Жители ТСН «Ивановское» и СНТ «Заря» из Оренбургской области разбили палаточный лагерь рядом с затопленными домами. Они с 1 апреля спасали свое жилье и имущество сначала от талых вод, затем – от разлившегося Урала. Сейчас в поселке отключены свет и газ. Некоторые люди уехали в ПВР и к родным. Часть жильцов остались жить на пригорке в палатках. Они боятся мародерства и охраняют поселок от хулиганов. Корреспондент ЕАН побывала на месте и пообщалась с жителями.
«Все помогают, поддерживают»
В ТСН «Ивановское» и СНТ «Заря» остались четыре палатки, в трех живут сельчане, в одной находится гуманитарная помощь. В них относительно тепло: отапливаются буржуйкой. Но все же приходится спать в одежде. Самостоятельно готовят пищу на мини-печах или на костре в казане. Правда, сегодня на завтрак была лапша быстрого приготовления, бутерброды с колбасой и консервы.
Рядом с палатками находится дачный умывальник. Неподалеку - мешки с картошкой и луком, бутилированная вода. Временами приезжают пострадавшие жители СНТ и увозят их для своих нужд.
Александра Гринина с мамой живут в палаточном лагере уже третью неделю. Вместе с ними две собаки - маленький йоркширский терьер Чип и немецкая овчарка Берта. Отец уехал на восстановление Мариуполя. Младшую сестру с котом отправили к бабушке в Гай.
«Мы решили не ехать в пункт временного размещения. Здесь нам показалось спокойнее. Все общаются друг с другом, поддерживают, успокаивают. Первые дни были реально депрессивные. Многие жители плакали. Сколько слез я пролила, уже и не помню», - поделилась жительница СНТ «Ивановское».
«Дом затопило по окна»
Зато Александра Гринина отчетливо помнит, как в их дом на улице Лазурной зашла большая вода. Жилье затопило до уровня окон. Семья не успела спасти ни одежду, ни мебель. После схода воды они наводят уборку в доме.
«Мы уже в нескольких комнатах ободрали обои. Много тяжелых мешков с одеждой на выброс. Дезинфекцию в доме не проводили пока: не хватает мужской силы», - сетует она.
Другая жительница Ирина Литвинова жалуется на клининговые компании. По ее словам, уборка подтопленного дома сейчас стоит до 50 тыс. рублей.
«Они просят бешеные деньги. У меня в доме вода до колена дошла. Мне через знакомых сделали уборку за 20 тыс. Но это самая минимальная цена. Также купила в магазине осушитель. Он хотя бы влагу будет убирать в доме. Как раз пришла единовременная выплата - 20 тыс. рублей. Вот из них 13 тыс. рублей ушло на технику. При этом вся мебель в доме пахнет болотом и разрушена. Буду выкидывать», - рассказала она.
В СНТ уже образовалась большая свалка из непригодных вещей. Помимо мебели, люди скидывают туда технику, одежду, матрасы, детские игрушки. Кто-то из жителей выбросил даже аккордеон.
Первичные комиссии уже начали оценивать утрату имущества в домах ТСН «Ивановское» и СНТ «Заря». Оренбуржцы рассказали, что часть жилья разрушается, появились трещины. Люди неохотно говорят о материальной помощи, но благодарят за поддержку волонтеров, общественников и просто неравнодушных людей.
Добровольцы привозят в СНТ картошку, лук, воду, туалетную бумагу и многое другое. Но помощь еще необходима. Люди нуждаются в подушках, одеялах, средствах дезинфекции и памперсах для детей.
На днях жители планируют закрыть палаточный лагерь. Они будут жить в палатках конкретно около дома, потому что скоро в поселке дадут свет. Но жилище пока непригодно для проживания из-за повышенной влажности.
Елена Кудаева