Как известно, постоянно изменяющееся федеральное законодательство - одна из основных проблем законодательных властей субъектов РФ. В этом аспекте показательны итоги работы Заксобрания Свердловской области в период весенней сессии, ведь даже для того, чтобы составить бюджетный план на 2008 год депутатам пришлось проделать титаническую работу.
Кроме того, следует особо отметить работу парламентариев над распределением бюджетного профицита - за прошедшее полугодие Областная дума рассмотрела два таких случая. Напомним, средства были перенаправлены в социальную сферу (повышение пособий, пенсий, среднего уровня заработной платы в бюджетной сфере и так далее). Также, благодаря работе депутатского корпуса, практически незаметно для населения области прошел так называемый «лекарственный кризис».
Собственно, итоги весенней сессии, а также и другие моменты, стали лейтмотивом нескольких интервью, данных агентству ЕАН руководителем депутатской фракции «Единая Россия» в Областной думе Анатолием Мальцевым, председателем комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимиром Терешковым и депутатом Облдумы, руководителем СРО ЛДПР Владимиром Таскаевым как представителями нижней палаты областного парламента, а также председателем ППЗС Юрием Осинцевым и депутатом ППЗС Валерием Савельевым как представителями областного сената.
Анатолий Мальцев описал агентству ЕАН итоги работы Думы с точки зрения работы фракции, которую он представляет:
«Основные итоги весенней сессии работы Областной думы и нашей фракции следующие. За это время у нас был сложный момент, связанный с выборами, прошедшими в октябре 2006 года. Однако, благодаря слаженной и консолидированной работе фракции, мы сумели в очень сжатые сроки, всего за семь заседаний сверстать бюджет. И, как показывает практика, он оказался объективен и выполняется в полном объеме.
Второе. Мы регулярно занимаемся опросами общественного мнения и реализацией наказов избирателей. Сегодня у нас сложилась методика и практика в целом по всей партийной организации. Это работа общественных приемных, местных отделений, работа центральной общественной приемной, депутатских приемных. Мы проанализировали все наказы, которые получили в октябре 2006 года, еще раз их перепроверили через общественные приемные и через помощников депутатов и сделали серьезные выводы.
Часть наказов мы реализовали с помощью поправок в бюджет, у нас в этом году было уже два периодных профицита. В мае фракция встречалась с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, и мы подводили итоги работы над наказами. Я хочу сказать, что 90 процентов наказов у нас выполняются. Это связано с тем, что, во-первых, сегодня у нас 43 тысячи мам не могут получить место в детском саду, сейчас мы занимаемся этой проблемой. Мы хотим вернуть помещения детским садам там, где они отданы в аренду, вплоть до выкупа. Там, где это невозможно, нужно строить новые детские сады. Думаю, мы разрешим эту ситуацию в течение 2007-2008 годов.
Далее проблема метрополитена. Мы уже понимаем, что один миллиард не спасет ситуацию, однако планируем завершить эту программу в два года.
Следующий вопрос очень важный. Мы завершили приведение областного законодательства в соответствие с федеральным.
Закончена работа с муниципальными образованиями. В рамках муниципальной реформы мы закончили разделение полномочий, рассмотрели вопросы по наделению муниципальных образований имуществом. Так что вся «вертикаль власти» и муниципальная реформа нами отработана полностью.
В ходе весенней сессии мы приняли все налоговые законы, которые необходимо было принять, для того чтобы начать работу над бюджетом. Внесение поправок в областной бюджетный кодекс, бюджетное планирование в соответствии с новым законодательством, транспортный налог, межбюджетные отношения - весь пакет законов для работы над бюджетом готов. Также подготовлен весь объем правового обеспечения трехлетнего бюджетного планирования. Работа была очень интенсивной, повестки были насыщенными, но, тем не менее, все эти вопросы мы решили.
Еще один вопрос касается политической сферы. В этом году в Областной думе появилась новая фракция - фракция пенсионеров, до этого у нас была своего рода «монополия на власть». Мы в ходе «притирки» за два месяца поняли, что идем в одном направлении. С 2008 года мы начинаем работать по взаимному сотрудничеству в социальных вопросах. Это тоже серьезное достижение в рамках фракционной многопартийности. Кроме того, продолжен конструктивный диалог с представителями других партий. Итог показывает, что практически все решения были приняты фактически единогласно - это показывает работу «Единой России» по консолидации всех политических сил в интересах области.
Также мы занимались созданием партийных групп в муниципальных образованиях. В целом, эта работа практически завершена, мы надеемся, что к 1 октября во всех муниципальных образованиях будут созданы партийные группы.
Относительно методики работы депутатов с населением «Единая Россия» добилась того, что каждый населенный пункт имеет своего депутата, мы завершили это формирование. Все депутаты за весеннюю сессию раза по три-четыре побывали в своих муниципальных образованиях. Налажен серьезный диалог с администрациями городов, общественными организациями и с местными партийными организациями. «Единая Россия» - единственная политическая сила, которая отстроила связь «территория - депутат» на всех уровнях.
- А в чем же выразилось приведение областного законодательства в соответствие c федеральным?
Ряд полномочий по лесному и водному кодексам были переданы области. Сначала федерация забрала их себе, но потом передала обратно. Мы узаконили эти полномочия и поставили на все виды довольствий: правовое, материальное и так далее.
Далее в ведение области передали все закрытые территориальные образования, к примеру, Новоуральск. Была реализована поэтапная адаптационная программа. На сегодняшний день эти города находятся в рамках межбюджетных отношений, как и все другие территории.
Хочется отметить, что самым характерным для нашей фракции и для «Единой России» в целом является отсутствие популизма. Мы принимаем решения, руководствуясь исключительно разумом. Прежде чем принять решение, мы апробируем его в партии – найдет ли оно отклик в народе. Поэтому все наши законы, как бы их не критиковали, жизненны. И люди с нашими решениями соглашаются».
Владимир Терешков как руководитель комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам описал ситуацию с точки зрения экономического эксперта:
- Если коротко, итоги продуктивные и с хорошим так называемым «сухим остатком», который напрямую направлен на население области. Был рассмотрен и принят целый блок законов, которые дали положительный толчок в решении многих проблем области. Например, в начале года мы приняли закон о внесении изменений в бюджет 2007 года, в котором предусмотрели очень большие суммы, в пределах 8,7 миллиарда рублей. Были перераспределены дополнительные доходы в пользу социальных блоков, в первую очередь, на образование, здравоохранение, спорт, культуру, повышение заработной платы в бюджетной сфере по ставке первого тарифного разряда с расчетом до 1 января 2007 года. Кроме того, капитальные ремонты, строительство межмуниципальных, муниципальных дорог в области, благоустройство территорий в муниципальных образованиях. То есть это очень большие программы, которые были профинансированы и финансируются сейчас.
Были приняты в новой редакции около двадцати областных государственных долгосрочных целевых программ. Это целевые программы по противопожарной безопасности, по материально-техническому обеспечению здравоохранения высокими технологиями, по борьбе с инфекциями, по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений в области, большая программа по культуре, материально-техническое обеспечение объектов культуры и культурного наследия. Резюмируя, эти программы охватывают все сферы жизнедеятельности области.
Также мы приняли налоговые законы, определяющие порядок формирования доходной базы, в том числе и на 2008 год.
Приняты законы, определяющие порядок формирования, исполнения бюджета 2008 года. Имеется в виду закон о бюджетном процессе в области (новая редакция), в связи с изменившимся федеральным законодательством.
Закон о порядке предоставления отдельных видов межбюджетных трансфертов в Свердловской области - это новый закон, который напрямую описывает принципы оказания финансовой помощи муниципальным образованиям и корректирует их полномочия в соответствии с федеральными законами.
Кроме этого, мы приняли налоговые законы, касающиеся установления ставки транспортного налога в новом исчислении, установления дополнительных льгот для определенных категорий граждан-владельцев транспортных средств. Причем льготы очень существенные: в 2-3 раза снижаются ставки по отдельным видам транспорта по отношению к действующим на сегодняшний день.
Поэтому я считаю, что весенняя сессия была предельно насыщенной. Не нужно забывать, что федеральное законодательство существенно изменилось за это время, поэтому нам пришлось в связи с изменением федерального законодательства и федерального бюджетного кодекса, в частности, вносить изменения более чем в 20 законов, действующих в Свердловской области. Так, внесены изменения в закон о государственной казне Свердловской области. Признаны утратившими силу и несколько других областных законов, поскольку они вступают в противоречие с федеральным законодательством, либо федеральное законодательство поглощает прописанные в них нормы. Изменяется программа социально-экономического развития, изменено содержание закона об управлении собственностью области, выстроены земельные отношения. Внесены изменения в земельные отношения городской и областной властью, соглашения, которые подписываются между этими двумя уровнями власти. И многое, многое другое.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем важность приведения областного законодательства в соответствие с федеральным?
- Мы не можем жить вне правового пространства. Свердловская область как субъект является частью общефедеральной структуры. Наши областные законы должны соответствовать федеральным.
Для примера, в соответствии с законом о порядке предоставления межбюджетных трансфертов, в области действовало пять фондов, которые напрямую касались оказания муниципальной помощи федеральным образованиям, имеется в виду функция финансирования муниципальных расходов и фонд муниципального развития. В законодательство были внесены изменения, в соответствии с федеральным. Эти два фонда были ликвидированы и создан один общий фонд - фонд софинансирования расходов. Таким образом, мы не стали разделять капитальные вложения и софинансирование социальных расходов. Муниципалитетам было предоставлено право, исходя из полученных в будущем средств, определять по одному фонду цели и направления денежных средств.
Или, допустим, мы ввели несколько новаций относительно транспортного налога, которые крайне важны для жителей сельской местности. Мы установили пониженные ставки налога на мотоциклы с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил включительно, на уровне 5,8 рубля, в то время как правительству области было предложено ввести тарифы в размере 9 рублей для транспорта мощностью двигателя до 35 лошадиных сил, и 22 рубля - до 36 лошадиных сил. Кроме этого, мы распространили действие этого закона на отношения, возникшие в 2006-2007 годы. Существует договоренность с управлением Федеральной налоговой инспекции по Свердловской области о том, что эти новации распространяются назад по времени. Налоговики подтвердили, что смогут сделать и перерасчеты перечисленных ранее средств в счет будущих платежей.
- Вы коснулись вопроса освоения профицита бюджета, расскажите, пожалуйста, ожидается ли в будущем превышение доходов бюджета над расходами?
- По нашим расчетам, на сегодняшний день исполнение по доходам идет в плановых показателях. Как известно, в области существует два базовых доходных источника: налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. НДФЛ исполняется хорошо, в полном объеме от запланированного, существует даже небольшой рост доходов, поскольку налоги на прибыль в области зависят от международной конъюнктуры цен на черные и цветные металлы. В зависимости от изменения цен прибыль то повышается, то понижается. Тем не менее, можно сделать предположение, что мы где-то в конце августа или к сентябрю рассмотрим итоги шести месяцев. Возможно, в бюджете появится профицит, который мы будем распределять на внеочередной сессии. Суммы называются разные: от полутора до трех с половиной миллиардов рублей.
Тем не менее, в вопросе распределения средств надо быть очень осторожным, ведь мы можем принять закон, а затее изменится конъюнктура, и что нам делать? Вспоминать старый термин «сиквестор»? Если сиквестирование пойдет, то оно пойдет пропорционально по всем статьям бюджета, поэтому надо быть осторожными.
- С чем связан ввод в план бюджета элементов трехлетнего планирования?
- Связано это с изменением федерального законодательства. Государственный парламент принял технологию трехлетнего планирования. Если в отношении федерального бюджета действует «жесткая» формула – трехлетний бюджет и среднесрочные финансовые планы, сопутствующие ему, то для субъектов РФ была предложена переходная форма.
Если есть возможность, то принимается трехлетний бюджет, если же нет - субъект РФ выходит на очередной финансовый год по следующей схеме: одногодичный бюджет и среднесрочный финансовый план как прилагаемая неотъемлемая часть.
Таким образом, Законодательное собрание Свердловской области приняло абсолютно верное и взвешенное решение - создать бюджет на очередной финансовый год и к нему, как ориентировку, среднесрочный финансовый план».
Мнение Владимира Таскаева интересно тем, что показывает работу Думы «с мест», с точки зрения рядового парламентария:
«Безусловно, Областная дума решила за весеннюю сессию громадное количество задач, было принято более 90 законов. Я со своей стороны занимался преимущественно проблемами сельского хозяйства, МЧС, противопожарной безопасности и так далее. При всех неприятностях мы выдержали выбранный темп, сделали все возможное.
Кроме того, за это полугодие было сделано очень много и в социальной сфере: ЛДПР активно занималась этой проблемой. Повышение пособий, пенсий, повышение уровня средней заработной платы.
Нельзя также забывать о том, что в период весенней сессии все политические партии интенсивно готовились к предвыборным кампаниям 2007-2008 годов, то есть одним из итогов работы Облдумы можно считать и окончание подготовительной фазы предвыборной кампании», - рассказал агентству ЕАН Владимир Таскаев.
Процедура становления закона включает в себя утверждение законопроекта Палатой Представителей Заксобрания. Таким образом, несмотря на то что вопрос о переформировании Законодательного собрания в однопалатный парламент уже поднимался, тем не менее, на сегодняшний день сенаторы все еще занимают ключевую позицию в законодательном творчестве.
Заместитель председателя комитета Палаты Представителей по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Валерий Савельев свое видение итогов работы ЗССО в период весенней сессии изложил достаточно лаконично:
«Основным и, по моему мнению, наиболее важным для области стал закон об областном бюджете, в этом году мы поработали над ним достаточно эффективно. Даже законы, которые мы принимаем, приводя областное законодательство в соответствии с федеральным, они тоже важны, ведь они могут очень серьезно повлиять на жизнь области. Если законодательство области будет отличаться от федерального, у правительства области не будет возможности финансировать в том или ином секторе экономики ту или иную программу.
Я считаю, что в этом году мы поработали очень продуктивно. Кроме того, радует то, что в областном бюджете было перераспределено уже два профицита – благодаря этому мы смогли стимулировать социальные областные программы», - заявил господин Савельев.
Председатель Палаты Представителей Законодательного собрания Юрий Осинцев, проведя последнее в этом сезоне заседание ППЗС, рассмотрел тему более детально:
«Весенняя сессия была достаточно интересной для депутатов Палаты Представителей. Много важных документов было рассмотрено и принято. В частности, мы приняли изменения в Устав Свердловской области, а как вы знаете, эти вопросы всегда проходят достаточно напряженно и тяжело.
Я также отметил бы, что в эту сессию мы подняли очень серьезный вопрос – о наделении Счетной Палаты Законодательного собрания статусом юридического лица. По нашему убеждению, эта мера позволит значительно повысить уровень и качество работы данного органа. Даже если посмотреть на представленный сегодня отчет Счетной Палаты о проверке в Новоуральске, то мы видим, что нарушения есть. Причем нарушения выявляются в ходе каждой проверки. Сегодня для нас вопрос эффективности расходования бюджетных средств стоит очень остро. Обязательно будем возвращаться к этой теме, более того, мы считаем, что и штат Счетной Палаты должен был увеличен. Сейчас там работает 6 человек, а должно быть хотя бы 12.
Если говорить о заключительном заседании, то хотел бы отметить, что нами был отправлен на доработку принятый Областной думой законопроект «О внесении изменений в Закон «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области». Депутаты Палаты Представителей сочли, что в нем слишком много популизма и что этот документ не отражает в должной степени интересов простых избирателей Свердловской области», - рассказал в интервью агентству ЕАН Юрий Осинцев.
Сергей Мальцев, Европейско-Азиатские новости
...