Елена Кишкань родилась в Бугуруслане Оренбургской области и прожила всю жизнь в России. Сейчас ей 51 год, и 25 лет она живет без паспорта. Как так получилось в нынешнее время и типичная ли эта история, сама Елена и защитница ее прав рассказали корреспонденту ЕАН.
Елена Кишкань
От одного берега отстала, а к другому не пристала
В 1991 году Елена Кишкань познакомилась с курсантом Бугурусланского летного училища. Между ними завязались романтические отношения, и девушка уехала с женихом на его родину в Киев.
Влюбленные планировали жить в Украинской ССР, поэтому до отъезда Елена выписалась из дома, а на Украине вышла замуж и прописалась в квартире родителей мужа. Прописка нужна была для замены паспорта из-за смены фамилии.
Но семейная жизнь не сложилась. Елена рассталась с мужем, вдобавок она очень скучала по родным местам.
«Было дико, чуждо и далеко от дома. Как говорят в народе - от одного берега отстал, а к другому не пристал», - рассказала оренбурженка.
Лишь бы не депортировали
Будучи беременной, Кишкань вернулась в сентябре 1991 года к родителям в Бугуруслан, где родила дочку. В СССР тогда в августе произошла попытка государственного переворота, которая привела к распаду Советского Союза. Тут-то у Елены и начались трудности.
«Гражданство Украины я не приобрела. Когда приехала домой, пошла в паспортную службу, чтобы прописаться. Тогда меня прописали, вклеили фото по достижении 25 лет и тем самым продлили паспорт СССР», - поделилась она.
По словам Кишкань, миграционная служба принуждала ее получить гражданство вновь через многобарьерную процедуру. Женщина отказывалась, обращалась к уполномоченному по правам человека Оренбуржья, в ФМС, МВД, суд.
Президент Уральской ассоциации беженцев Людмила Лукашева пыталась ей помочь с паспортом, защищала в суде. Елена даже стала представителем организации в Оренбургской области, лишь бы ее не депортировали. Но пока все тщетно.
Людмила Лукашева
«В советском паспорте Елены стоит штамп о принадлежности к гражданству Украины. С этим она и вернулась на родину. Ей предложили оформить убежище в собственной стране. Хотя она родилась и прожила в Бугуруслане всю жизнь», - пояснила правозащитница.
Поможет ли новый закон?
Все суды по делу Елены были проиграны. Надежда осталась только на новый федеральный закон о гражданстве от 26 октября 2023 года. Он уже вступил в законную силу.
«Там восстановлены такие понятия, как гражданин бывшего СССР и признание. Благодаря новому закону, права таких, как Елена, защищены. Сейчас она пытается воспользоваться этой процедурой признания», - говорит Людмила Лукашева.
По ее словам, в России таких людей, как Елена Кишкань, сотни тысяч.
Это своего рода теневые граждане. Они сидят тихо, работают обычно неофициально, имеют проблемы с медициной, образованием, армией и передвижением. Впереди их ждет только социальная пенсия.
«Понимаете, мне уже не 25 лет. Я не заработала на пенсию, не могу работать, обращаться в больницу. Мой сын от второго брака, родившийся в России, тоже без паспорта. Он окончил 11 классов на хорошие оценки, но продолжить учебу, устроиться на работу, создать семью он не может. Перебивается случайными заработками в интернете. Как мне в глаза Родине смотреть?» - переживает оренбурженка.
Елена Кишкань во время интервью то и дело спрашивает: «Кто я?» Она беспокоится, доживет ли до того, что ее признают гражданкой России. Она любит свой родной Бугуруслан, свою страну и не собирается никуда уезжать. После обращения Елены Кишкань в редакцию мы отправили запрос в отдел по вопросам миграции МО МВД России «Бугурусланский».
Ранее ЕАН сообщал, что МИД начнет требовать отчета о появлении второго гражданства даже от тех граждан РФ, кто постоянно проживает за границей.
Елена Кудаева