РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 21 января 2022 в 14:50

Дело на миллион: истории свердловских “земских учителей”

© Фото из открытых источников
Корреспондент ЕАН отправился в школу поселка Гагарский Белоярского городского округа Свердловской области для того, чтобы поговорить с учителями, которые работают в местной школе по программе «Земский учитель». Каждый из них - условный миллионер: именно 1 млн получают участники “хождения в народ”. С 2020 года в регионе каждый год в программе участвует свыше 50 педагогов.
В небольшой Белоярской СОШ № 14 “земских учителей” целых три: эрудированный историк Иван Блинов и располагающая к себе пара из соседней Челябинской области – учитель русского Галина Кузьменко и ее муж, учитель информатики Александр Кузьменко. Полтора года назад супруги уволились с прежнего места работы и отправились в соседний регион.
Плюс гагарской школы - близость к мегаполису, электричка до станции Первомайская в Екатеринбурге идет около 50 минут. Школа кажется спокойной, уютной, даже в чем-то камерной. Большинство учащихся - дети военных, что также отличает школу от других учреждений в малых населенных пунктах.

Директор школы Елена Кокоулина: программа позволила справиться с дефицитом кадров

Сегодня здесь учатся более 260 учеников, 18 классов. В самом большом - 22 человека, в самом малочисленном – 12. Такой разброс по количеству учеников можно связать с военной спецификой. Директор школы Елена Кокоулина говорит, что в течение учебного года изменения в составе учащихся происходят постоянно. В школе немало детей и из новых коттеджных поселков, появившихся на карте Белоярского района в последние 10 лет. Так что учреждение весьма условно можно назвать “сельской школой”.
Директор рассказала о том, как образовательные учреждения входят в программу “Земский учитель”. Руководство подает заявку в Министерство образования, предоставив обоснование, что учреждению необходимы определенные специалисты.
«Я лично отслеживала количество заявок, по каждой вакансии было по 2-3 претендента. Теперь по этой программе у нас работают три педагога: учителя истории и обществознания, русского языка и информатики. Двое из них – супруги, педагоги из Челябинской области. Учитель информатики специально прошел переподготовку для того, чтобы получить эту должность. Благодаря этой программе нам удалось справиться с дефицитом кадров. Возможно, вскоре появится и вакансия учителя физики”, - говорит Елена Кокоулина.
Щекотливый вопрос о возможной зависти остальных учителей, которые учат детей “не за миллион, а по призванию”, вызвал у Елены Вадимовны улыбку:
«Какая зависть? Пять учителей нашей школы получили квартиры благодаря другой программе. На такую же программу в этом году подадут заявки еще два педагога. Получается, десять человек в нашей школе воспользовались разными субсидиями.
Конечно, было время, когда в учителя шли неохотно, но сегодня государство работает над тем, чтобы повысить престиж профессии и привлечь специалистов, в том числе молодых”, - говорит Елена Кокоулина.

Учитель истории и обществознания Иван Блинов: «Мне, как преподавателю, было непривычно, что ученик играет со мной в прятки»

Учитель истории и обществознания Иван Блинов до участия в программе работал преподавателем, для того, чтобы стать педагогом, ему понадобились время и силы.
“Преподавательской деятельностью я занимаюсь достаточно давно: у меня 7 лет стажа работы в высшей школе и 2 года - в средних профессиональных учебных заведениях, короткое время поработал и в средней школе. В сельской школе оказался впервые: уже второй учебный год работаю по программе “Земский учитель”. Сегодня Белоярская СОШ № 14 – это мое основное место работы.
Поначалу было непросто, поскольку я привык давать знания мотивированным студентам, а не заниматься воспитательным процессом. Нужно понимать, что преподаватель – это одно, а педагог – совсем другое.
Когда работаешь со средними классами, нужно учитывать детскую психологию. Возникали разные забавные ситуации. К примеру, в прошлом учебном году один пятиклассник во время урока пытался играть со мной в прятки. На самом деле, конечно, хотел обратить на себя внимание. Устраивать поиски – плохая идея, поэтому решил, что я его «не найду». Через какое-то время парню стало скучно, и он «нашелся» сам», - поделился Иван Блинов.
Учителя удивляет, насколько современные дети привязаны к гаджетам: погружены в них во время перемен и даже во время уроков.
«Это серьезная проблема, думаю, что не только в нашей школе. Конечно, учителя не в восторге от этого. Полностью запретить гаджеты в школе, наверное, уже не получится, поэтому иногда я задействую их в учебном процессе. Например, когда нужно посмотреть карту того или иного государства. При изучении новой темы делю класс на группы и даю задание подготовить мини-доклады по определенным вопросам с использованием не только учебника, но и материалов с проверенных учебных сайтов. Нужно научить детей искать информацию, перепроверять ее, пользоваться достоверными источниками, грамотно оформлять ссылки на них», - говорит Блинов.
Со временем педагог адаптировался, и школьники привыкли к новому учителю. Во многом помогли коллеги.
«В нашей школе есть свои звездочки, которые успешно участвуют в олимпиадах, изучают больше, чем положено по программе. Есть и те, кто не отличался особым усердием, но со временем пересматривают свой подход к учебе и наверстывают упущенное. Есть, конечно, и немотивированные ученики, с такими непросто работать, в этом случае не стесняюсь спросить совета у более опытных коллег», - подытожил Иван Блинов.
Галина и Александр Кузьменко готовы остаться в школе по истечении срока программы
Галина и Александр Кузьменко работали учителями в Чебаркульском районе Челябинской области, в школе Кудравинского сельского поселения. О программе “Земский учитель” узнал Александр Иванович.
“В школе я работал социальным педагогом, позже дефектологом, руководил коррекционным классом. Работа достаточно сложная, к тому же меня планировали сократить на полставки. Я заглянул в интернет, как медик знал про программу «Земский доктор». Посоветовались, собрали документы и отправили заявку”, - рассказывает Александр Кузьменко.
На вопрос, было ли страшно все бросить и начать с нуля, Александр Иванович отмахивается и говорит, что с хозяйством распрощались за два дня.
«Да, там я построил дом, коз держали. Ни разу не возникало такой ситуации, чтобы я о решении переехать пожалел. Многие считают, что в нашем возрасте сложно поменять место жительства. На мой взгляд, сложнее детям, потому что они остались без родительского дома, в котором они выросли», - делится Александр Кузьменко.
Супруги говорят, что не жалеют о переезде еще и потому, что между свердловчанами и челябинцами существуют различия в менталитете: люди на Южном Урале более жесткие. Поэтому дни до окончания программы супруги не считают.
“Время летит очень быстро: с детьми, с учителями. Если нас здесь примут - мы не против остаться. Свои дети у нас выросли, и мы привыкли большую часть времени проводить в школе. Нам нравятся дети, и мы им нравимся.
Однако миллиона на строительство дома мало. Конечно, эти деньги быстро растаяли», - говорит Галина Кузьменко.

После поездки создается впечатление, что только деньгами специалистов в сельской местности не удержишь: необходимо создавать современную транспортную и досуговую инфраструктуру. Сегодня за развлечениями и за серьезными покупками приходится ездить в город, а с этим есть проблемы, если вы не за рулем. Электропоезд до Екатеринбурга идет меньше часа, однако отправляется в не самое удобное время, автобус - дважды в день. В остальное время, чтобы уехать в город, приходится идти 2 км до трассы по дороге без тротуара. Обочины в зимнее время заметает снегом, с которым, как говорят местные жители, никто не борется.
Педагоги намекают на то, что их зарплаты тоже необходимо повышать, чтобы стимулировать приобретение ими жилья в сельской местности.
Справка:
Программа «Земский учитель» действует по всей России с начала 2020 года и позволяет учителям получить до 1 млн рублей при переезде в сельскую местность. Возраст претендентов не должен превышать 55 лет на момент получения выплаты. Участники программы принимают на себя обязательство проработать в должности учителя не менее 5 лет. При этом учебная нагрузка должна составлять не менее 18 часов в неделю. Образовательная организация должна находиться в сельском населенном пункте, рабочем поселке, поселке городского типа. Примечательно, что законодательством не установлены цели расходования средств: учитель самостоятельно определяет, на что он потратит выплату.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42
almaceramica
Главные новости
Королевство контрастов и пустых пляжей - колонка редактора ЕАН о путешествии в Камбоджу. ФОТОПолпред в УрФО Артем Жога разобрался с волнениями в ПервоуральскеКто стоит за перевозчиком, которого "вызвали на ковер" в мэрию ЕкатеринбургаАвтобусы стали ходить регулярнее после рейдов чиновников в ОренбургеФедералы собирают мнения екатеринбуржцев о работе общественного транспортаЭкс-директора «Екатеринбург-Экспо» обвиняют в растрате 19 млн рублей