек, который больше любит наблюдать, нежели придумывать, мне нужна интересная картинка.
Беседовала Наталия Вълкова
almaceramica