Принято считать, что на заводах царит брутальная атмосфера, несовместимая с женственностью. ЕАН совместно с Уральской горно-металлургической компанией публикует три истории женщин-металлургов, не согласных с этим утверждением. Первая героиня нашего спецпроекта – Екатерина Николаева. В прошлом сотрудница кафедры истории и философии, она уже шесть лет плавит и разливает редкоземельный металл индий на Челябинском цинковом заводе.
Индий – яркий, блестящий металл, имеющий температуру плавления 156.6°C. Индий находит своё применение в производстве жидко-кристаллических дисплеев телевизоров, планшетов и смартфонов в виде тонких плёнок оксида индия-олова. Важнейшая область применения индия в современной технике – промышленность полупроводников. Главное преимущество индиевых сплавов — возможность полностью заполнять и герметизировать мельчайшие поры и пустоты изделий при низкой температуре плавления. Это позволяет качественно соединять тонкие изделия, боящиеся повышенной температуры, например, медные.
Семь лет назад я работала лаборантом на кафедре истории и философии. Ну, это бумажная работа, за компьютером сидишь, какие-то рефераты делаешь, бумажки перебираешь, ничего интересного. У меня подруга работает экономистом, она меня пригласила работать распределителем – экономистом, работать в цехе, распределять документацию.
Цинковый завод очень стабильный и по зарплате, и по социальным выплатам. Здесь есть уверенность, что не закроют, не уволят, я согласилась.
С 2013 года работала с бумажками, а потом меня позвали сюда, на плавку, я с радостью пошла. Тут намного интересней и познавательнее.
Все, кто впервые видят, как мы работаем, сразу говорят, – что у вас за советские технологии? Плавите металл в кастрюле, как борщ, разливаете половником.
Если индий соприкоснется с другим металлом, он будет заражен. И его по технологии можно плавить только в эмалированной титановой кастрюле и разливать поварёшкой из нержавейки. Это ГОСТ, это актуальная технология.
Я за раз разливаю по изложницам по пять половников, это приблизительно пять килограммов, плюс сама кастрюля весит. Ну, где-то шесть килограмм выходит в весе. За четыре недели мы должны сделать около восьми плавок. Каждая плавка от 123 килограммов. Когда к нам приходили мужчины и пробовали эту кастрюльку держать, лить металл из нее, удивлялись, как мы держим ее на весу.
Это такая, щепетильная, аккуратная работа, что с мужской грубой силой она не сочетается. Индий нельзя просто взять и налить, нужно лить аккуратнее. То есть, если я перегрею металл, у меня он будет плавиться буграми. Если недогрею, будет плавиться волнами, если буду лить слишком быстро, он будет весь в пузырьках. Слишком медленно – он будет застывать неровно. Нужно держать в одном режиме струю, которую я лью в изложницы. Потому что если будет литься быстро, оно испортится, медленно – будет застывать волнами, и не станет товарного вида уже, брусок будет забракован.
Рабочий день у меня начинается в половине восьмого утра, встаю в шесть. Работаю до половины пятого, к половине шестого забираю ребенка из садика, и мы бежим с ним на тренировки. После тренировок я уже занимаюсь домашними делами: готовка, помыть посуду, приготовить покушать, уборка. Приходишь от одной плиты к другой.
Первое время мне это снилось, было тяжело. Много информации, нюансов. И это все-таки плавка, а не бумажная работа. Но со временем привыкла, и сейчас уже не так трудно. Где-то муж помогал, где-то мама помогала в каких-то моментах, даже в садик ребенка отвести. Когда ты не одна, когда есть поддержка, это все делается немного легче. Даже если я уставала, мне муж мог помочь по домашним хлопотам. Так что все это мы быстро преодолели.
В нашем цехе 10 женщин и 100 мужчин. Мужчины могут быть грубыми на работе, но при обращении с женщинами они обычные мужчины. И мат они себе не позволяют, как и грубости. Помогут, если надо, дверь подержат.
У нас все общительные, все добрые, где нужно, нам помогают. И когда коллектив разношерстный, это, наоборот, интереснее и лучше, чем одни мужчины или женщины.
Женщинам, которые сомневаются, стоит ли идти на завод, я хочу сказать, что не не надо бояться. За попытку с ними никто ничего не сделает. Надо пробовать, что-то новое для себя открывать, Может, не получится, а может – сложится очень даже удачно, как, например, у меня.
Седьмой год я работаю. Ни одного дня не было, чтобы я пожалела, что пришла на завод работать и именно на должность плавильщика.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42