Законопроект о натуральном возмещении в ОСАГО на днях (15-17 марта) пройдет второе и третье чтение в Государственной думе РФ. Поправки предполагают, вместо денежной выплаты автовладельцам, направлять пострадавшие в ДТП автомобили на ремонт. Как нововведение отразится на страховых компаниях и поможет ли защитить их от «расплодившихся» недобросовестных автоюристов, в интервью агентству ЕАН рассказал директор Екатеринбургского филиала страховой компании «Югория» Сергей Орлов.
- Сергей Николаевич, начнем с того, что в последнее время многие страховые компании называют ОСАГО убыточным направлением деятельности, и многие уходят с этого рынка. Как вы оцениваете ситуацию?
- Действительно, за последние два года на ряде территорий нашей страны ОСАГО стало убыточным. Всего проблемными признаны на текущий момент 26 регионов. Наибольшее влияние на ситуацию оказали два решающих фактора. Первый фактор – рыночный: произошло удорожание запасных частей автомобилей, импортных материалов, обусловленное падением курса рубля и инфляцией. Второй фактор - нерыночный, и он признается наиболее значимым: деструктивное влияние на рынок деятельности так называемых автоюристов, которые, представляясь защитниками прав страхователей, на деле преследуют собственные, часто исключительно корыстные цели.
Об этом 15 февраля текущего года говорила в своем выступлении на заседании Совета Федерации председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
По последним данным Российского союза автостраховщиков, на долю теневого сектора автострахования приходится примерно 30 млрд рублей в год! То есть на эту сумму, на сумму изъятых автоюристами из страховых компаний денежных средств, уменьшился собственный капитал компаний со всеми вытекающими последствиями и для финансового рынка страны (страховая компания является важным инвестиционным институтом, обеспечивающим социальную стабильность общества), и для консолидированного государственного бюджета. Это привело к потере финансовой устойчивости ряда страховщиков: за последние два года рынок покинули 183 страховых компании, и большая их часть - вследствие утраты реальных активов, необходимых для продолжения своей уставной деятельности.
- Насколько активно так называемые автоюристы действуют в Свердловской области?
- В Свердловской области и в Екатеринбурге ситуация пока не столь критичная, как в соседней Челябинской области, но и здесь в последние месяцы страховые компании испытывают значительную активизацию как непрошенных гостей из соседней области, так и местных их последователей. Фактически мы также находимся в зоне повышенных правовых рисков. После того, как на Южном Урале криминальные автоюристы фактически разрушили систему функционирования рынка ОСАГО, они активно разворачивают свою деятельность в Свердловской области. За последние три месяца количество судебных исков на страховые компании кратно возросло.
Автоюристы арендуют офисы в непосредственной близости от офисов страховых компаний и ГИБДД, буквально на улицах и дорогах весьма настойчиво предлагают страхователям свою так называемую «защиту». Также они распространяют объявления с рекламой через Интернет и СМИ, настойчиво обзванивают людей, попавших в ДТП, только им известными способами узнают их телефоны и другие персональные данные.
Методы их работы очень напоминают методы некоторых агентов похоронных бюро: человек только скончался, а к его родственникам уже через считанные минуты приходят или звонят по телефону неизвестные люди и предлагают ритуальные услуги. Так же и в случаях с ОСАГО: ДТП только произошло, а автоюристы уже приезжают к попавшему в ДТП автолюбителю (нередко на место происшествия) или звонят ему по телефону и весьма активно предлагают продать (передать, уступить) свой страховой случай…
- Как именно работают автоюристы?
- Их деятельность, как и абсолютное большинство видов криминальной деятельности, не отличается большим разнообразием. Есть несколько основных схем, но главная цель одна – выбить как можно больше денег из страховой компании. Часто имеет место банальное «страховое мошенничество». То есть страхового случая фактически не было, но автоюристы пытаются доказать обратное. К сожалению, бытовое мошенничество часто не воспринимается как преступление и должным образом не осуждается обществом. Это в полной мере относится к мошенничеству в сфере страхования.
Или другой пример. Страхователь пару лет назад попал в ДТП, отремонтировал автомобиль при помощи страховой компании и продолжает его эксплуатировать. Ему звонят или пишут автоюристы и спрашивают: «А вы получили полную компенсацию на ремонт Вашего автомобиля? Давайте мы поможем Вам ее дополнительно взыскать со страховой компании!» Суды, заваленные подобными делами, принимают решения под копирку - действуют в интересах потребителя…
Часто автоюристы судятся даже из-за одной тысячи рублей, выставляя страховым компаниям огромные счета за судебные издержки. В них, к примеру, цена ксерокопии одной страницы документа на порядок превышает аналогичную услугу в копировальном центре, также значительно завышаются цены на проведение экспертизы автомобиля и другие сопутствующие расходы.
Вспоминаю разговор со страхователем: девушка, которая воспользовалась услугами автоюристов год назад, отсудила у страховщика деньги и съездила на них в Таиланд.
Но известны и другие случаи, когда страхователей элементарно обманывают. Таких случаев значительно больше. Говорят клиенту, что деньги взыскать не удалось, а на самом деле забирают их себе. Через какое-то время человек получает уведомление из налоговой инспекции, что в его пользу все же были взысканы денежные средства и что он должен уплатить подоходный налог с определенной, взысканной со страховой компании суммы.
Следует также иметь в виду, что в случаях, когда человек судится с компаниями под различными предлогами и наносит им значительный ущерб, у него автоматически формируется определенная история взаимоотношений с данной компанией. Думаю, вряд ли в перспективе такая компания захочет работать с ним по КАСКО или другим добровольным видам страхования.
- Все знают, банки неохотно кредитуют заемщиков с плохой кредитной историей, то есть выходит, что в страховании действует аналогичная практика?
- Страховщик, безусловно, владеет информацией и историей взаимоотношений со страхователями, и он может использовать эту информацию при принятии решений о сотрудничестве по добровольным видам страхования.
- Сергей Николаевич, если поправки в закон об ОСАГО примут и денежные выплаты заменят фактическим ремонтом машин, это поможет избавиться от мошенников на этом рынке?
- Трудно рассчитывать, что с принятием правильного закона теневой сектор самостоятельно ликвидируется. Скорее всего, могут возникнуть новые схемы, включая попытки использования криминальными лицами персонала станций технического обслуживания. Нужен специальный закон о страховом мошенничестве и страховом омбудсмене, а также эффективный надзор за его применением. Насколько я обладаю информацией, профильный комитет Госдумы готовит обращение к правоохранительным органам с призывом к активной борьбе с мошенниками в автостраховании.
Некоторые страховые компании отказываются от лицензии по ОСАГО, но большинство компаний занимают консервативную позицию и не спешат уходить с рынка, надеясь, что ситуация стабилизируется. В этом смысле оптимистично прозвучало выступление Эльвиры Набиуллиной, о котором мы говорили в начале нашего разговора. Председатель Банка России очень четко расставила акценты и приоритеты: необходимо бороться с автоюристами, «выкачивающими» деньги из страховых компаний.
- Возвращаясь к готовящимся поправкам – некоторые автомобилисты опасаются того, что с их принятием в автосервисах возникнут огромные очереди. Если сейчас они, получив деньги, могут обратиться в любой сервисный центр, то потом пойдут туда, куда их направит страховая компания…
- Не думаю, что возникнет серьезная проблема очередей. В настоящее время ситуация на рынке ремонта автомобилей благоприятна для страхователей. Продажи новых автомобилей значительно уменьшились, и дилеры находятся в поиске новых возможностей и разработке новых предложений для авторынка. Одна из таких возможностей – предложение ремонта по ОСАГО. Несмотря на то, что при определении стоимости ремонта по ОСАГО действует единая методика расчета цен, утвержденная Банком России, большинство СТОА заявляют о готовности активно работать в этом направлении. Это если говорить о дилерах, а ведь еще есть универсальные станции, очень многие из которых не только имеют желание работать, но и способны обеспечить качественный ремонт автомобиля.
- Еще один важный вопрос, который волнует автомобилистов, какие запчасти будут ставить на автомобиль: новые или уже использованные. Какого мнения придерживаетесь вы?
В проекте закона оговаривается, что при ремонте автомобиля, побывавшего в ДТП, предполагается обязательное использование новых запасных частей и деталей. В случаях, когда автомобиль был произведен много лет назад и модель снята с производства, допускается использование по согласованию со страхователем качественных запасных частей, ранее бывших в эксплуатации.
Кроме того, закон является компромиссным и предполагает определенную постепенность перехода к натуральной форме возмещения по ОСАГО. При этом если на территории отсутствуют сервисы, отвечающие необходимым требованиям, страховщики будут выплачивать возмещение в денежной форме. Следует обратить внимание, что на уже оформленные полисы вводимые нормы не распространяются – закон не имеет обратной силы. В целом, как мы уже говорили, утверждается приоритет натуральной формы возмещения. Потерпевший может выбирать СТОА из списка партнеров страховой компании. Ремонт должен быть проведен в течение 30 дней, не считая праздничных дат.
Резюмируя наш разговор, подчеркну - практика направления застрахованных автомобилей на ремонт является цивилизованной, она применяется в различных странах. Уверен, приживется она и в нашей стране.
В заключение призываю страхователей решать все спорные вопросы, возникшие при урегулировании страхового случая, непосредственно со страховой компанией.
Беседовала Мария Трускова, Европейско-Азиатские Новости.
Фото avtoexperts.ru