[18+]
23 сентября 2025 в 09:02

Как защитить детей от мошенников и других киберугроз – ликбез ЕАН

IT-эксперт рассказал ЕАН об основных киберугрозах для детей и дал рекомендации родителям
© ЕАН. Девочка держит в руке смартфон
Новости о мошенниках и кибератаках появляются в новостных лентах агентств уже каждый день. Схемы обмана становятся все изощренней, а жертв - все больше. И если развести удается даже взрослых и образованных людей, то дети становятся самым простым объектом наживы для преступников. В российских школах уже несколько лет проходит так называемый Урок цифры. Однако схема - «Десятилетняя девочка перевела все накопления матери мошенникам» - все еще работает. ЕАН совместно с руководителем направления по детской онлайн-безопасности компании Kaspersky Андреем Сиденко составили ликбез, как защитить ребенка от киберугроз. О самых распространенных схемах обмана, месте гаджетов в жизни детей и мерах по обеспечению информбезопасности – читайте в материале.
Дмитрий Горбунов/Kaspersky

Какие существуют главные угрозы в детской среде

«Основные киберугрозы, с которыми сталкиваются дети, - те же самые, которым подвергаются и взрослые. В первую очередь это различные виды онлайн-мошенничества. Их всего два основных.
Первый — фишинг. Это действия злоумышленников, направленные на кражу данных. Например, кто-то звонит по телефону, представляется сотрудником организации, банка или магазина и пытается узнать у вас какие-то сведения. Это могут быть не только данные банковских карт, но и имя или адрес. Допустим, мошенник говорит: «На ваше имя оформлена посылка, курьер уже выехал, но у него стерся адрес, подскажите, пожалуйста». Пользователь, ничего не подозревая, сообщает домашний адрес. Возможно, именно эта информация и была целью злоумышленников. Еще один пример — поддельные сайты, очень похожие на настоящие, где пользователь оплачивает какие-то услуги.
Второй вид — скам. Это действия, направленные на кражу денег.
Если при фишинге воруют данные, которые потом могут быть монетизированы, то скам отличается тем, что пользователь сам, по собственной инициативе отправляет деньги мошенникам. Кажется, что это фантастика, но на самом деле так и есть.
С помощью методов социальной инженерии жертву убеждают, например: «Дорогой друг, ты выиграл много внутриигровой валюты, но чтобы ее получить, нужно заплатить небольшую сумму». Эта сумма, как правило, сильно отличается от реальных расценок. Взамен обещают карточку пополнения на 20 тыс. рублей. Или другой вариант: «Ты выиграл автомобиль, но нужно заплатить комиссию». Описанные выше схемы составляют примерно 90% всех угроз, с которыми может столкнуться пользователь. И это не только детские угрозы, а общие.
Но существует и специфическая часть рисков. Они занимают совсем небольшую долю и, как правило, находятся для среднестатистического человека в «серой зоне». Он их просто не учитывает, так как ориентируется только на собственный опыт.
Специфические угрозы для детей связаны с контентом, с которым он взаимодействует. Ребенок не всегда понимает, как реагировать на ту или иную информацию, например, если наткнется в интернете на видео 18+, порнографию, сцены насилия, употребления табака, наркотиков или алкоголя, ненормативную лексику. Взрослый человек осознает, что это плохо, и просто закроет сайт. Но у ребенка нет достаточного жизненного опыта и развитого критического мышления, чтобы отличить информацию, которая может навредить. Сюда же можно отнести деструктивные группы вроде «Колумбайна»*.
Опасность представляет и кибербуллинг. Преступник может наброситься на ребенка с оскорблениями и унижениями или, наоборот, войти в доверие, чтобы выманить личные фото, видео или переписки, а затем шантажировать этими данными.
Взрослые тоже сталкиваются с подобным, но ребенка запугать значительно проще.
Еще одна угроза — опасные онлайн-челленджи. Есть множество полезных челленджей — например, читать по книге в неделю или делать сто отжиманий в день. Но существуют и те, что втягивают ребенка в деструктив и могут нанести вред здоровью. Здесь важно, чтобы ребенок знал базовые правила.
Нужно спросить его: «Тебе предлагают участвовать в челлендже. Ты знаешь этого человека? Если нет — забудь. Если знаешь, то четко понимаешь, что нужно сделать? Если нет — снова забываем».
Какие еще бывают опасные челленджи? Например, «рум-тур по своей квартире». Дети снимают на видео жилье и выкладывают ролики с хештегами. Как минимум, это небезопасно: подобной информацией могут воспользоваться злоумышленники, чтобы оценить достаток семьи.
В целом ребенок должен понимать: опасность может таиться даже в излишней информации в профиле соцсетей.
Некоторые пишут номер телефона, адрес, данные о друзьях и родителях. Доступ к такой информации необходимо ограничивать.

Когда у ребенка появляется первый телефон и какими правилами должны руководствоваться родители, приобретая его?

По нашей статистике, в среднем детям покупают первый гаджет в возрасте около шести лет. Основной фактор здесь школа: ребенок начинает более самостоятельную жизнь. Родителям важно, чтобы первоклассник был на связи и в безопасности. Взрослым хочется быть уверенными, что малыш дошел до школы и написал сообщение или, например, что он вышел из кружка, когда родители подъехали за ним на машине.
Что касается первого гаджета, я бы провел аналогию с виндсерфингом. Ни один человек с первого раза не выходит в открытое море — его просто не пустят.
Сначала новички тренируются у берега, учатся обращаться с парусом. Так же и с телефоном: родителям необходимо как минимум проверить настройки устройства, которое станет первым персональным гаджетом ребенка.
Чаще всего, к сожалению, происходит так: «Сыночек, у тебя день рождения, вот твой новый телефон». Дарится гаджет в новой коробке — и все. Но родителям важно думать на несколько шагов вперед.
Нужно самостоятельно включить смартфон, настроить его, поставить приложения родительского контроля, завести электронную почту, чтобы у ребенка был собственный детский аккаунт. Следует установить фильтры звонков, защитные решения и разрешить только те приложения, с которыми малышу можно безопасно взаимодействовать. Это всегда процесс, к которому необходимо подходить очень серьезно.

Дети начали активно использовать искусственный интеллект: какие есть плюсы и минусы?

По существующей статистике, 60% школьников используют нейросети для выполнения домашнего задания. Еще 53% обращаются к чат-ботам, чтобы разобраться в сложном материале, 63% детей применяют ИИ для поиска информации.
Использование искусственного интеллекта детьми с развитием технологий — это нормально. Но важно объяснить, что нельзя воспринимать ИИ как источник абсолютной истины. К информации нужно относиться критически и использовать нейросеть лишь как помощника.
У ребенка должно сформироваться понимание: ИИ не выполнит за него всю задачу, а может служить только инструментом, который укажет направление для развития собственных мыслей. Ни в коем случае нельзя подменять личное решение результатом работы нейросети и технологий искусственного интеллекта.
ИИ — это всего лишь алгоритм, который выполняет задачу, опираясь на уже существующие данные в сети. Но если по какой-то причине данных нет, ребенок должен знать, что у ИИ могут возникать галлюцинации. Это устойчивый термин, под ним понимается ситуация, когда нейросеть выдумывает факты и выдает их за истину. Детям необходимо объяснить, что нельзя воспринимать такую информацию как окончательную и безусловную.
Если говорить о минусах, то появилась новая угроза, связанная с развитием ИИ. Дети начали использовать дипфейки для травли сверстников. Один процент школьников сталкивался с созданием фальшивых видео с их участием, а 5% сами экспериментировали с созданием дипфейков.
Как с этим бороться? Вероятно, стоит говорить об этических аспектах использования технологий: для чего их можно применять, а для чего нельзя.
Технически запретить использование невозможно: система пока не различает, работает ли с ней сам владелец данных или кто-то другой.
В самом начале использования гаджетов дети в первую очередь ориентируются на родителей. Они наблюдают, как взрослые отвечают на комментарии. Если это возраст, когда у ребенка появляется собственная социальная сеть, он смотрит и на то, как сами мама и папа ведут себя в интернете.
Поверьте, ребенок видит все, что вы публикуете и пишете. И это абсолютно естественно: ваша культура взаимодействия с контентом становится для него примером.
Важно обращать внимание родителей и детей на то, что любая информация в интернете, кроме технической составляющей, всегда имеет и этический аспект, его нельзя сбрасывать со счетов.
И здесь нужно начинать с себя: помнить, что именно вы являетесь для ребенка образцом поведения в сети, которому он будет следовать.

Эффективен ли «Урок цифры» и нужен ли школьникам отдельный предмет, посвященный кибербезопасности?

Я считаю «Урок цифры» суперэффективной инициативой. Сам формат этого мероприятия и контент, который в него заложен, подразумевают игровую форму, доступную и понятную для детей. Это не просто тренажер в виде игры, который ребенок проходит. Он как будто погружается в сценарий, где помогает вымышленным персонажам решить проблему, с которой вполне может столкнуться в реальности.
Важно, что учитель не просто сажает детей, скидывает ссылку и оставляет их решать задания. По «Уроку цифры» есть методические материалы и рекомендации для педагогов. То же самое касается родителей: если они хотят разобраться в теме, предусмотрен отдельный набор материалов и для них. Понимая, что уровень подготовки у родителей разный, авторы курса предусмотрели возможность найти ответы на все возникающие вопросы, даже если контент окажется сложным.
«Урок цифры» — это универсальный инструмент, который позволяет донести тему кибербезопасности до максимально широкой аудитории. Один из уроков собрал рекордное количество прохождений — почти 4 млн
Вообще я за подход, при котором темы кибербезопасности должны преподаваться в рамках отдельного школьного предмета. Если говорить о месте этого предмета в курсе, многие скажут: это информатика. Но на нее выделено всего несколько часов в неделю.
Другие назовут ОБЖ. Но этот предмет не везде преподается, да и его содержание все же другое.
Наша компания занимается вопросами детской безопасности уже много лет. У нас есть методические разработки с презентациями и календарные планы для школ — начиная с 7-го по 11-й класс. Это полноценная программа, рассчитанная на один час в неделю. Материалы находятся в открытом доступе, и любой учитель может провести уроки по этой теме.
Конечно, мы всесторонне выступаем за то, чтобы это был отдельный предмет — урок информационной безопасности или медиаграмотности. Начинать знакомить школьников с этими темами только с 7-го класса, когда вводится информатика, — большая ошибка. Ведь мы уже говорили, что у большинства детей телефон появляется примерно в шесть лет. Значит, базовые знания они должны получать еще в начальной школе.

Какие существуют общие правила кибербезопасности для детей и взрослых?

  • Критически относитесь к любым сообщениям и звонкам.
  • Не сообщайте коды из СМС и push-уведомлений посторонним.
  • Используйте приложения - определители номеров.
  • Завершайте разговор и переписку при малейших сомнениях.
  • Не скачивайте файлы из сомнительных переписок.
  • Скачивайте программы из официальных сторов/с сайтов компаний-разработчиков.
  • Регулярно обновляйте операционную систему и приложения.
  • Создавайте сложные пароли и регулярно их меняйте.
  • Используйте защитное решение: оно не даст установить зловред.
  • Настройте двухфазную аутентификацию.
  • Не переходите по ссылкам из подозрительных сообщений.
  • Научите детей проверять информацию после ИИ.
  • Формируйте критическое мышление, потому что ИИ - инструмент, а не замена собственного разума.
  • Контролируйте объем конфиденциальной или лично информации - нет гарантий их сохранности.
  • Постоянно повышайте цифровую грамотность.
*«Колумбайн» - движение признано террористическим по решению Верховного суда РФ и запрещено в РФ.
Свердловск - город госпиталей
Продам участок 10 Га
Главные новости
Сильные морозы ожидаются в Свердловской областиВ Екатеринбурге отменили рейсы на популярные курортыСрок сдачи нового аэропорта в Оренбурге перенесенСвердловчане продолжают массово устанавливать самозапрет на займыМурашко отметил снижение качества медпомощи в Оренбургской области без СавиновойСотрудников адского рехаба для детей в Екатеринбурге отправили под арест