Прилета первого вице-премьера российского правительства Дмитрия Медведева в Екатеринбург политическая и экономическая элиты ждали с нетерпением. Во-первых, потому что визиты чиновников такого ранга - само по себе событие неординарное. Кроме того, сообщив на совещании в Пензе с участием Владимира Путина, что он планирует в ближайшее время посетить столицу Среднего Урала, Дмитрий Медведев не назвал точной даты и не дал твердых гарантий, что поездка состоится.
Однако ожидания оправдались, и 5 февраля Дмитрий Медведев прилетел на несколько часов в Екатеринбург, чтобы встретиться с глазу на глаз с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, а затем провести совещание по проблемам производства медицинской продукции и развития медицинской промышленности. В нем приняли участие полномочный представитель президента в УрФО Петр Латышев, губернатор Свердловской области Эдуард Россель, замминистра промышленности и энергетики России Денис Мантуров, замминистра здравоохранения и социального развития Руслан Хальфин, председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров, руководители уральских предприятий различных отраслей промышленности.
Открывая совещание, Дмитрий Медведев обратил внимание участников на то, что положительные сдвиги, достигнутые в результате реализации национальной программы «Здравоохранение», пока нельзя назвать успехом. «Это просто некоторое изменение к лучшему. Чего там скрывать, если доля даже закупленных в рамках нацпроекта отечественных ультразвуковых аппаратов, эндоскопов и лабораторной техники не превышает 10-15 процентов. Российские компании по своим производственным возможностям способны увеличить поставки современных медицинских изделий на внутренний рынок практически в два раза - с 30 до 60 процентов. И главное условие этого - модернизация и переход на современные технологии. В правительстве России сейчас разрабатываются меры по ускоренному развитию производства медтехники на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, и не только на предприятиях ОПК. Предусматривается также создание целевой программы, которая направлена на увеличение объема и эффективности научных разработок в этой сфере», - заявил вице-премьер.
Присутствовавшие поделились с московским гостем своим видением отраслевых проблем. В частности, Эдуард Россель посетовал на чрезвычайно дорогую и забюрократизированную процедуру лицензирования новых лекарственных препаратов и медицинской техники. «Очень тяжело получить сертификат на право производить изделие. Его выдает Росздравнадзор, который создал вокруг себя множество всевозможных «разрешительных» структур. В итоге, скажем, на разрешение на производство лекарственного средства нужно затратить 1 миллион рублей. Возьмем завод «Уралбиофарм», который выпускает сегодня 13 наименований препаратов, а мог бы… 150. Но ведь тогда ему пришлось бы заплатить 150 миллионов рублей, чтобы только получить возможность их изготавливать!», - возмущался глава региона.
Генеральный директор ФГУП ПО «Уральский оптико-механический завод имени Яламова» Сергей Максин поддержал мысль о консолидации медицинских производителей на базе ОПК. «Здесь сосредоточены большие интеллектуальные ресурсы. Это позволит сконцентрировать ресурсы, добиться промышленной эффективности. Сегодня в России тысячи предприятий занимаются производством медтехники. На наш взгляд, опыт зарубежных стран показывает, что таким производством занимается лишь небольшой число концернов. Это вопрос концентрации ресурсов, бюджетных и кластерных точек», - считает глава предприятия.
Говорилось на совещании и о неравных конкурентных условиях для отечественных и зарубежных производителей медицинского оборудования, в результате чего российская продукция вытесняется импортной. Вновь была озвучена идея создания особой экономической зоны «Титановая долина» на базе корпорации «ВСМПО-Ависма». По мнению ее генерального директора Владислава Тетюхина, создание подобной зоны привлекло бы к сотрудничеству крупнейшие зарубежные компании, специализирующиеся на производстве титановых имплантантов. Обсуждались также проблемы и перспективы создания в Свердловской области холдинга по производству медтехники на базе ФГУП «УОМЗ», со сменой формы собственности предприятия. Дмитрий Медведев, в принципе, идею одобрил. «Мы заинтересованы в концентрации производства и понятно, что холдинги у нас могут возникать в разных местах, если это делается на экономических принципах», - сказал он.
По большинству из сделанных предложений Дмитрий Медведев дал поручение соответствующим федеральным ведомствам рассмотреть возможность их реализации. «Уверен, что мы вполне способны поднять на принципиально иной уровень российскую медицинскую промышленность. Я говорю об уровне, который она никогда еще не занимала, в том числе и в советский период. Сейчас такие возможности есть. Особенно, если мы не будем обходить стороной новейшие технологии и научные разработки», - подчеркнул он, закрывая совещание.
Своей «молниеносностью» визит Дмитрия Медведева напомнил посещение Екатеринбурга другим первым заместителем председателя российского правительства - Сергеем Ивановым - в апреле прошлого года.
Изначально рассчитанный на три дня визит оказался практически однодневным. Напомним, что Сергей Иванов приезжал на Средний Урал для участия в выездном совещании Военно-промышленной комиссии при правительстве России.
Приведем основные тезисы, прозвучавшие весной в докладе Сергея Иванова на этом мероприятии: необходимо разрабатывать и воплощать в жизнь высокотехнологичные инвестиционные проекты как в оборонной, так и в остальных отраслях. Трансферт технологий между военным и гражданским производствами пойдут на пользу и тем, и другим. Использование современных кредитных инструментов, внедрение частно-государственного партнерства и эффективного ценового регулирования помогут предприятиям оборонного комплекса решить накопившиеся проблемы.
И в этом еще одно сходство двух визитов. Несмотря на, казалось бы, совершенно не схожую тематику двух совещаний, пути для решения проблем предлагаются практически одинаковые. Это, прежде всего, модернизация производства, внедрение инновационных технологий. Обмен научными и практическими разработками между предприятиями оборонного комплекса и представителями других отраслей. Устранение законодательных и бюрократических преград для развития взаимовыгодного сотрудничества власти и бизнеса. То есть, на государственном уровне определены ключевые направления преодоления системного кризиса, ставшего результатом невнятной, а зачастую просто безграмотной экономической политики 90-х годов прошлого века. Теперь определяющим фактором становится скорость, с которой конструктивные инициативы и разработки станут законопроектами, а затем эффективно действующими законами.
Высокие темпы реализации программ развития производства станут лишним доказательством того, что в руководстве нынешнего правительства существует единое понимание путей модернизации и развития российской промышленности, вне зависимости от отраслевой и территориальной принадлежности.
Михаил Смирнов, Европейско-Азиатские новости.
...
Однако ожидания оправдались, и 5 февраля Дмитрий Медведев прилетел на несколько часов в Екатеринбург, чтобы встретиться с глазу на глаз с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, а затем провести совещание по проблемам производства медицинской продукции и развития медицинской промышленности. В нем приняли участие полномочный представитель президента в УрФО Петр Латышев, губернатор Свердловской области Эдуард Россель, замминистра промышленности и энергетики России Денис Мантуров, замминистра здравоохранения и социального развития Руслан Хальфин, председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров, руководители уральских предприятий различных отраслей промышленности.
Открывая совещание, Дмитрий Медведев обратил внимание участников на то, что положительные сдвиги, достигнутые в результате реализации национальной программы «Здравоохранение», пока нельзя назвать успехом. «Это просто некоторое изменение к лучшему. Чего там скрывать, если доля даже закупленных в рамках нацпроекта отечественных ультразвуковых аппаратов, эндоскопов и лабораторной техники не превышает 10-15 процентов. Российские компании по своим производственным возможностям способны увеличить поставки современных медицинских изделий на внутренний рынок практически в два раза - с 30 до 60 процентов. И главное условие этого - модернизация и переход на современные технологии. В правительстве России сейчас разрабатываются меры по ускоренному развитию производства медтехники на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, и не только на предприятиях ОПК. Предусматривается также создание целевой программы, которая направлена на увеличение объема и эффективности научных разработок в этой сфере», - заявил вице-премьер.
Присутствовавшие поделились с московским гостем своим видением отраслевых проблем. В частности, Эдуард Россель посетовал на чрезвычайно дорогую и забюрократизированную процедуру лицензирования новых лекарственных препаратов и медицинской техники. «Очень тяжело получить сертификат на право производить изделие. Его выдает Росздравнадзор, который создал вокруг себя множество всевозможных «разрешительных» структур. В итоге, скажем, на разрешение на производство лекарственного средства нужно затратить 1 миллион рублей. Возьмем завод «Уралбиофарм», который выпускает сегодня 13 наименований препаратов, а мог бы… 150. Но ведь тогда ему пришлось бы заплатить 150 миллионов рублей, чтобы только получить возможность их изготавливать!», - возмущался глава региона.
Генеральный директор ФГУП ПО «Уральский оптико-механический завод имени Яламова» Сергей Максин поддержал мысль о консолидации медицинских производителей на базе ОПК. «Здесь сосредоточены большие интеллектуальные ресурсы. Это позволит сконцентрировать ресурсы, добиться промышленной эффективности. Сегодня в России тысячи предприятий занимаются производством медтехники. На наш взгляд, опыт зарубежных стран показывает, что таким производством занимается лишь небольшой число концернов. Это вопрос концентрации ресурсов, бюджетных и кластерных точек», - считает глава предприятия.
Говорилось на совещании и о неравных конкурентных условиях для отечественных и зарубежных производителей медицинского оборудования, в результате чего российская продукция вытесняется импортной. Вновь была озвучена идея создания особой экономической зоны «Титановая долина» на базе корпорации «ВСМПО-Ависма». По мнению ее генерального директора Владислава Тетюхина, создание подобной зоны привлекло бы к сотрудничеству крупнейшие зарубежные компании, специализирующиеся на производстве титановых имплантантов. Обсуждались также проблемы и перспективы создания в Свердловской области холдинга по производству медтехники на базе ФГУП «УОМЗ», со сменой формы собственности предприятия. Дмитрий Медведев, в принципе, идею одобрил. «Мы заинтересованы в концентрации производства и понятно, что холдинги у нас могут возникать в разных местах, если это делается на экономических принципах», - сказал он.
По большинству из сделанных предложений Дмитрий Медведев дал поручение соответствующим федеральным ведомствам рассмотреть возможность их реализации. «Уверен, что мы вполне способны поднять на принципиально иной уровень российскую медицинскую промышленность. Я говорю об уровне, который она никогда еще не занимала, в том числе и в советский период. Сейчас такие возможности есть. Особенно, если мы не будем обходить стороной новейшие технологии и научные разработки», - подчеркнул он, закрывая совещание.
Своей «молниеносностью» визит Дмитрия Медведева напомнил посещение Екатеринбурга другим первым заместителем председателя российского правительства - Сергеем Ивановым - в апреле прошлого года.
Изначально рассчитанный на три дня визит оказался практически однодневным. Напомним, что Сергей Иванов приезжал на Средний Урал для участия в выездном совещании Военно-промышленной комиссии при правительстве России.
Приведем основные тезисы, прозвучавшие весной в докладе Сергея Иванова на этом мероприятии: необходимо разрабатывать и воплощать в жизнь высокотехнологичные инвестиционные проекты как в оборонной, так и в остальных отраслях. Трансферт технологий между военным и гражданским производствами пойдут на пользу и тем, и другим. Использование современных кредитных инструментов, внедрение частно-государственного партнерства и эффективного ценового регулирования помогут предприятиям оборонного комплекса решить накопившиеся проблемы.
И в этом еще одно сходство двух визитов. Несмотря на, казалось бы, совершенно не схожую тематику двух совещаний, пути для решения проблем предлагаются практически одинаковые. Это, прежде всего, модернизация производства, внедрение инновационных технологий. Обмен научными и практическими разработками между предприятиями оборонного комплекса и представителями других отраслей. Устранение законодательных и бюрократических преград для развития взаимовыгодного сотрудничества власти и бизнеса. То есть, на государственном уровне определены ключевые направления преодоления системного кризиса, ставшего результатом невнятной, а зачастую просто безграмотной экономической политики 90-х годов прошлого века. Теперь определяющим фактором становится скорость, с которой конструктивные инициативы и разработки станут законопроектами, а затем эффективно действующими законами.
Высокие темпы реализации программ развития производства станут лишним доказательством того, что в руководстве нынешнего правительства существует единое понимание путей модернизации и развития российской промышленности, вне зависимости от отраслевой и территориальной принадлежности.
Михаил Смирнов, Европейско-Азиатские новости.
...