РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 14:45
Автор ЕАНовостиЕАНовости

"Не верится, что здесь была война": репортаж ЕАН к двухлетию воссоединения ДНР с РФ

© ЕАН / Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
30 сентября в четырех субъектах Российской Федерации, да и на остальной территории страны, отмечают памятную дату – День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей с Российской Федерацией. Специальный корреспондент ЕАН был в ДНР накануне присоединения к России и вновь съездил в новые территории спустя два года, чтобы, во-первых, почувствовать разницу, а во-вторых, навестить челябинских знакомых, связавших свою судьбу с новыми территориями и оказавшихся на значимых позициях. Сегодня – первая часть репортажа.

Дороги – это что-то

Первое, что обращает на себя внимание, когда въезжаешь в ДНР, – дороги. Да, радует отсутствие былых гигантских очередей на пункте пропуска Матвеев Курган – на въезд в республику лишь просят показать паспорта, а на выезд все-таки их еще и проверяют по базам данных и иногда досматривают машины на предмет оружия и прочей «запрещенки». Это вам не полноценные два досмотра в каждую сторону и пограничники, когда Донецкая Народная Республика была независимым государством.
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
Но дороги – это что-то. Да чтоб по всей России такие были, какие появляются здесь. На пути в Донецк вместо колдобин, рытвин и ухабов – заботливо сделанное шоссе, пока двухполосное, но что-то подсказывает, что будут и четыре полосы. Трафик, что в Донецк из Ростова, что в Ростов из Донецка, внушительный и не ослабевает.
Некоторые – особенно дорога из Донецка в Макеевку и шоссе на Мариуполь – вообще образец автодорожного искусства: полосность, разметка, местами освещение. Даже свежереконструированные участки родной М-5, кажется, нервно покуривают в сторонке.

Зоопарк в прифронтовой полосе

«Конечно, давай заедем, посмотрим, интересно же», - мой коллега, донецкий журналист Александр Бернатович, в эту поездку выполнявший сразу две важных роли – видеооператора и водителя микроавтобуса, на котором мы и колесили по нашим делам, увлеченно рассказывает про существующий неподалеку от Донецка, в селе Придорожное, частный зоопарк. Он пережил самые страшные дни и сейчас очень популярен у местных.
В свою первую поездку я видел, во что превратился огромный мариупольский зоопарк, далеко не полностью переживший страшные бои за город, и каким чудом удалось там сохранить медведей, львов и тигров-альбиносов.
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
Здесь, конечно, немного другой случай. Но все равно удивительно, как в, по сути, почти прифронтовой полосе существуют такие места. Море птиц, особенно голубей, самые разные животные. Тигры и львы тоже в наличии, что-то – подарок семьи первого главы республики Александра Захарченко.
Дело было в воскресенье, очень много посетителей – все окрестные пространства стали парковками, почти все приезжают семьями, с детьми. И, видимо, уже не боятся. Чего? Того, чего давно устали бояться, – прилетов... Да и линия фронта, надо сказать, с тех времен сильно отодвинулась от этих
мест.

Сейчас столица ДНР совсем другая

Два года назад Донецк стоял полупустой. Линия фронта порой примыкала к окраинам города, «бабахать» начинало в 05:00, и центр города, за которым тщательно ухаживали, все же был наполнен следами прилетов, царапинами осколков на стенах зданий, а автомобили были, ну, не то, чтобы редкостью, но и трафиком-то движение назвать было трудно.
А главной проблемой была вода. Точнее – ее отсутствие. Украинские войска перекрыли подачу из канала Северский донец – Дон, и жители могли «поймать» воду в кранах один раз в два-три дня, и то на часок-другой. На большее собственных водных резервов не хватало.
Сейчас столица ДНР совсем другая. При всех условностях, это уже скорее мирный город, где жизнь кипит и развивается.
Кофейни, как обычные, уличные, так и вполне себе хипстерские местечки, работают с семи-восьми утра. И не только в центре города. Магазины, торговые центры, рынки и развальчики вовсю работают и заполнены людьми.
Общепит – Донецк даже в самые плохие дни был очень вкусным городом, где, несмотря на войну и линию фронта километрах в 10 от центра города, кафе и рестораны держали марку. А сейчас и вовсе расцвет: новые заведения открываются одно за другим - одно вкуснее другого.
Автомобильный трафик тоже совсем другой. Едете из Макеевки в Донецк или обратно ранним утром? Точно попадете в пробку. В центре Донецка движение тоже весьма активно, пустым город не назовешь. И, главное, машины совсем другие – вместо, скажем, «Таврии» с багажником – вполне себе роскошные иномарки последних лет выпуска, от «мерседесов» и БМВ с «Рейндж роверами» до последних моделей люксового китайского автопрома. В столицу Донбасса явно вернулась как минимум часть местных богатеев.
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
ЕАН/ Дмитрий Моргулес. Репортаж из Новороссии
Косвенно это подтверждает и элитный магазин всякого алкоголя, сигар и прочих радостей жизни, расположившийся в самом престижном здесь «офиснике» – «Пушкинском». Поверьте, екатеринбургские и челябинские алкомагазины и даже «бутики» нервно покуривают в сторонке – таков тут и ассортимент, и уровень цен на некоторые позиции.
Корреспондент ЕАН, питающий слабость к премиальному российскому вину, в итоге не сдержался и купил редкую бутылку «Красностопа» от «Галицкий &Галицкий». Ну а как? В Челябинске, да еще и по таким ценам, этого вина не было и вряд ли будет. А вот в послевоенном Донецке – да пожалуйста!*
А вот что осталось неизменным – ухоженность, прибранность города. Розы, растущие едва ли не в каждой клумбе (а клумб в «городе миллиона роз» много). Чистота тротуаров и дорог. Здесь что Екатеринбургу, что Челябинску до Донецка тоже очень далеко. Кто бы ни были мэрами наших уральских городов...
* ЕАН напоминает, что чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью. Мы не пропагандируем алкоголь!

Ощущение полностью вернувшейся жизни

Ощущение полностью вернувшейся мирной жизни испытываешь не только в Донецке. На одной из центральных улиц в Макеевке (крупный пригород Донецка, в некотором роде почти аналог челябинского Копейска – прим. автора) мы с Александром увидели очереди в ларьки-кофейни. В 07:30. А возле одной из них, открывавшейся в 08:00, и вовсе собрались пара десятков человек. Кстати, ванильный раф и макарунсы там были очень даже на уровне. Да и цены повыше челябинских. Но – очередь. К 08:00.
Ах да, и оплата теперь не только наличкой – почти везде принимают безнал. В новые территории первым зашел ПСБ, а теперь вот заходит и Сбербанк. И "МегаФон" уже вполне себе в роуминге ловится, в том числе мобильный интернет (хотя по-прежнему лучше взять симку кого-то из местных операторов).
И это, похоже, не только политическое решение наших крупнейших окологосударственных корпораций. Скорее всего, просто перестали бояться санкций. Да и жителей в новых территориях – миллионы. Как показывает практика, в перспективе вполне себе платежеспособных. Чего клиентов-то упускать?

Даже не верится, что совсем недавно здесь была какая-то война...

В первый «рабочий» день нашей поездки дорога на Мелитополь – временную столицу освобожденной части Запорожской области – шла через Мариуполь.
В 08:30 припарковались возле небольшой кофейни, что расположилась на первом этаже одной из пятиэтажек. Кофейня, судя по всему, популярная – столики, выставленные на улицу, заняты посетителями, внутри тоже непусто. Рулят местечком совсем молодые ребята, говорят, что открылись сразу после освобождения, в 2022 году. И ничего, бизнес идет. Кофе, кстати, у них отличный...
Два года назад этого 600-тысячного города, считай, что и не было. Ни одного уцелевшего многоэтажного здания, разрушенный частный сектор. В дни, когда я побывал там впервые, еще не все снаряды из асфальта достали, да и трупы, говорят, кое-где еще лежали (особенно боевиков ВСУ на территории Азовстали). Грозный середины 90-х – ближайшая аналогия. Но тут, похоже, те ужасы смогли превзойти.
Теперь весьма похоже, что Грозный будет превзойден и в части масштабов и скорости восстановления. Центр города, тот же проспект Ленина, уже сейчас мало напоминает себя двухлетней давности. Вместо почерневших «хрущевок» и «панелек» реконструированные и действительно капитально отремонтированные, восстановленные жилые дома. В том числе такие, которые, казалось, проще снести и построить на их месте что-то новое.
Что называется, «как тебе такое, фонд капремонта Челябинской области?»
Драматический театр, взорванный укронацистами, в активной стадии восстановления. Через годик, похоже, все сделают. Весь первый этаж на проспекте Ленина наполнен работающими магазинами и кафе, есть и дорогие рестораны, пиццерии... Через дорогу – реконструированный парк, по которому активно гуляют молодежь и семьи с детьми. Никакого ощущения, что вот еще совсем недавно здесь была какая-то война...
«Азовсталь» и завод имени Ильича – два главных металлургических гиганта всего Донбасса – восстанавливать, похоже, не будут. И сложно, и дорого, и зачем? Говорят, даже федеральный Минпромторг якобы против: в России и без того серьезное перепроизводство стали. Куда девать еще 25 млн тонн, на которых были способны эти гигантские комбинаты?
Другой вопрос: где же тогда будут работать жители Мариуполя, особенно когда мегастройка по ремонту и восстановлению города закончится? Впрочем, об этом пока никто, похоже, всерьез не думает. Может, и правильно. А думают о том, чтобы сделать Мариуполь туристическим центром. Благо, Азовское море – вот оно, на ладони.
На столбах и стенах – невероятное количество рекламы, в том числе местечек весьма злачных, типа «мужских спа-салонов». Что же, жизнь возвращается в портовый город Мариуполь во всех своих проявлениях...
Продолжение следует...
Дмитрий Моргулес
almaceramica