Авиакомпании некоторых стран начали отказываться от полетов в ряд городов России. На сегодня такие заявления сделали казахстанская Quazad Air, азербайджанская AZAL и израильская AL EL. Заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР, ныне председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов в колонке для ЕАН объяснил, почему было принято такое решение, когда полеты возобновятся, а также оценил действия пилота разбившегося в Актау пассажирского самолета.
"Я хотел бы начать с глубочайших соболезнований в адрес семей погибших при крушении людей – пассажиров и экипажа. Это большая трагедия, которая никого не оставила равнодушным. Кроме того, хотелось бы отменить высочайший профессионализм, проявленный пилотом Игорем Княжкиным. Это очень опытный пилот, ему оставался всего месяц до пенсии.
В сложнейшей ситуации, в которую попал экипаж, когда отказала часть электронных и гидравлических систем после попадания некоторых предметов в фюзеляж, он сумел приземлить самолет так, что половина пассажиров осталась в живых. Ситуация клонилась к тому, что могли погибнуть все, но командир судна проявил мастерство, выполнил свое дело доблестно, как и положено любому пилоту гражданской авиации, но сам погиб.
Настороженность тех авиакомпаний, которые приостановили полеты в некоторые российские города, объясняется тем, что они опасаются за безопасность своих пассажиров. Это вполне объяснимая позиция, так как пока нет официального заключения о причине авиакатастрофы, перевозчиков это настораживает. И чем дольше будет затягиваться процедура, тем большее число авиакомпаний будет принимать аналогичное решение.
Подчеркну, что политика здесь ни при чем: дело исключительно в опасениях за безопасность пассажиров в наше непростое время. Руководители всех трех стран – России, Казахстана и Азербайджана – высказали свою озабоченность касательно ситуации, Владимир Путин создал специальную комиссию, которая следит за ситуацией. Однако пока не будут расшифрованы черные ящики, она не изменится. Насколько я осведомлен, расследование затянулось из-за производителя – бразильской компании Embraer, эксперты которой только сегодня прибыли в Баку для расшифровки черных ящиков.
Для того, чтобы дружественные нам страны перестали опасаться за безопасность своих пассажиров и возобновили перелеты во все российские города, нужно, чтобы специалисты расшифровали 100% записей на черных ящиках. Картина прояснится, на все вопросы будут даны ответы, а те сотни абсурдных предположений, высказанных в СМИ, будут развеяны.
Правда должна быть опубликована, какой бы неприятной она не была. Тогда всему миру станет понятно, что на самом деле произошло, и полеты возобновятся. Мы заинтересованы в этом, учитывая санкции и отставание развития отрасли самолетостроения. Для нас очень важно, чтобы дружественные страны не отказывались от воздушного сообщения с Россией, летали на нашу территорию, взяв на себя часть рынка авиаперевозок».
Борт Azerbaijan Airlines, летевший из Баку в Грозный, 25 декабря рухнул рядом с казахстанским городом Актау. На борту было 67 человек, в том числе 5 человек экипажа. В катастрофе погибли 38 человек, 29 пассажиров выжили, среди них трое детей. Команда самолета трижды пыталась совершить посадку в Грозном. По словам выживших пассажиров, они начали осознавать, что не все в порядке с воздушным судном, когда борт стал удаляться от города и резко набирать высоту, но паники удалось избежать.