В Оренбурге завершились судебные тяжбы между фабрикой пуховых платков и местной пенсионеркой. За незаконное использование указания места происхождения товара организация требовала с жительницы 925 тыс. рублей компенсации. Почему в итоге штраф удалось значительно снизить и в чем суть претензий фабрики, ЕАН узнал от участницы событий.
«Я вязала платки, паутинки всю жизнь. Но это был не главный заработок, скорее, совмещала полезное с приятным. Мне очень нравится вязать, у меня всегда есть что-то начатое», - рассказывает ЕАН пенсионерка Ольга Пышнограева.
Ранее, до истории с Оренбургской фабрикой пуховых платков, женщина четыре года вязала изделия для местного предпринимателя, а после – работала на себя.
«Мне дочка предложила сделать сайт, я стала вязать уже без посредников. Зять вписал в свое ИП, он работал отделочником, добавили дополнительную специализацию. Он своей деятельностью занимался, а я вязала, все через одно ИП», - разъясняет Ольга.
Однако о ее работе узнали на Оренбургской фабрике пуховых платков. Организация решила проверить, не нарушает ли вязальщица прав на торговый знак. Фабрика несколько лет назад зарегистрировала патент на наименование места происхождения товара (НМПТ). Теперь другие производители платков не имеют права называть свои изделия «оренбургскими» – ни предприниматели, ни традиционные пуховязальщицы.
«Они сделали у меня контрольную закупку. Все это записывалось на телефон. Я даже в общем-то не заметила ничего, выписала чек - все как обычно. А через несколько дней приходит ко мне зять и говорит, что у него на карте минус 500 тыс. рублей», - рассказывает Ольга.
Как выяснилось, фабрика подала на ИП в суд за незаконное использование указания места происхождения товара. Якобы пенсионерка не должна была указывать, что ее платки – оренбургские. Владелец ИП, зять Ольги Пышнограевой, вовремя не получил повестку в суд, поэтому слушание проходило без одной из сторон. В итоге с мужчины взыскали 500 тыс. рублей компенсации. Отметим, на момент получения повестки и Ольга, и ее зять уже закрыли работу по ИП из-за нехватки клиентов - это было в разгар локдауна.
«Нам даже повестка не пришла, мы ничего не знали. На суд мы не ходили», - отмечает пенсионерка. Впоследствии путем апелляций сумму штрафа удалось снизить до 180 тыс. рублей.
Однако история на этом не завершилась. После закрытия ИП пенсионерка снова начала вязать, оформив самозанятость, и прежний сценарий повторился.
«Они снова ко мне пришли, опять сделали контрольную закупку. В итоге – заново суд. Откуда-то появилась информация, что я якобы выкладывала свои паутинки на продажу в маркетплейсе, хотя это не так», - рассказывает Ольга.
В этот раз пенсионерка участвовала в судебных прениях. Всего было около 15 заседаний. Как рассказала ЕАН вязальщица, представители пуховой фабрики засчитали в прибыль от продажи паутинок все денежные поступления на карту пенсионерки. Из-за этого первоначальная сумма штрафа составила 1 млн 200 тыс. рублей.
«Мы все счета поднимали, кто и когда что переводил. А мне и муж перечисляет, и внук на питание скидывает. Так за три года все переводы пришлось перебирать», - посетовала Ольга.
В итоге суд снизил компенсацию до 14 тыс. рублей. Дальше обжаловать решение пенсионерка не планирует, хотя и настаивает на своей правоте. «Мы на фабрику нигде не ссылались. У меня везде было написано, что это народный промысел. Отдавали и мой сайт на проверку, но ничего незаконного не нашли – никакой фабрики, все изделия мои», - отметила Ольга.
Сейчас судебное решение еще не вступило в силу. Фабрика может его обжаловать и подать на повышение компенсации. Напомним, в начале сентября владелец фабрики оренбургских пуховых платков Олег Гремпель был признан банкротом. Иск о банкротстве на рекордную сумму - 716 млн рублей - подавал региональный банк «Оренбург». Реструктуризация долгов пройдет до марта 2025 года.