РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 9 августа 2019 в 14:35

Два в одном. Как проходят избирательные кампании в Челябинской области

© Фото из открытых источников

Тишь да гладь

Губернаторская избирательная кампания пока идет, по мнению наблюдателей и экспертов, более чем спокойно. После «сита» процедуры регистрации в деле остались пятеро: действующий врио губернатора области Алексей Текслер, представители КПРФ и ЛДПР Константин Нациевский и Виталий Пашин (оба участвовали и в предыдущих выборах главы региона), экс-омбудсмен Алексей Севастьянов и малоизвестный в политике Сергей Смышляев, представляющий партию «Родина».
Любопытно, что помимо собственно формально оказанной поддержки Алексею Текслеру в губернаторских выборах ровным счетом никак не отметилось региональное отделение «Единой России». Что довольно логично, учитывая то состояние, в котором находятся челябинские единороссы.
«Надо понимать, что две проходящих сейчас выборных кампании — губернаторская и депутатская — достаточно сильно разведены и по смыслам, и в чисто технологическом плане, — считает директор аналитического агентства «Монитор», политолог Алексей Ширинкин. — Площадка для «сшивки» этих кампаний могла бы случиться, если бы кампания действующего врио губернатора региона Алексея Текслера была бы партийной. Но в Челябинске партийно-политическая машина «Единой России» за годы правления в области Бориса Дубровского, по сути, оказалась разобрана, и сегодня (не только у нас, но во многих регионах страны) это не монолит, за счет которого можно решать задачи, скорее, некий интерфейс, фрейм, набор разных кланчиков, которые объединены не более чем партбилетом, но при этом непримиримые враги друг друга. И каждый решает свои задачи».
Вторая особенность — огромная разница в том, как ведет кампанию «основной кандидат» и как — его оппоненты.
Изображениями Текслера заполнены рекламные конструкции по всей области, в Челябинске работают «кубы», а волонтеры-агитаторы пытаются знакомить прохожих с тезисами программы кандидата. Который едва ли не каждый день проводит в поездках по области.
Что же до остальных, то, например, еще весной смотревший едва ли не со всех рекламных конструкций в Челябинске Виталий Пашин после регистрации в качестве кандидата с этих конструкций исчез и сосредоточился на встречах с небольшим количеством избирателей. Тем же плюс своими выборами в совет депутатов Советского района занят Константин Нациевский.
Алексей Севастьянов больше присутствует в соцсетях, нежели на территории региона. А начавший некоторую публичную кампанию Сергей Смышляев на тех же рекламных конструкциях присутствует в очень ограниченном количестве.
«Задачу победить на этих выборах ставит перед собой только Алексей Текслер, — объясняет политолог, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Челябинской области Андрей Лавров. — Это видно буквально по всему — и как ведется кампания, как она организована, как она освещается в публичном пространстве, в медиа, в соцсетях. Но один из наиболее ярких показателей — уровень затраченных ресурсов».
И действительно, опубликованные на сайте Областной избирательной комиссии сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в губернаторы (по состоянию на 5 августа).
Если на счет Алексею Текслеру поступило 38 млн рублей (из которых он потратил уже более 24 млн), то идущий на втором месте Виталий Пашин получил в качестве ресурсов чуть более 3 млн рублей. У Сергея Смышляева денег на выборы всего-то 2,15 млн. Константин Нациевский ни в чем себе не отказывает на все 337 тыс. рублей, что есть в его избирательной кубышке. А Алексей Севастьянов и вовсе ограничил себя 50 тыс. рублей, на которые, видимо, и собирается стать губернатором.
Стоит также напомнить, что до лимита избирательных фондов, установленных на этих выборах (150 млн рублей), далеко даже Текслеру.
«У оппонентов Текслера свои цели и задачи, — уверен Алексей Ширинкин. — Есть понимание, что через год - выборы в Заксобрание, через два года — в Государственную думу. И наши местные представители партийных брендов должны показать хоть какой-то результат сейчас, с учетом перспективы будущих кампаний, которые для них куда более значимы. Значит, и ресурсы сейчас лучше сберечь — они понадобятся через год и два. Некоторое оживление вносит разве что Сергей Смышляев, который решил воспользоваться возможностью и вложиться в свое политическое будущее».
Технически кампания действующего врио губернатора выстроена довольно предсказуемо и ничего принципиально нового из себя не представляет.
«Сильные стороны Текслера на старте кампании очевидны — яркость, свежесть, амбиции, уровень стандартов работы, управления. Это человек, сделавший свою карьеру за пределами родного города и вернувшийся на родину вытаскивать ее из того болота, в котором она оказалась. Вполне себе история в духе современного вестерна или экшена по типу «Широко шагая» с Дуэйном Джонсоном, — убежден Ширинкин. — Сам кандидат вполне технологичен, позиционирует себя адекватно. Он новый, искренний, доступный, понятный. И в то же время — технократ, даже немного «киборг». Алексей Текслер, наверное, не прирожденный политик-харизматик, как, например, тот же Радий Хабиров в Башкортостане. Но он быстро и прилежно учится, понимая, для чего это надо».
«Для новичка в публичной политике Текслер все делает правильно. Особенно поражает его запредельная работоспособность, хотя отчасти это и не от хорошей жизни, — добавляет Андрей Лавров. — А то, что он немного механистичен, — ничего страшного. К тому же бабушек по-сыновьи обнимать во время встреч с избирателями он уже научился».
Что же до работы технологов Текслера, то они также в целом справляются с теми не слишком сложными задачами, которые перед ними стоят в отсутствие реальной конкуренции.
«Я бы все же отметил, что сделано много довольно досадных сугубо технологических ошибок, которых можно бы было избежать, — считает Андрей Лавров. — Вопрос в том, наберут ли они критическую массу».
Основные опасности для Текслера, как уверяют собеседники ЕАН, лежат не столько в плоскости конкуренции в ходе кампании, сколько в других рисках, и не только внутренних, но и внешних для региона.
«Кампания идет в режиме представления населению области Алексея Текслера и преодоления им той «презумпции виновности», которую в глазах населения наложило на него тяжкое наследство режима правления Бориса Дубровского, — считает Алексей Ширинкин. — Да, есть запрос, интерес к нему со стороны избирателя. Но есть и серьезные факторы неопределенности, прежде всего внешние, которые в прошлом году, как мы помним, выразились в ярком протестном голосовании на губернаторских выборах в ряде регионов страны. Кроме того, всегда можно ожидать, что какой-то «черный лебедь» прилетит со стороны федеральных властей. Как в прошлом году пенсионная реформа, сказавшаяся на отношении людей к власти всех уровней».
«Фигу в кармане, причем по отношению не лично к Текслеру, а скорее к власти в принципе, никто не отменял. У нас же этот тренд усилен наследием Дубровского», — напоминает Андрей Лавров. Впрочем, он уверен, что второго тура на губернаторских выборах все равно не будет. Вопрос лишь в конкретной явке и процентах голосов избирателей.
Алексей Ширинкин более осторожен в прогнозах.
«Мы не знаем, какой «черный лебедь» может прилететь от федеральной власти, и это большой фактор неопределенности. И просчитать все просто невозможно», — напоминает он.

Округ на округ, район на район

Куда более живо проходит кампания по выборам депутатов районных советов в Челябинске. Здесь порой в очень откровенной схватке сошлись практически все челябинские городские кланы и отдельные группы влияния. А попытки как-то предварительно договориться и «распилить» между собой город провалились, в том числе из-за отставки Бориса Дубровского и его верного соратника Евгения Тефтелева, который, будучи сначала мэром города, а потом вице-губернатором, замыкал на себя избирательные вопросы.
«Кампания характеризуется прежде всего хаосом, ну, и еще буйным цветом челябинской политической морали, — улыбается Алексей Ширинкин. — Когда гигантская эпичная битва, махабхарата, разворачивается на фоне личного, почти семейного конфликта. В итоге тратятся гигантские средства. При том что гражданское общество крепко спит, и мечты о том, что «народ, прогрессивная часть двинет лучших своих представителей», остались нереализованными».
«Для кланов и групп влияния выборы в райсоветы (а затем и попадание в гордуму) важнее, чем губернаторская кампания, — уверяет Андрей Лавров. — Для кланов это вопрос не только политического представительства, сколько защиты коренных экономических интересов. Возможно, отчасти именно поэтому эта кампания — самая конкурентная за последние лет 10 как минимум. Да, та еще конкуренция, частенько кривая, уродливая. Но уж какая есть у нас в городе элита».
Если разбирать ситуацию по районам и кланам, то Советский район города в целом подконтролен группировке «советских», лидерами которых считаются авторитетный депутат Виталий Рыльских и вице-спикер гордумы Сергей Овчинников. Некоторую конкуренцию им попытаются составить кандидаты от «Справедливой России», франшизу которой на Южном Урале контролирует депутат Госдумы Валерий Гартунг.
В Ленинском районе свои позиции пытается отстоять нынешний спикер гордумы Станислав Мошаров и близкие ему депутаты и предприниматели. Им противостоят разнообразные оппоненты, начиная от «засланцев» «советских» и команды несостоявшегося кандидата в губернаторы Степана Фирстова до кандидатов от все той же "СР" и главного городского политфрика Александра Лебедева.
Центральный район стал зоной интересов «советских», а также команды «молодогвардейцев» Владимира Бурматова и нескольких отдельных сильных игроков.
Калининский район — поле битвы между «бурматовскими», рядом сильных игроков, близких к «калининской семье» Александра Аристова, и парочкой людей Андрея Барышева.
Тракторозаводский район практически полностью держат под контролем люди Бориса Видгофа и, в некоторой степени, «бурматовцы».
В Металлургическом районе — жестокая схватка все тех же «бурматовцев», «барышевских» и отдельных сильных кандидатов.
Но, пожалуй, самая жестокая «рубка» развернулась в Курчатовском районе, который и в прошлом созыве райсовета и городской думы Челябинска слыл самым агрессивным и наполненным сильными депутатами.
Сейчас там «за место под солнцем» бьются команды «бурматовских», «барышевских», сторонники семьи Мительман, владельца застройщика «Магнитострой» Олега Лакницкого и отдельные сильные игроки вроде Дмитрия Довженко.
«Сейчас главная интрига — скорее, то, насколько у наших кланов хватит наглости заниматься откровенной «чернухой», давлением и даже попытками прямых фальсификаций на местах. При этом какого-то жесткого и пристального контроля за кампанией в райсоветы со стороны здания по Цвиллинга, 27 нет, и ситуация предоставлена сама себе. Острая конкуренция в этой кампании помножена на банальную нехватку квалифицированных политтехнологов и некую атрофированность навыков работы в реальной кампании с реальными конкурентами у тех технологов, что есть в наличии», - считает Андрей Лавров.
«Все уже забыли, когда работали без ресурса или против ресурса, — говорит он. — Соответственно, и уровень политических, избирательных технологий, применяемых сейчас в кампании, практически остался на уровне 90-х — начала 2000-х, вплоть до выдвижения спойлеров-однофамильцев, «чернушной» агитации и так далее».
К этому также стоит добавить ментальность значительной части членов кланов и их лидеров. Они — также выходцы из 90-х.
«Я не исключаю, что мы еще увидим братков на участках, вплоть до мордобоев, массовых поломок КОИБов, полусиловой-полукоррупционной работы с членами и председателями ТИКов, и так далее, — опасается Алексей Ширинкин. — И явка в определенных (на самом деле понятных для посвященных) участках может скакать вне всяких вероятностных и математических пределов. А что вы хотели? Такая у нас в городе реальная политическая культура. На кону для кланов слишком многое, и методы тут выбирать не будут».
«В этом плане то, что Алексей Текслер и его команда показательно отстранились от всего, что происходит на выборах в райсоветы, даже правильно, — уверен Андрей Лавров. — Во-первых, они не ассоциируются со всей этой грязью, а во-вторых, как в старой поговорке, Алексей Леонидович «потом спустится и…» Команда Текслера будет встраивать (и, если надо, жестко) в свою парадигму работы и развития города тех, кто сможет выжить в этой кампании».
Дмитрий Моргулес
Фото: Дмитрий Моргулес, kprf-chel.ru, пресс-служба губернатора Челябинской области, открытые источники
almaceramica
Главные новости
В мэрии рассказали, где собираются найти деньги на строительство метро в ЕкатеринбургеВладелец свердловского завода обвинил федералов в дефиците масла и молокаСвердловское заксобрание вернуло транспортный налог на малолитражкиБюджет Свердловской области на трехлетку принят в первом чтенииБюджетом Свердловской области на 2025 год предусмотрено 300 млрд на социалкуЧто нужно знать екатеринбуржцам, отправляясь в Камбоджу. Лайфхаки от ЕАН