30 сентября в четырех субъектах Российской Федерации, да и на остальной территории страны, отмечают памятную дату – День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей с Российской Федерацией. Специальный корреспондент ЕАН был в ДНР накануне присоединения к России и вновь съездил в новые территории спустя два года, чтобы, во-первых, почувствовать разницу, а во-вторых, навестить челябинских знакомых, связавших свою судьбу с новыми территориями и оказавшихся на значимых позициях. Сегодня – первая часть репортажа.
Дороги – это что-то
Первое, что обращает на себя внимание, когда въезжаешь в ДНР, – дороги. Да, радует отсутствие былых гигантских очередей на пункте пропуска Матвеев Курган – на въезд в республику лишь просят показать паспорта, а на выезд все-таки их еще и проверяют по базам данных и иногда досматривают машины на предмет оружия и прочей «запрещенки». Это вам не полноценные два досмотра в каждую сторону и пограничники, когда Донецкая Народная Республика была независимым государством.
Но дороги – это что-то. Да чтоб по всей России такие были, какие появляются здесь. На пути в Донецк вместо колдобин, рытвин и ухабов – заботливо сделанное шоссе, пока двухполосное, но что-то подсказывает, что будут и четыре полосы. Трафик, что в Донецк из Ростова, что в Ростов из Донецка, внушительный и не ослабевает.
Некоторые – особенно дорога из Донецка в Макеевку и шоссе на Мариуполь – вообще образец автодорожного искусства: полосность, разметка, местами освещение. Даже свежереконструированные участки родной М-5, кажется, нервно покуривают в сторонке.
Зоопарк в прифронтовой полосе
«Конечно, давай заедем, посмотрим, интересно же», - мой коллега, донецкий журналист Александр Бернатович, в эту поездку выполнявший сразу две важных роли – видеооператора и водителя микроавтобуса, на котором мы и колесили по нашим делам, увлеченно рассказывает про существующий неподалеку от Донецка, в селе Придорожное, частный зоопарк. Он пережил самые страшные дни и сейчас очень популярен у местных.
В свою первую поездку я видел, во что превратился огромный мариупольский зоопарк, далеко не полностью переживший страшные бои за город, и каким чудом удалось там сохранить медведей, львов и тигров-альбиносов.
Здесь, конечно, немного другой случай. Но все равно удивительно, как в, по сути, почти прифронтовой полосе существуют такие места. Море птиц, особенно голубей, самые разные животные. Тигры и львы тоже в наличии, что-то – подарок семьи первого главы республики Александра Захарченко.
Дело было в воскресенье, очень много посетителей – все окрестные пространства стали парковками, почти все приезжают семьями, с детьми. И, видимо, уже не боятся. Чего? Того, чего давно устали бояться, – прилетов... Да и линия фронта, надо сказать, с тех времен сильно отодвинулась от этих
мест.
Сейчас столица ДНР совсем другая
Два года назад Донецк стоял полупустой. Линия фронта порой примыкала к окраинам города, «бабахать» начинало в 05:00, и центр города, за которым тщательно ухаживали, все же был наполнен следами прилетов, царапинами осколков на стенах зданий, а автомобили были, ну, не то, чтобы редкостью, но и трафиком-то движение назвать было трудно.
А главной проблемой была вода. Точнее – ее отсутствие. Украинские войска перекрыли подачу из канала Северский донец – Дон, и жители могли «поймать» воду в кранах один раз в два-три дня, и то на часок-другой. На большее собственных водных резервов не хватало.
Сейчас столица ДНР совсем другая. При всех условностях, это уже скорее мирный город, где жизнь кипит и развивается.
Кофейни, как обычные, уличные, так и вполне себе хипстерские местечки, работают с семи-восьми утра. И не только в центре города. Магазины, торговые центры, рынки и развальчики вовсю работают и заполнены людьми.
Общепит – Донецк даже в самые плохие дни был очень вкусным городом, где, несмотря на войну и линию фронта километрах в 10 от центра города, кафе и рестораны держали марку. А сейчас и вовсе расцвет: новые заведения открываются одно за другим - одно вкуснее другого.
Автомобильный трафик тоже совсем другой. Едете из Макеевки в Донецк или обратно ранним утром? Точно попадете в пробку. В центре Донецка движение тоже весьма активно, пустым город не назовешь. И, главное, машины совсем другие – вместо, скажем, «Таврии» с багажником – вполне себе роскошные иномарки последних лет выпуска, от «мерседесов» и БМВ с «Рейндж роверами» до последних моделей люксового китайского автопрома. В столицу Донбасса явно вернулась как минимум часть местных богатеев.
Косвенно это подтверждает и элитный магазин всякого алкоголя, сигар и прочих радостей жизни, расположившийся в самом престижном здесь «офиснике» – «Пушкинском». Поверьте, екатеринбургские и челябинские алкомагазины и даже «бутики» нервно покуривают в сторонке – таков тут и ассортимент, и уровень цен на некоторые позиции.
Корреспондент ЕАН, питающий слабость к премиальному российскому вину, в итоге не сдержался и купил редкую бутылку «Красностопа» от «Галицкий &Галицкий». Ну а как? В Челябинске, да еще и по таким ценам, этого вина не было и вряд ли будет. А вот в послевоенном Донецке – да пожалуйста!*
А вот что осталось неизменным – ухоженность, прибранность города. Розы, растущие едва ли не в каждой клумбе (а клумб в «городе миллиона роз» много). Чистота тротуаров и дорог. Здесь что Екатеринбургу, что Челябинску до Донецка тоже очень далеко. Кто бы ни были мэрами наших уральских городов...
* ЕАН напоминает, что чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью. Мы не пропагандируем алкоголь!
* ЕАН напоминает, что чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью. Мы не пропагандируем алкоголь!
Ощущение полностью вернувшейся жизни
Ощущение полностью вернувшейся мирной жизни испытываешь не только в Донецке. На одной из центральных улиц в Макеевке (крупный пригород Донецка, в некотором роде почти аналог челябинского Копейска – прим. автора) мы с Александром увидели очереди в ларьки-кофейни. В 07:30. А возле одной из них, открывавшейся в 08:00, и вовсе собрались пара десятков человек. Кстати, ванильный раф и макарунсы там были очень даже на уровне. Да и цены повыше челябинских. Но – очередь. К 08:00.
Ах да, и оплата теперь не только наличкой – почти везде принимают безнал. В новые территории первым зашел ПСБ, а теперь вот заходит и Сбербанк. И "МегаФон" уже вполне себе в роуминге ловится, в том числе мобильный интернет (хотя по-прежнему лучше взять симку кого-то из местных операторов).
И это, похоже, не только политическое решение наших крупнейших окологосударственных корпораций. Скорее всего, просто перестали бояться санкций. Да и жителей в новых территориях – миллионы. Как показывает практика, в перспективе вполне себе платежеспособных. Чего клиентов-то упускать?
Даже не верится, что совсем недавно здесь была какая-то война...
В первый «рабочий» день нашей поездки дорога на Мелитополь – временную столицу освобожденной части Запорожской области – шла через Мариуполь.
В 08:30 припарковались возле небольшой кофейни, что расположилась на первом этаже одной из пятиэтажек. Кофейня, судя по всему, популярная – столики, выставленные на улицу, заняты посетителями, внутри тоже непусто. Рулят местечком совсем молодые ребята, говорят, что открылись сразу после освобождения, в 2022 году. И ничего, бизнес идет. Кофе, кстати, у них отличный...
Два года назад этого 600-тысячного города, считай, что и не было. Ни одного уцелевшего многоэтажного здания, разрушенный частный сектор. В дни, когда я побывал там впервые, еще не все снаряды из асфальта достали, да и трупы, говорят, кое-где еще лежали (особенно боевиков ВСУ на территории Азовстали). Грозный середины 90-х – ближайшая аналогия. Но тут, похоже, те ужасы смогли превзойти.
Теперь весьма похоже, что Грозный будет превзойден и в части масштабов и скорости восстановления. Центр города, тот же проспект Ленина, уже сейчас мало напоминает себя двухлетней давности. Вместо почерневших «хрущевок» и «панелек» реконструированные и действительно капитально отремонтированные, восстановленные жилые дома. В том числе такие, которые, казалось, проще снести и построить на их месте что-то новое.
Что называется, «как тебе такое, фонд капремонта Челябинской области?»
Драматический театр, взорванный укронацистами, в активной стадии восстановления. Через годик, похоже, все сделают. Весь первый этаж на проспекте Ленина наполнен работающими магазинами и кафе, есть и дорогие рестораны, пиццерии... Через дорогу – реконструированный парк, по которому активно гуляют молодежь и семьи с детьми. Никакого ощущения, что вот еще совсем недавно здесь была какая-то война...
«Азовсталь» и завод имени Ильича – два главных металлургических гиганта всего Донбасса – восстанавливать, похоже, не будут. И сложно, и дорого, и зачем? Говорят, даже федеральный Минпромторг якобы против: в России и без того серьезное перепроизводство стали. Куда девать еще 25 млн тонн, на которых были способны эти гигантские комбинаты?
Другой вопрос: где же тогда будут работать жители Мариуполя, особенно когда мегастройка по ремонту и восстановлению города закончится? Впрочем, об этом пока никто, похоже, всерьез не думает. Может, и правильно. А думают о том, чтобы сделать Мариуполь туристическим центром. Благо, Азовское море – вот оно, на ладони.
На столбах и стенах – невероятное количество рекламы, в том числе местечек весьма злачных, типа «мужских спа-салонов». Что же, жизнь возвращается в портовый город Мариуполь во всех своих проявлениях...
Продолжение следует...
Дмитрий Моргулес