Западные автопроизводители могут вернуться в Россию, что усилит конкуренцию на рынке и приведет к снижению цен на автомобили. Такое мнение высказал бизнес-эксперт, основатель и генеральный директор Mozhenkov Progress Consulting Владимир Моженков.
Европейские, американские, японские и корейские компании неизбежно вернутся, поскольку российский рынок приносил им значительные доходы, а их уход оказался для них болезненным, рассказал Моженков в разговоре с «Газетой.Ru». Сейчас рынок практически полностью занят китайскими брендами, которые только за последние два года резко укрепили свои позиции. В 2023 году в России было продано более 500 тыс. автомобилей китайского производства, а в 2024-м — уже свыше 900 тыс. Однако китайские компании ведут себя жестко, ориентируясь на краткосрочную выгоду.
«Китайские товарищи не стали для России бизнес-товарищами. Они заняли агрессивную позицию, заметно завышали цены, считая, что оказали нам услугу и теперь могут диктовать свои условия. У них нет той управленческой культуры, которая была у западных брендов.
Главное для них — максимальные продажи здесь и сейчас, без долгосрочных инвестиций в рынок и инфраструктуру. Такая стратегия в автомобильном бизнесе обречена на провал», — подчеркнул Моженков.
При этом китайские компании воспользовались знаниями российских специалистов, которые раньше работали с западными брендами. Эксперт отмечает, что эти профессионалы передали китайцам опыт построения дилерской сети, логистики, гарантийных обязательств и обучения персонала. Теперь этот опыт активно применяется не только в России, но и на других рынках — в Азии и Африке.
Возвращение западных брендов может изменить баланс сил: не менее половины дилеров, сотрудничающих с китайскими производителями, готовы снова работать с европейскими и американскими компаниями. Это приведет к жесткой конкуренции, которая заставит производителей пересмотреть ценовую политику. По оценкам эксперта, цены на автомобили могут снизиться на 1–3 млн рублей в зависимости от бренда.
«Не все китайские компании смогут выдержать такую конкуренцию, но потребители точно выиграют: улучшится сервис, снизятся цены, повысится качество автомобилей», — считает Моженков.
Он также прогнозирует, что при возвращении западных компаний российский рынок вырастет с нынешних 1,5–1,6 млн автомобилей в год до 2 млн и выше.