РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 16:39

Фантик как искусство: выставка уникальных конфетных оберток проходит в Оренбурге

В коллекции оренбуржца Геннадия Найданова более 3 тыс. кондитерских упаковок.
© ЕАН, архив Геннадия Найданова
Сладкие подарки часто можно найти под елкой. А вот доцент кафедры дизайна Оренбургского госуниверситета Геннадий Найданов настоящим сокровищем считает конфетные обертки. Именно они стали экспонатами его коллекции, которые оренбуржцы могут увидеть в арт-пространстве «Точки кипения» ОГУ. Какие сюжеты легли в основу изображений на обертках конфет? Как кондитерские изделия становились зеркалом политической обстановки? Почему вафельные конфеты делают только в России? Ответы - в репортаже ЕАН с выставки «Сладкая коллекция».

Дизайнерский подход

Слово «конфета» переводится с латинского как «приготовленное снадобье». А все потому, что знакомые нам шоколадные конфеты в своем привычном для нас виде изобрел бельгийский аптекарь, когда разрабатывал лекарство от кашля.
Легенда гласит, что новые сладости очень понравились покупателям, хоть и не лечили от болезни. Еще большую популярность они получили после того, как жена аптекаря придумала заворачивать конфеты в золотистую бумагу.
«Именно дизайн упаковки различных кондитерских изделий из самых разных стран представлен на выставке, - рассказывает Геннадий Александрович. – Здесь не только фантики, но и обертки шоколадных плиток и коробки от конфет. На то, чтобы собрать эту выставку, ушло два года. В общей сложности посетители могут увидеть около 3 тыс. экспонатов».
В Европе шоколадное производство существует более 200 лет. Особый статус имеют конфеты и шоколад из Швейцарии. Он действительно очень дорогой – плитка в 100 г может стоить до 1,2 тыс. рублей. Но цена гарантирует высочайшее качество продукта.
В Швейцарии часто делают нестандартную упаковку, используя для этого не только бумагу. В ход идет жесть и пластик. К примеру, упаковка для одной из линеек швейцарского шоколада была выполнена в виде молочных бидонов. В другой использовали фигурки золоченых кроликов.
Экспонат, который представляет шоколадное производство Бельгии, - это жестяная коробка с изображением самолета и названием авиакомпании. Кажется, что это подарочный бокс авиаперевозчика для пассажиров или корпоративная сувенирная продукция. Однако на деле это чистый вымысел: такой компании не существует, а художник просто решил использовать в дизайне авиатематику.
Кондитерская упаковка из Германии отражает важные для государства исторические вехи. Коробки для сладостей выполняли в виде модных аудиокассет. Знаменитое граффити с изображением поцелуя Брежнева и лидера Германской демократической республики Эриха Хонеккера с берлинской стены в начале 80-х годов прошлого века также перекочевало на кондитерскую упаковку.

Конфеты с историей

По словам Геннадия Найданова, конфетные обертки нередко становились витриной для изображения важных политических событий. Знаменитая американская кондитерская компания «Марс» в периоды Первой и Второй мировых войн использовала образы военных на упаковке для сладостей.
Как рассказывает Геннадий Александрович, американские сладости имели свое предназначение. Шоколадные батончики помогали быстро заглушить чувство голода. Это был вполне традиционный для жителей США перекус. А известные по всему миру разноцветные драже «M&M’s» разрабатывали для военных.
Особенность этих конфет в том, что цветная глазурь, которой покрыты орешки, не тает в руках. Это помогало солдатам есть их буквально на ходу, не пачкаясь в шоколаде.
Военная тематика встречалась и на конфетах, изготовленных в дореволюционной России. В 1912 году Российская империя отмечала вековой юбилей разгрома армии Наполеона. Кондитерская фабрика В.С. Щербакова представила серию конфет «Юбилейная». На фантиках были изображены сцены наступления французов и пленные солдаты наполеоновского войска. Эта же фабрика примерно в то же время выпустила серию конфет с изображением знаменитых российских генералов. Среди них герои Первой мировой войны Брусилов и Рузский.
В 1913 году в России торжественно отмечали 300-летие дома Романовых. Этой дате была посвящена винтажная упаковка кондитерской фабрики «ЭйнемЪ». После революции ее переименовали в «Красный Октябрь». В коробках с конфетами можно было найти справочный материал о царственном роде, открытки с портретами царей и их биографией.
За несколько месяцев до начала Первой мировой войны на этой же фабрике выпустили серию сладостей под названием «Москва будущего». На обертках изобразили столицу, какой ее представляли через 200-300 лет. Это настоящий футуристический проект, изображавший Москву с высотными зданиями, удивительными мостами и транспортом будущего.

Такие разные мишки

В период становления советской власти, когда была важна пропаганда новых ценностей, этим целям служило буквально все. Не осталась в стороне и кондитерская промышленность. Над портретами новых вождей и лозунгами в поддержку пролетариата, которые появились на обертках обычной карамели, работали такие известные люди, как художник Александр Родченко и поэт Владимир Маяковский. Вместе они создали серию фантиков карамели «Пролетарская», «Новый вес», «Наша индустрия».
На них в доступной форме рассказывали о том, как перевести привычные многим фунты и аршины в новые килограммы и литры.
«Так во всем ведется мире –
Отливают в граммах гири,
Перевод и прост, и прям –
Четверть фунта – сотня грамм».
На конфетных обертках можно было увидеть, как выглядит плуг, трактор и элеватор. Также на них печатали портреты Чичерина, Калинина и Луначарского.
Маяковский приложил руку и к популяризации такой конфеты, как «Мишка косолапый» московской фабрики «Красный Октябрь». Эти сладости и сегодня можно найти в магазине, на фантике – все те же медведи в лесу, так похожие на медведей на знаменитом пейзаже Шишкина «Утро в сосновом лесу». Именно эту картину взял за основу для создания обертки художник Мануил Андреев.
«Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку», - написал Маяковский.
Эта фраза располагалась на обертке конфеты. За более чем сотню лет с момента создания конфеты иллюстрация практически не изменилась. Однако ряд корректировок после революции все же внесли. В частности, с фантика пропали вифлеемские звезды, которые располагались по углам. Они символизировали традиционное угощение на Рождество. Новая власть отказалась от религии и праздников, которые с ней связаны, поэтому символика была упразднена.
Свой мишка был и в Ленинграде. Там на кондитерской фабрике им. Крупской выпускали «Мишку на севере». Обертка этой конфеты тоже очень узнаваема и почти не изменилась за свою историю. Ее автором стала художница Татьяна Лукьянова.
Как подчеркивает Геннадий Найданов, обе конфеты были с вафлями. И это единственные сладости такого рода в мире. Больше нигде не делают вафельные конфеты, они традиционны только для России.
Есть легенда, что кондитер создал их случайно. Якобы он шел по фабрике с вафлей в руках и на ходу окунул ее в шоколад.
Пока работник разговаривал с сотрудниками фабрики, шоколад застыл. Но, откусив кусочек получившейся вафли в шоколаде, кондитер понял, что это хорошее сочетание. Сначала конфеты делали просто из вафель и шоколада. Позже в них появилась прослойка из орехового пралине.

Сладости со всего света

Конфетные фантики нередко имели и просветительскую функцию. Целые серии конфет в России посвящали писателям и поэтам. На обертках можно найти портреты Льва Толстого, Пушкина, Лермонтова, Горького, Гоголя. На обороте иногда размещали биографическую справку о писателе и даже отрывки из их сочинений.
Серии, посвященные поэтам Золотого и Серебряного века, выпускают и сегодня на фабриках в Санкт-Петербурге.
Коробки конфет, посвященные сказам Бажова и образу Хозяйки Медной горы, есть у свердловской кондитерской фабрики.
Среди экспонатов выставки – сладости из Турции, Сербии, Японии, стран Скандинавии. К слову, в Финляндии и сегодня выпускают конфеты с водкой. Они пользуются там большой популярностью. Как поясняет Геннадий Александрович, любовь к этому напитку у скандинавов живет со времен, когда эти территории входили в состав Российской империи.
Еще более необычные вкусы для кондитерских изделий используют в Японии. Там можно встретить конфеты со вкусом редьки или мяса.
Свои конфеты выпускали и в Оренбурге. В свое время в областном центре работали четыре кондитерские фабрики. Карамельный цех существовал до середины 80-х годов. Он располагался на улице Краснознаменной. Карамель также выпускали в Бузулуке и Бугуруслане. Шоколадные конфеты в 70-80-х годах производили только на фабрике в Орске. В коллекции Геннадия Александровича – фантики от оренбургской карамели «Елочная».
Особую атмосферу выставке придают работы современных оренбургских мастеров. В витринах можно увидеть кукол из полимерной глины от Светланы Носенко, композиции из сухоцветов Людмилы Махневой и расписанные вручную имбирные пряники Инги Ершовой. Оформлять выставку помогали студенты-первокурсники факультета дизайна.
Окунуться в атмосферу сладкого праздника можно до конца января совершенно бесплатно.
Евгения Чернова
almaceramica
Главные новости
Профессор МГУ Наталья Зубаревич отвергла идею Высокинского о госпланеО работе с вдовами участников СВО полпреду Жоге рассказал мэр ЕкатеринбургаПолпред в УрФО Жога рассказал, как избежать «афганского синдрома» у ветеранов СВОНазван срок начала нормальной работы общественного транспорта в ЧелябинскеМэрия внесла в гордуму решение о введении турналога в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 15 - 17 ноября