Страны, которые являются основными «поставщиками» трудовых мигрантов в Россию, прежние – это Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Об этом рассказал на III всероссийской конференции об этноконфессиональных отношениях в Оренбурге руководитель московского Центра международных и региональных проектов Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ Павел Мареев.
«Экономическая ситуация в этих трех республиках в ближайшие 30 лет не будет способствовать ограничению миграционных потоков, несмотря на те заявления, которые идут на официальном уровне», - заявил он.
Он привел данные на начало текущего года по мигрантам: 23,3% - это граждане Узбекистана, 16,7% - граждане Таджикистана и чуть более 10% - это Киргизия. Из 650 тыс. человек, которые незаконно находятся на территории России, только 3% предприняли попытку узаконить свое положение. А эксперимент с биометрическими данными, которые с декабря прошлого года начали собирать у мигрантов на автомобильном пропускном пункте «Маштаково» в Оренбургской области и в московских аэропортах, выявил почти 13 тыс. человек, пытавшихся незаконно въехать в Россию.
В целом выступление Мареева касалось темы угрозы национальной безопасности в международно-политическом субрегионе Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ - это Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан). Он отметил, что сегодня для большинства приезжающих в Россию адаптация при переходе с одного культурно-исторического уклада на совершенно иной является практически невозможной. Поэтому на государственном уровне в первую очередь должна рассматриваться доминанта национальных интересов.
«Это надо понимать. Вопрос должен решаться в теоретическом плане, как он рассматривается в демографии, где речь идет о качестве населения, учитывается образовательный и культурный уровень и ряд других показателей. Все это влияет на так называемые социальные функции, которые после этого сказываются на обеспечении национальной безопасности», - сказал эксперт.
Среди решений проблемы предлагается комплексность подхода: жесткое пресечение антироссийской пропаганды, восстановление системы изучения русского языка, расширение гуманитарных контактов, пересмотр школьных (вузовских) программ по истории, восстановление в учебниках не просто исторической правды, но и элементарного здравого смысла, не подверженного «западным стандартам».

Серьезной угрозой для ОДКБ является Афганистан, который влияет на все эти страны, дающие мигрантов для России. По данным Национального антитеррористического комитета, растет число фактов участия в террористической деятельности выходцев из стран Центральной Азии, отмечается вербовочный интерес со стороны украинских спецслужб.
«Необходимо отойти от научного обоснования миграционных вопросов ряда специалистов и развенчать миф о том, что при закрытии для трудовых мигрантов российской территории потоки будут перенаправлены в другие государства Европы и Азии. Никому они там не нужны.
Это вопрос доказывания. И тут можно вспомнить Конституцию РФ, где государствообразующим народом является народ, который владеет русским языком. По статистике, на сегодняшний день более трети мигрантов не сдали экзамены по русскому языку», - отметил Мареев.
А кандидат политических наук, доцент Воронежского государственного университета Виктория Черникова рассказала про поиск модели оптимальной миграционной политики на примере своего региона.
«Отношение к вопросам безопасности со стороны мигрантов оказалось наиболее острым и серьезным. Но для Воронежской области это не единственная проблема. Являясь практически приграничной территорией, где принимается большое количество переселенцев с мест, где идут бои, в том числе из Украины и наших приграничных территорий, мы сталкиваемся и с так называемой проблемой «ждунов». Это когда переезжающие в регион люди не теряют связи со своей исконной территорией и смотрят, как там развернется дело. Естественно, среди них остается большой риск вовлечения в террористические и экстремистские группировки», - рассказала эксперт.
При этом эти люди прекрасно владеют русским языком, и в целом адаптации для них не требуется. Поэтому регион оказывается как между двух огней: с одной стороны - федеральные тренды и расстановка приоритетов, а с другой – объективные региональные запросы и миграция.
«И политический фактор у нас связан с тем, что мигранты - это не только трудовые мигранты, но и временные переселенцы, граждане стран с политическими проблемами. В том числе из Афганистана, Палестины, Сирии, жители пострадавших регионов. Поэтому далеко не всегда, когда мы затрагиваем вопросы миграционной политики, мы должны говорить исключительно о мигрантах из Средней Азии.
Очень важно говорить о культурно-ценностном факторе - это те ценности, которые разделяют приезжие. Нам надо обязательно обращать внимание на ценностный контекст», - подчеркнула Черникова.
Всего она выделила четыре модели миграционной политики, которым можно следовать. Это иждивенческая модель, когда регионы ждут, что «скажут сверху». Существует модель выдавливания мигрантов - когда ограничивают их количество. Есть модель конструктивной интеграции – когда идет работа с органами власти, промышленностью и т. д. И еще одна модель – это реактивная, когда пытаются следовать за федеральными трендами, иногда игнорируя объективные показатели. По словам эксперта, это может приводить к осложнению миграционной политики. Все моменты еще требуют дополнительного мониторинга и проработки.

Борьба с анклавами и цифровизация – какой будет новая миграционная политика Путина16 октября в 08:59
Тысячи нелегалов выявлены по биометрии на российской госгранице 6 ноября в 16:56
Тысячи нарушений выявили среди мигрантов в Оренбургской области28 октября в 10:49
