Десять месяцев назад в Оренбурге стартовала реформа общественного транспорта. Изменения вызвали в основном негативную реакцию горожан – переполненные остановки, редкие автобусы, новые схемы движения. О том, как в дальнейшем сложатся городские перевозки и в чем причина проблем, рассказал ЕАН начальник управления пассажирского транспорта Игорь Тейковцев.
Оренбургский департамент сейчас работает над интервалом движения транспорта. Сотрудники дежурят на остановках, сверяют время прибытия автобусов с расписанием, разумеется, с поправкой на пробки. Нарушители распорядка получают официальное предостережение. Именно в таком рейде нашему корреспонденту и удалось пообщаться с начальником департамента пассажирского транспорта.
Пассажирскими перевозками в Оренбурге занимаются как муниципалитет, так и частные подрядчики. Организация может получить в работу один или несколько городских маршрутов, если соблюдается ряд правил и есть допустимое количество автобусов. Как заявил Игорь Тейковцев, сегодня частники занимают чуть больше половины от городских пассажироперевозок. Остальную нагрузку берет на себя муниципальное предприятие.
«Не могу сейчас точно сказать, сколько автобусов у подрядчиков на всех маршрутах, это все зависит от его востребованности. У нас в казенном парке 242 единицы, это вместе с троллейбусами. Всего в рабочий день на линии от 430 до 470 машин», - отметил чиновник.
Оренбургский парк составляют всем известные ПАЗики и новые ЛиАЗы. Сегодня город пытается перейти ко вторым машинам на постоянную основу.
Новая «транспортная доктрина» предлагает перемещать жителей на менее частых, но более вместительных автобусах. Однако сам переход имеет сложности.
Для частников на каждый маршрут есть требования по минимальному количеству автобусов. Однако город не обязывает подрядчиков выделять на линию больше машин, чем установлено по нормативу. То есть сегодня перевозчик сам решает, нужно ли выделять на маршрут дополнительные автобусы и стоит ли обновлять подвижной состав. С этим, по словам Тейковцева, и была связана проведенная транспортная реформа.
«Вся транспортная реформа была нацелена на работу с частными перевозчиками. В первую очередь мы хотели мотивировать их постепенно обновить подвижной состав, в течение нескольких лет. Но не все, к сожалению, с этим согласились. Были поданы иски в суд, в итоге пункт об обновлении машин пришлось убрать», - рассказывает госслужащий.
Обновление машин так и осталось на усмотрение частников. Некоторые подрядчики все же проводят закупку новой техники – недавно в парк одного маршрута поступило 8 новых автобусов. Однако система работы с перевозчиком в этом аспекте осталась прежней и после нововведений.
Говоря о транспортной реформе, чаще всего оренбуржцы упоминают редко ходящие автобусы и в связи с этим переполненные остановки.
Ранее выяснилось, что на маршрутах нехватка водителей. Игорь Тейковцев утверждает, что это ключевая проблема городского транспорта, которая саботирует реформу.
«По нормам на один автобус должно приходиться условно 2,1 водителя. Сейчас в муниципальном предприятии этот коэффициент порядка 0,7. Машины у нас есть, но в большинстве они просто стоят – нужны водители. Некого сажать за руль. Поэтому и зарплаты уже предлагаются нормальные, и условия все создаются. Даже жилье предоставляем или помощь с устройством детей в садик или в школу. Но, к сожалению, пока что так складываются условия», - разъяснил Игорь Тейковцев.
Транспортная реформа изменила ряд маршрутов. Теперь у многих городских автобусов другие названия и пути следования. Как чиновник заявил корреспонденту ЕАН, пока что в Оренбурге не планируют вводить дополнительные маршруты или снова менять имеющиеся. Однако цены на проезд могут измениться в следующем году.
Напомним, с 1 ноября проезд по городскому маршруту 58Н подорожал до 35 рублей. Также о поднятии цены сообщили еще на нескольких линиях общественного транспорта. На муниципальные маршруты тариф пока не менялся, однако, как заявил госслужащий, этот вопрос поднимут уже в 2025-м году.
«Поднятие тарифов было последний раз в 2022 году. Прошло два года, цены на бензин выросли, зарплата водителей тоже выросла. Запчасти тоже дорожают», - объяснил Тейковцев.
В целом при разговоре с корреспондентом представитель управления пассажирского транспорта не дал четкой оценки прошедшей транспортной реформе. Кардинально изменит ситуацию, по мнению госслужащего, только решение вопроса с кадрами.
«Если у нас будет прилив водителей, то и интервал движения машин уменьшится. Обстановка станет лучше, количество жалоб от населения упадет. Сегодня именно этот вопрос – 100% наших обращений», - подытожил Игорь Тейковцев.