РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 5 мая 2025 в 12:51
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Как Свердловск стал культурным центром СССР - проект ЕАН и МИЕ ко Дню Победы

В годы Великой Отечественной войны Свердловск (Екатеринбург) стал главным фондохранилищем культурных ценностей страны. Проект ЕАН и Игоря Пушкарева
В 1941 году Свердловск (ныне Екатеринбург) неожиданно стал не только ключевым центром оборонной промышленности страны, но и главным фондохранилищем. Одними из первых сюда прибыли коллекции Оружейной палаты и Эрмитажа. Одним из последних — уникальное собрание артефактов античности, римской и византийской эпох из Херсонесского музея. Совместная работа со свердловчанами по сохранению этого наследия мирового значения привела к ярким научно-исследовательским и культурным феноменам, эффект от которых наблюдается по сей день. Подробности — в серии авторских колонок директора Музея истории Екатеринбурга Игоря Пушкарева. Тексты подготовлены к 80-летию Великой Победы и в память о тех, кто сохранил для нас мировое культурное достояние.

Часть I

Великое переселение на восток

27 июня 1941 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли первое постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». Руководство перемещением на восток страны предприятий, людей, материалов и государственных ценностей было возложено на созданный во второй день войны Совет по эвакуации. В первый месяц войны его возглавил нарком путей сообщения Лазарь Каганович. С июля, после реорганизации, — первый секретарь ВЦСПС Николай Шверник. Позже, 26 сентября 1941 года, при Совете решением Государственного комитета обороны образовано Управление по эвакуации населения во главе с заместителем председателя Совнаркома РСФСР Константином Памфиловым, который был одновременно заместителем председателя Совета по эвакуации. Так начиналась эвакуация — «величайшая стратегическая операция Второй мировой войны», согласно оценке, которую ей впоследствии дал маршал Победы Георгий Жуков.
© Музей истории Екатеринбурга / Политзанятия на УЗТМ, 1943 г.
Только за первый этап эвакуации, к ноябрю 1941 года, в восточные регионы Советского Союза оказались переброшены почти 2600 предприятий, в том числе 1523 крупных завода. Наибольшее количество, 550 предприятий, было эвакуировано из Украинской ССР. Из Москвы и Московской области отправили 498 предприятий, из Белоруссии — 109, из Ленинграда — 92. Вместе с заводами в путь отправились 18 млн рабочих, служащих и членов их семей. В 1942 году в связи с провалом наступления Красной армии на Харьковском направлении, контрнаступлением немцев на Сталинград с выходом к Волге и ухудшением оперативной обстановки на Кавказе в эвакуацию отправились еще около 200 предприятий и 8 млн человек из Ростовской, Воронежской, Орловской, Сталинградской, Ворошиловградской областей и Северного Кавказа. Всего же за годы войны через эвакуацию прошли 25 млн советских граждан.
© Музей истории Екатеринбурга / Обточка нижней части артиллерийских снарядов, 1945 г.
© Музей истории Екатеринбурга / На производстве зенитной артиллерии. Свердловск, 1943 г.
© Музей истории Екатеринбурга / Производство САУ. Свердловск, 1943-1945 гг.
Одной из ключевых точек великого переселения на восток стал Урал. Сюда прибыли 832 завода. Из них, по оценке замдиректора Института истории и археологии УрО РАН, доктора исторических наук Константина Бугрова, 212 приняла Свердловская область, многие ключевые для оборонной промышленности производства — Свердловск. Население областного центра с довоенных 436 тыс. жителей к 1944 году выросло до 544 тыс. человек, невзирая на мобилизацию и возросшую смертность. Серьезное испытание даже для такого крупного муниципального образования.
© Музей истории Екатеринбурга / Свердловский железнодорожный вокзал, выход к перронам, 1940 г.
Процесс эвакуации стал причиной важнейшей для города административной реформы, произошедшей в 1943 году. Существовавшие на тот момент Ленинский, Октябрьский, Молотовский (ныне Верх-Исетский), Кагановичский (ныне Железнодорожный) и Орджоникидзевский районы Свердловска оказались трудноуправляемыми. Потребовалось создание дополнительных — Куйбышевского (в 1959 г. присоединен к Орджоникидзевскому), Кировского и Чкаловского районов.

«Погрузка на время была прервана энергичной бомбардировкой»

Помимо выполнения задания (успешного) по перезапуску оборонной промышленности, Свердловск с 1941 года становится крупнейшим культурным и научно-образовательным центром страны. Сюда эвакуируют Московский госуниверситет, Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, Киевскую государственную консерваторию. До 1942 года здесь находится президиум Академии наук СССР и многочисленные академические институты (преимущественно институты геологического, металлургического, горного профилей), 216 сотрудников академии, 25 академиков и членов-корреспондентов.
В Свердловске работают президент АН СССР, ботаник Владимир Комаров, геологи Александр Ферсман и Лев Шевяков, металлург Иван Бардин, филолог Николай Гудзий, историки Евгений Тарле и Виктор Данилевский.
В городе располагались структуры отраслевых Союзов — советских художников, архитекторов, писателей. К Свердловскому отделению Союза писателей СССР присоединились 44 приезжих мастера. В их числе - Агния Барто, Федор Гладков, Евгений Пермяк, Мариэтта Шагинян, Анна Караваева, Юрий Верховский, Аркадий Коц, Лев Кассиль, Леонид Гроссман. В городе находились 40 членов Союза композиторов СССР, в том числе Тихон Хренников, Арам Хачатурян, Виссарион Шебалин, Рейнгольд Глиэр, Дмитрий Кабалевский. В Свердловск эвакуированы МХАТ имени А.П. Чехова и Центральный театр Красной армии. Алексей Попов здесь ставит спектакль «Давным-давно», который в 1960-х годах ляжет в основу фильма «Гусарская баллада». Юная Майя Плисецкая в 1942 году станцует миниатюру «Умирающий лебедь». Она была поставлена Михаилом Фокиным еще в 1907 году для Анны Павловой и переработана Плисецкой. Потом эта задумка будет развита дальше, и уже как партия умирающего лебедя в балете «Лебединое озеро» принесет славу балерине.
Фото — Общественное достояние / Выписка из приказа Комитета по делам искусства при СНК СССРоб организации филиала Эрмитажа в Свердловске.
С июля 1941 года Свердловск становится главным фондохранилищем страны. 5 июля сюда прибывает первый состав с коллекциями Оружейной палаты. Всего на Урал их ушло три — 277 ящиков, включивших 75% всех коллекций главной сокровищницы страны, включая «шапку Мономаха» — символ российского самодержавия.
© Государственный Эрмитаж / Хранилище коллекций Эрмитажа в Свердловске. Фото Государственного Эрмитажа
Следом, 6 июля, прибывает эшелон из Эрмитажа — 22 вагона с 500 тыс. экспонатов, бронированный вагон для ценностей, два вагона для охраны и 17 сотрудников музея с семьями, платформы с зенитными орудиями и пулеметами. Командует операцией хранитель картинной галереи Эрмитажа Владимир Левинсон-Лессинг. 20 июля на Урал из Ленинграда ушел второй эшелон. Третий отправить не успели — кольцо блокады замкнулось. В сентябре 1942 года Левинсону-Лессингу удалось самолетом прорваться в осажденный Ленинград и вывезти на Урал еще шесть сотрудниц. Двое из них, к сожалению, скончались после прибытия от истощения.
Всего в Свердловске до начала реэвакуации в 1945 году находился 1 млн 117 тыс. предметов из Эрмитажа. В большинстве своем — культурное достояние мирового уровня.
Местом хранения стали помещения картинной галереи на ул. Вайнера, 11 — ныне это выставочный комплекс «Эрмитаж-Урал» Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
© ЕАН / Архивное фото
23 сентября прибыл эшелон с коллекциями и сотрудниками Полтавского литературно-мемориального музея Владимира Короленко. Ехать им пришлось в небольшой теплушке, почти сплошь заложенной ящиками и мешками с грузом Полтавского Госбанка и Сберкассы. Во время погрузки и за время следования эшелон неоднократно подвергался обстрелам.
«Грузились в проливной дождь, погрузка на время была прервана энергичной бомбардировкой, поэтому вещи сложили спешно и беспорядочно, почти до верха теплушки. Туда же поместилось еще 32 человека семейств служащих эвакуировавшихся учреждений. Здесь были дети разных возрастов, двое грудных, были старики», — написала в 1943 году в своем отчете первый директор мемориального музея и старшая дочь писателя Софья Короленко.
© Государственный архив Свердловской области / Сотрудники Эрмитажа Александр Иессен и Анна Передольская в Свердловском филиале
© Государственный архив Свердловской области / Владимир Левинсон-Лессинг и Кира Скалон в Свердловске
Особенно жестокой бомбардировке состав подвергся в Купянске. Риск был колоссальный — на станции состав из Полтавы поставили рядом с поездом, перевозившим горючее. В Люблино с поезда вместе с больной внучкой вынуждена была сойти сестра и главная помощница — Наталья Короленко-Ляхович. Здесь же они узнали, что немцы заняли Полтаву. Еще спустя 10 суток эшелон достиг Среднего Урала, коллекции и сотрудников приняла Свердловская библиотека имени В.Г. Белинского.
© Государственный архив Свердловской области / Реэвакуация коллекций Эрмитажа из Картинной галереи Свердловска, 1945 г.
«После восемнадцати дней пути, когда я отправилась с товарной станции в Свердловск просить приюта для нашей семьи и места, куда сгрузить материалы музея, я была очень слаба, но мною овладело настроение какой-то спокойной уверенности», — отметила Софья Короленко.

11298 предметов, 8000 негативов, 3579 книг, 581 чертеж и 573 дела

Но, кажется, что среди этих историй, каждая из которых полна драматизма и мужества, есть одна, которая выделяется более остальных — это история спасения коллекций древнего Херсонеса.
© Музей-заповедник «Херсонес-Таврический» / Вид Херсонеса, сделанный аэрофотосъемкой, 1918 г.
Херсонес Таврический — древнегреческий город, основанный в 424-421 годах до нашей эры в юго-западной части Крыма потомками дорийцев — выходцами из Гераклеи Понтийской, расположенной на южном побережье Черного моря. Херсонес представлял собой типичный эллинистический полис-крепость и хору. Развиваясь и перестраиваясь, он просуществовал около 2 тыс. лет — до XIV века нашей эры. В разное время был частью существовавших в то время государств: Боспорского царства, Римской и Византийской империи, Трапезундской и в составе Крымского ханства Османской империй. В его судьбе оставили след тавры и скифы, готы и аланы, хазары и русичи, генуэзцы и золотоордынцы.
© Музей-заповедник «Херсонес-Таврический» / «Склад местных древностей» — первый музей Херсонеса, основанный в 1892 г.
Херсонес, или в русской летописной традиции — Корсунь, прочно связан и с началом христианизации Руси князем Владимиром Святославовичем. Войдя в 988 году в Корсунь, князь Владимир добился от византийского императора Василия II руки его сестры — Анны. Условием было принятие русским князем крещения, следом за которым обряд прошли и все русские земли.
© Музей-заповедник «Херсонес-Таврический» / Погребальные урны эллинистического времени из собраний Херсонесского музея, 1903 г.
Почти 2 тыс. лет Херсонес играл роль важного транзитного пункта, культурного и политического центра Северного Причерноморья. Однако после разрушительных набегов в XIII−XIV веках город приходит в упадок. Сначала войска чингизидов, в 1299 году — разрушительный набег хана Ногая, в 1363 году - поход литовского князя Ольгерда и его преемника князя Витовта. Окончательному разорению Херсонес предал темник Едигей в 1399 году.
© Музей-заповедник «Херсонес-Таврический»
Свое второе рождение Херсонес обретает уже как памятник археологии — город, который сохранил в себе античную, римскую и византийскую историю. Первые раскопки здесь проведены в 1827 году по распоряжению главного командира Черноморского флота и портов Российской Империи Алексея Грейга. В 1888 году к исследованиям Херсонеса приступила Императорская археологическая комиссия. Работы возглавил ее член, выходец из банковской среды Карл Косцюшко-Валюжинич, член-корреспондент Уральского общества любителей естествознания, и это первая, наиболее ранняя, связь Херсонеса с Екатеринбургом.
Вторая связь, гораздо более мощная, сформировалась в 1941 году под давлением страшных обстоятельств. Буквально с первых же дней Великой Отечественной войны встал вопрос о спасении уникальных коллекций древнего Херсонеса.
24 июня 1941 года во дворе Херсонесского музея разорвалась магнитная мина весом в полтонны, повредив здания и сооружения. Сотрудники записываются добровольцами, а на территории комплекса обустраивается бомбоубежище. К августу левый фланг Южного фронта под ударами немцев вплотную приблизился к Крыму — началась подготовка к эвакуации коллекций.
Спешно разрабатывается и утверждается Наркоматом просвещения эвакуационный план. Согласно ему из Херсонесского музея планируется вывезти 28175 предметов и документов. Для упаковки используют даже старые, окованные железом монастырские сундуки. Сначала согласуют отправку 3 тонн груза, но в конечном итоге, благодаря усилиям директора музея Ивана Максименко, отправляют 8. Всего 108 ящиков. В 51 ящике 11298 предметов — экспонаты, полученные при раскопках Херсонеса и хранившиеся в фондах. Еще 34 ящика — уникальная научная библиотека музея, 3579 книг. Двадцать ящиков — фотоархив, 8000 стеклянных негативов. Еще 3 ящика — научный архив: 581 чертеж и 573 дела.
Первоначально планировалось, что груз будет сопровождать заведующий отделом фондов Херсонесского музея Рауф Ахмеров. Но всего за несколько дней до отправки его заменили на другого специалиста — научного сотрудника Станислава Стрежелецкого. О том, как происходила эвакуация, мы знаем из его путевых заметок и составленного позже отчета. В путь с многотонным грузом Стрежелецкий отправился один. С 1600 рублями казенных денег и полушубком, который ему вручил Максименко.
О сложной эвакуации на теплоходе «Волга», долгом пути коллекций музея в Свердловск, хитростях Станислава Стрежелецкого и о том, почему негативы нельзя перевозить в ящиках из-под сливочного масла, — читайте во второй части проекта ЕАН и Игоря Пушкарева «Культурная эвакуация в Свердловск».

Игорь Пушкарев

Автор благодарит за использованные материалы и помощь в подготовке сотрудников Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический», кафедру Древнего мира и Средних веков Уральского федерального университета, Государственный архив Свердловской области и лично Елену Морозову. Татьяну Прохорову, Татьяну Кущ.
Свердловск - город госпиталей
avito
almaceramica
Главные новости
Инсайд ЕАН о смене руководства свердловской «Единой России» подтвердилсяПрезидент БК «Уралмаш»: «Я просто законы бизнеса перенес на спорт»Процесс по делу об убийстве племянника экс-губернатора Куйвашева начался в ЕкатеринбургеВирусолог: эпидемия лихорадки Западного Нила невозможнаКак мигрантам записать детей на экзамен по русскому языку для поступления в школу – ликбез ЕАНКанализация затопила новый дом в Екатеринбурге, который сдали в декабре 2024-го. Фото