Зимние противогололедные реагенты, широко используемые на дорогах, помогают предотвращать аварии, но оказывают значительное влияние на окружающую среду. Об этом рассказала доцент кафедры химии почв МГУ Елена Тимофеева.
В беседе с изданием «СибМедиа» она перечислила основные экологические проблемы реагентов:
- засоление поверхностных и грунтовых вод, делающее их непригодными для питья;
- утрата плодородия почв, что препятствует росту растений;
- изменение химической реакции среды — повышение щелочности или кислотности в зависимости от состава реагентов.
Эксперт отметила, что полностью безопасных реагентов не существует. Противогололедные материалы делятся на жидкие, твердые, фрикционные (гранит, щепа) и комбинированные. Фрикционные материалы менее вредны, но забивают ливневую канализацию.
Самые распространенные реагенты:
- на основе хлорида натрия. Они дешевы, но вредят почвам, воде и живым организмам.
- органические анионы (формиаты, ацетаты). Более экологичны, но могут вызывать щелочную реакцию среды.
«Многолетние исследования противогололедных реагентов на основе хлорида натрия показали, что сильно страдают не только почвы и воды, но и живые организмы в них. Сегодня это самый распространенный реагент, так как он самый дешевый.
Производители пишут, что такие ПГР экологичны, не знаю, что они имеют в виду.
Единственное преимущество — эта соль с нейтральной реакции среды», — говорит Тимофеева.
Соль и химические вещества, оставшиеся на обуви, смываются в канализацию, попадая в сточные воды. Очистка таких стоков от солей не предусмотрена, их вред снижается лишь за счет разбавления. Полная очистка возможна только при использовании дорогих технологий, таких как обратный осмос.
Елена Тимофеева подчеркнула, что при выборе реагентов следует учитывать их химический состав, объект применения и возможные последствия.