Стали известны подробности позиции Генпрокуратуры в иске против заводов группы Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК). Ведомство полагает, что приватизация заводов, которая прошла более 30 лет назад, была незаконной.
В иске Генпрокуратуры говорится, что предприятия группы ЧЭМК являются крупнейшими в стране производителями ферросплавов, используемых при изготовлении высококачественной стали для военной техники, жароупорных авиационных двигателей, ударопрочных стволов вооружений и бронебойных снарядов. «В иске уточняется, что заводы входили с оборонными предприятиями в тесно связанную кооперационную группу (производственно-технологический комплекс) по изготовлению систем и элементов вооружения, поэтому, согласно пп. 2.2.1 Программы приватизации на 1992 год, решение об акционировании и передаче предприятий в частную собственность «относилось исключительно к компетенции правительства Российской Федерации», и кабмин такого решения не принимал», – пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на иск (в свободном доступе документа нет).
По информации истца, приватизация Серовского завода ферросплавов была утверждена Свердловским областным комитетом по управлению госимуществом, который «явно действовал с превышением полномочий». Такие же нарушения допустил Челябинский областной комитет по управлению государственным имуществом и Кузбасский филиал по управлению госимуществом Кемеровской области. Напомним, ведомство требует изъять акции Серовского завода ферросплавов, Челябинского электрометаллургического комбината и Кузнецкого завода ферросплавов и головной компании, которая все эти предприятия контролирует.
В группе ЧЭМК, в свою очередь, заявляют, что предприятия не являются частью ВПК. Как пишет «КоммерсантЪ», в холдинге отмечают, что поставляют ферросплавы металлургическим предприятиям — ММК, «Северстали» и другим, а уже они отправляют сталь оборонным заводам.
В ЧЭМК сообщают, что такая же схема приватизации, как на трех заводах, использовалась «абсолютно во всех регионах России со всеми промышленными предприятиями», но «"ошибки" выявлены спустя 32 года только у ЧЭМК, СЗФ и КФ».
В иске также говорится, что теперь завод и вовсе находится под контролем резидентов недружественных стран. «Три завода, представляющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны, и вовсе попали под контроль резидентов недружественных государств, в частности канадско-швейцарской RFA International. Компания выступает трейдером ЧЭМК», – пишет издание.
Ранее ЕАН рассказывал, что генеральная прокуратура РФ подала иск к АО «Компания Эталон» (материнская компания промышленной группы Челябинского электрометаллургического комбината, ЧЭМК) и двум физлицам - Людмиле и Юрию Антиповым - с требованием вернуть имущество из чужого незаконного владения. Надзорное ведомство требует передать в пользу Российской Федерации акции трех подконтрольных компании акционерных обществ: АО «Серовский завод ферросплавов», АО «Челябинский электрометаллургический комбинат», АО «Кузнецкие ферросплавы». Надзорный орган просит АО "ВТБ Регистратор" списать акции компаний со счета АО «Эталон».
Одновременно с исковым заявлением истец заявил о необходимости:
- обеспечения иска в виде наложения ареста на движимое и недвижимое имущество, акций упомянутых компаний,
- а также потребовал запретить органам управления вышеперечисленных юридических лиц принимать управленческие решения;
- АО "ВТБ Регистратор" – запретить вносить любые изменения в реестр акционеров вышеперечисленных юридических лиц;
- налоговым органам – запретить осуществлять действия по внесению изменений в ЕГРЮЛ в части ликвидации, смены структуры органов управления данных юридических лиц;
- органам Росреестра – запретить осуществлять любые регистрационные действия.
И суд эти требования удовлетворил. Компаниям разрешено осуществлять расчеты с поставщиками, подрядчиками, арендодателями, иными контрагентами по заключенным договорам, проводить платежи, платить зарплату, налоги, осуществлять поставки. Наложен был арест и на акции головной компании — АО «Эталон».
Отметим, что на заводах ситуация спокойная – например, в Серове никто даже не заметил перемен, а на ЧЭМК заявляют, что даже из-под ареста готовы заниматься благотворительностью.
Юлия Литвиненко