В Перми завершился мега-фестиваль «Белые ночи». Он проводится с 2011 года, однако в этом году запомнится не только колоссальными по масштабу перфомансами, но и чередой скандалов. И самое главное, под вопрос поставлено дальнейшее участие в организации фестиваля одного из его главных идейных вдохновителей – Марата Гельмана.
Акт сотворчества
Традиционно фестиваль «Белые ночи» формирует культурное пространство в промышленной Перми на протяжении всего июня. Одна из ключевых задач фестиваля, заявленная организаторами – сокращение дистанции между «простым человеком» и высоким искусством, вовлечение горожан в акт сотворчества.
В рамках «Белых ночей» проводится несколько сотен дневных и ночных культурных событий, от классических концертов, до книжных ярмарок и фестивалей уличных театров. Все они, как правило, размещаются под одной «крышей» - внутри специально возводимого в центре города огромного фестивального городка, который, собственно, самой крыши-то и не имеет. В этом году городок был оформлен в речном стиле, и кроме сцен, под открытым небом были организованы пляж и бассейн, кафетерии и рестораны, спортивные и танцевальные площадки, музейные и ярморочные павильоны.
С 1 по 23 июня фестивальный городок посетило больше 1 миллиона человек. В рамках фестиваля было открыто больше десятка выставок, прошло огромное количество перфомансов и уличных представлений. В рамках музыкальной части в Перми выступили Владимир Спиваков и Игорь Бутман, музыканты из Украины – ДАХА БРАХА (этно-хаос), Dakh Daughters Band (фрик-кабаре), «Вопли Видоплясова» (рок); Мексики – DESCARTES A KANT; Молдавии - Zdob Si Zdub (фолк-фанк-рок), Здесь же, на сцене «Белых ночей», свой последний в текущем составе концерт отыграла группа «Аквариум» и Борис Гребенщиков.
Проблемы реализации
Однако «Белые ночи» в этом году запомнятся, пожалуй, не только яркими событиями, но и чередой скандалов, связанных как с финансированием и организацией фестиваля, так и наполнением творческого пространства.
Первые вопросы к проведению фестиваля начали возникать еще в начале года. «Белые ночи» традиционно считаются культурным детищем прежнего губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Возможно поэтому новое правительство, а также глава региона Виктор Басаргин долгое время затягивали вопрос о поддержке проекта. Только в апреле, за два месяца до запланированного открытия «Белых ночей» (проведение фестиваля в июне – один из ключевых принципов, заявленных организаторами), правительство Прикамья поддержало проект. «Оказалось, около 90 процентов населения поддерживают фестиваль», - называл тогда одну из причин положительного решения губернатор Виктор Басаргин. Кроме принципиального одобрения со стороны краевых властей, фестиваль получил финансовую поддержку из бюджетов, как города, так и края. По оценкам, общая стоимость проекта составила более 200 миллионов рублей.
Однако даже после заявлений губернатора организация фестиваля шла неровно. За месяц до «Белых ночей» арт-дирекция заявила, что затягивается подписание контрактов. Тогда же арт-директор фестиваля Борис Мильграм заявлял о нерасторопности чиновников, отсутствии поддержки с их стороны. В мэрии Перми напряженность в отношениях с арт-дирекцией также не скрывали.
Второй скандал оказался связан с выставками, проходившими в рамках фестиваля. Экспозиция «Welcome! Sochi 2014» красноярского художника Василия Слонова была закрыта 4 июня. На плакатах были изображены провокационные сюжеты, связанные с Олимпиадой: Олимпийский мишка с жутким лицом Сталина, матрешка с ручной гранатой, самовары с чайником на лыжах, Олимпийские кольца в виде петель. «Выставку Василия Слонова действительно закрыли после моего посещения, потому что эта выставка недостойна быть в Пермском крае. Хотя она много регионов проехала и все промолчали»,— заявил в одном из интервью председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов. Губернатор Виктор Басаргин в своем блоге назвал выставку Василия Слонова «большой ложкой дегтя в празднике». Также в СМИ были опубликованы заявления депутата Госдумы РФ Григория Куранова и сенатора Андрея Климова, которые раскритиковали размещение в фестивальном городке провокационной экспозиции. В ответ на это краевые власти приняли решение об удалении выставки из фестивального городка.
Далее в помещение, где выставлялся Слонов, перенесли работы израильского коллектива «Новый Барбизон» — далекие от политики пейзажи и натюрморты. Однако на одной из стен художники повесили текст о цензуре в отношении «Welcome! Sochi 2014». По словам организаторов, буквально на следующий день израильскую выставку закрыли. А уже 6 июня была закрыта выставка Сергея Каменного «Российское барокко». Автор перерисовал фотографии уличных протестов, добавив к ним барочные мотивы с помощью видеопроектора. Последним запрещенным проектом стал лагерь «Оккупай Пермь», где организаторы планировали проводить мастер-классы, публичные лекции и дискуссии об искусстве. По некоторой информации, властям региона не понравились «политизированное» название и оппозиционно настроенные участники.
«Ночные» проверки
Закрытие выставок в Перми спровоцировало скандал федерального масштаба: сразу несколько телеканалов показали сюжеты с критикой Виктора Басаргина за сотрудничество с Маратом Гельманом. Результатом скандалов и информационной атаки стало увольнение Гельмана с поста директора КГАУ «Музей современного искусства PERMM».
Второй сюжет развернулся вокруг бюджета фестиваля. Прокуратура Пермского края 7 июня сообщила о начале проверки по обращению депутата Законодательного Собрания Пермского края Вадима Чебыкина и информации, опубликованной в газете «Известия». Как сообщили ЕАН в надзорном ведомстве, проверка проводится по вопросам законности и обоснованности денежных выплат организаторам фестиваля «Белые ночи в Перми» Марату Гельману, Владимиру Гурфинкелю и другим, а также выплачиваемых им сумм ежемесячного денежного содержания как руководителям краевых учреждений культуры. Уже 20 июня полиция начала изымать документы, касающиеся фестиваля, из кабинета Гельмана. Кроме того, губернатора Пермского края поручил региональной Контрольно-счетной палате провести проверку использования бюджетных средств, выделенных на фестиваль «Белые ночи», результаты которой сделают публичными. С другой стороны, как сообщал сам Гельман, к проверкам подключились аудиторы Счетной палаты РФ.
Успокоить нервы
Сейчас на территории фестивального городка в спешном порядке идет демонтаж оборудования. В прошлом году, к слову, городок был настолько популярен у горожан, что функционировал даже в июле, после завершения фестиваля. Власти региона обещают, что проект продолжит жизнь. Однако, вероятнее всего, разразившиеся в этом году скандалы приведут к кардинальной смене оргкомитета и арт-дирекции фестиваля. Так, губернатор Прикамья на встрече с исполняющим обязанности министра культуры Игорем Гладневым рекомендовал привлечь местную творческую элиту. «Белые ночи» должны делаться местными креативными силами, строиться на принципах продвижения истинных культурных ценностей, а не псевдоискусства. Люди, которые могут сделать перезагрузку «Белых ночей», в Перми есть», – уверен Басаргин. Кроме того, не исключено, что может поменяться и дислокация городка. Хотя в данном случае наиболее пессимистичный сценарий связан со сменой концепции фестиваля «Белые ночи» на более политически выверенную и менее вызывающую. Екатерина Воронина, Европейско-Азиатские Новости.
Акт сотворчества
Традиционно фестиваль «Белые ночи» формирует культурное пространство в промышленной Перми на протяжении всего июня. Одна из ключевых задач фестиваля, заявленная организаторами – сокращение дистанции между «простым человеком» и высоким искусством, вовлечение горожан в акт сотворчества.
В рамках «Белых ночей» проводится несколько сотен дневных и ночных культурных событий, от классических концертов, до книжных ярмарок и фестивалей уличных театров. Все они, как правило, размещаются под одной «крышей» - внутри специально возводимого в центре города огромного фестивального городка, который, собственно, самой крыши-то и не имеет. В этом году городок был оформлен в речном стиле, и кроме сцен, под открытым небом были организованы пляж и бассейн, кафетерии и рестораны, спортивные и танцевальные площадки, музейные и ярморочные павильоны.
С 1 по 23 июня фестивальный городок посетило больше 1 миллиона человек. В рамках фестиваля было открыто больше десятка выставок, прошло огромное количество перфомансов и уличных представлений. В рамках музыкальной части в Перми выступили Владимир Спиваков и Игорь Бутман, музыканты из Украины – ДАХА БРАХА (этно-хаос), Dakh Daughters Band (фрик-кабаре), «Вопли Видоплясова» (рок); Мексики – DESCARTES A KANT; Молдавии - Zdob Si Zdub (фолк-фанк-рок), Здесь же, на сцене «Белых ночей», свой последний в текущем составе концерт отыграла группа «Аквариум» и Борис Гребенщиков.
Проблемы реализации
Однако «Белые ночи» в этом году запомнятся, пожалуй, не только яркими событиями, но и чередой скандалов, связанных как с финансированием и организацией фестиваля, так и наполнением творческого пространства.
Первые вопросы к проведению фестиваля начали возникать еще в начале года. «Белые ночи» традиционно считаются культурным детищем прежнего губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Возможно поэтому новое правительство, а также глава региона Виктор Басаргин долгое время затягивали вопрос о поддержке проекта. Только в апреле, за два месяца до запланированного открытия «Белых ночей» (проведение фестиваля в июне – один из ключевых принципов, заявленных организаторами), правительство Прикамья поддержало проект. «Оказалось, около 90 процентов населения поддерживают фестиваль», - называл тогда одну из причин положительного решения губернатор Виктор Басаргин. Кроме принципиального одобрения со стороны краевых властей, фестиваль получил финансовую поддержку из бюджетов, как города, так и края. По оценкам, общая стоимость проекта составила более 200 миллионов рублей.
Однако даже после заявлений губернатора организация фестиваля шла неровно. За месяц до «Белых ночей» арт-дирекция заявила, что затягивается подписание контрактов. Тогда же арт-директор фестиваля Борис Мильграм заявлял о нерасторопности чиновников, отсутствии поддержки с их стороны. В мэрии Перми напряженность в отношениях с арт-дирекцией также не скрывали.
Второй скандал оказался связан с выставками, проходившими в рамках фестиваля. Экспозиция «Welcome! Sochi 2014» красноярского художника Василия Слонова была закрыта 4 июня. На плакатах были изображены провокационные сюжеты, связанные с Олимпиадой: Олимпийский мишка с жутким лицом Сталина, матрешка с ручной гранатой, самовары с чайником на лыжах, Олимпийские кольца в виде петель. «Выставку Василия Слонова действительно закрыли после моего посещения, потому что эта выставка недостойна быть в Пермском крае. Хотя она много регионов проехала и все промолчали»,— заявил в одном из интервью председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов. Губернатор Виктор Басаргин в своем блоге назвал выставку Василия Слонова «большой ложкой дегтя в празднике». Также в СМИ были опубликованы заявления депутата Госдумы РФ Григория Куранова и сенатора Андрея Климова, которые раскритиковали размещение в фестивальном городке провокационной экспозиции. В ответ на это краевые власти приняли решение об удалении выставки из фестивального городка.
Далее в помещение, где выставлялся Слонов, перенесли работы израильского коллектива «Новый Барбизон» — далекие от политики пейзажи и натюрморты. Однако на одной из стен художники повесили текст о цензуре в отношении «Welcome! Sochi 2014». По словам организаторов, буквально на следующий день израильскую выставку закрыли. А уже 6 июня была закрыта выставка Сергея Каменного «Российское барокко». Автор перерисовал фотографии уличных протестов, добавив к ним барочные мотивы с помощью видеопроектора. Последним запрещенным проектом стал лагерь «Оккупай Пермь», где организаторы планировали проводить мастер-классы, публичные лекции и дискуссии об искусстве. По некоторой информации, властям региона не понравились «политизированное» название и оппозиционно настроенные участники.
«Ночные» проверки
Закрытие выставок в Перми спровоцировало скандал федерального масштаба: сразу несколько телеканалов показали сюжеты с критикой Виктора Басаргина за сотрудничество с Маратом Гельманом. Результатом скандалов и информационной атаки стало увольнение Гельмана с поста директора КГАУ «Музей современного искусства PERMM».
Второй сюжет развернулся вокруг бюджета фестиваля. Прокуратура Пермского края 7 июня сообщила о начале проверки по обращению депутата Законодательного Собрания Пермского края Вадима Чебыкина и информации, опубликованной в газете «Известия». Как сообщили ЕАН в надзорном ведомстве, проверка проводится по вопросам законности и обоснованности денежных выплат организаторам фестиваля «Белые ночи в Перми» Марату Гельману, Владимиру Гурфинкелю и другим, а также выплачиваемых им сумм ежемесячного денежного содержания как руководителям краевых учреждений культуры. Уже 20 июня полиция начала изымать документы, касающиеся фестиваля, из кабинета Гельмана. Кроме того, губернатора Пермского края поручил региональной Контрольно-счетной палате провести проверку использования бюджетных средств, выделенных на фестиваль «Белые ночи», результаты которой сделают публичными. С другой стороны, как сообщал сам Гельман, к проверкам подключились аудиторы Счетной палаты РФ.
Успокоить нервы
Сейчас на территории фестивального городка в спешном порядке идет демонтаж оборудования. В прошлом году, к слову, городок был настолько популярен у горожан, что функционировал даже в июле, после завершения фестиваля. Власти региона обещают, что проект продолжит жизнь. Однако, вероятнее всего, разразившиеся в этом году скандалы приведут к кардинальной смене оргкомитета и арт-дирекции фестиваля. Так, губернатор Прикамья на встрече с исполняющим обязанности министра культуры Игорем Гладневым рекомендовал привлечь местную творческую элиту. «Белые ночи» должны делаться местными креативными силами, строиться на принципах продвижения истинных культурных ценностей, а не псевдоискусства. Люди, которые могут сделать перезагрузку «Белых ночей», в Перми есть», – уверен Басаргин. Кроме того, не исключено, что может поменяться и дислокация городка. Хотя в данном случае наиболее пессимистичный сценарий связан со сменой концепции фестиваля «Белые ночи» на более политически выверенную и менее вызывающую. Екатерина Воронина, Европейско-Азиатские Новости.