2025 год для российского автомобильного рынка стал годом стагнации. Продажи новых легковых автомобилей замедлились еще в конце 2024-го. И в течение всего 2025-го рынок оставался под давлением высоких цен, дорогих кредитов и общей неопределенности. По данным аналитиков, за 11 месяцев 2025 года в России было продано около 1,19 млн новых легковых автомобилей — это почти на 18% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Покупка машины стала для многих россиян практически недоступной. Высокая ключевая ставка ЦБ и привлекательные депозиты сформировали сберегательную модель поведения: потенциальные покупатели предпочитали хранить деньги, а не тратить их на автомобиль.
Утильсбор как главный драйвер продаж
Весной и летом 2025 года дилеры были вынуждены снижать цены на новые машины, придумывать льготные программы кредитования, чтобы поддержать продажи.
Уже к сентябрю и цены пошли вверх, и продажи оживились. Но ускорение рынку придали не низкие ставки по кредитам или выход на рынок крайне востребованных качественных российских машин.
Осенью на рынке случился неожиданный всплеск продаж из-за того, что все испугались новых ставок утильсбора, Ставки делали покупку машины с мотором мощностью выше 160 лошадиных сил сопоставимой с приобретением дорогущего коллекционного автомобиля.
Покупатели бросились скупать наиболее популярные модели, активизировался параллельный импорт, а дилеры смогли частично выровнять провальный спрос. Именно этот эффект, по оценке экспертов, не дал рынку уйти в еще более глубокий минус. При этом аналитики сходятся во мнении: без фактора утильсбора 2025 год показал бы куда более негативную динамику.
«Вторичка» дешевеет, но «живых» машин становится меньше
На фоне стагнации первичного рынка заметные изменения произошли и на рынке автомобилей с пробегом. В течение 2025 года средняя цена подержанной машины в России держалась на уровне около 1,2–1,25 млн рублей, что резко контрастировало с рекордно дорогими новыми автомобилями.
По данным «Авто.ру Оценки», в ноябре 2025 года средняя стоимость иностранных автомобилей с пробегом в возрасте до 15 лет снижалась уже двенадцатый месяц подряд. Российские подержанные машины стоили в среднем около 690 тыс. рублей и также демонстрировали слабый нисходящий тренд.
Наиболее заметно в ноябре подешевели китайские автомобили с пробегом: их средняя цена снизилась примерно на 1% и впервые с лета 2023 года опустилась ниже 2 млн рублей — до 1,98 млн. Европейские, японские и корейские марки потеряли за месяц около 30 тыс. рублей, в среднем стали стоить до 2,16 млн.
Удешевление вторичного рынка сопровождается ростом предложения. По оценкам агрегаторов, число объявлений о продаже автомобилей с пробегом в 2025 году увеличилось более чем на 50% по сравнению с началом 2024-го. Это усилило ценовое давление прежде всего в массовом сегменте: быстрее всего дешевели Renault, Hyundai, Kia и отдельные модели Toyota.
При этом изменения в расчете утилизационного сбора сыграли для вторичного рынка хорошую роль. Утильсбор подстегнул спрос на новые автомобили и ускорил обновление автопарков, что увеличило приток машин на «вторичку». Ажиотаж вокруг утильсбора во многом объяснялся и изменением потребительской логики. Покупатели, по словам участников рынка, старались успеть приобрести автомобили привычных брендов, опасаясь их дальнейшего удорожания и исчезновения.
«В 2025 году многие рассуждали просто: на “китайца” сесть успеем, а нормальную машину лучше взять сейчас — пока она еще есть», — отмечает источник на авторынке.
Китайцы теряют долю
В 2025 году наметился еще один важный тренд — постепенное снижение доли китайских брендов. Если в 2023–2024 годах они уверенно превышали 50% рынка, а в отдельные месяцы доходили до 60%, то осенью 2025-го их доля опустилась ниже этого психологического порога.
Причина — появление новых российских и белорусских брендов, которые по сути представляют собой локализованные версии китайских моделей, но продаются под другими логотипами. Это позволяет китайским компаниям снижать санкционные риски, а российской стороне — загружать простаивающие производственные мощности. Этот процесс продолжится и в 2026 году.
Электрокары ушли в тень
Сегмент электромобилей и гибридов в 2025 году фактически перестал быть массовым. Высокая цена, слабая инфраструктура и новая методика расчета утильсбора, которая особенно болезненно бьет по мощным электромоторам, сделали такие машины нишевым продуктом.
Что будет с авторынком в 2026 году
Оптимисты предполагают продажи на уровне 1,3–1,35 млн новых легковых автомобилей — примерно столько же, сколько ожидается по итогам 2025-го. Отдельные горячие головы говорят даже, что рынок может вырасти примерно на 10%.
Негативный сценарий предполагает падение продаж. Основные причины для этого — дальнейшее повышение утильсбора с 1 января, сохранение высокой ключевой ставки и рост цен на автомобили.
Импортируемых моделей станет меньше, параллельный импорт будет сжиматься и останется в основном в премиальном сегменте. При этом продажи машин, произведенных внутри России, будут постепенно расти. Эксперты отмечают, что конечный покупатель к концу 2025 года заметно выдохся, а потому 2026-й, скорее всего, пройдет под знаком ожидания перемен.
Рынок входит в фазу затишья, за которой рано или поздно последует новый рост — но быстрым он не будет. И быстро его тоже можно не ждать.

В России растет спрос на автомобили и снижаются цены на них 1 декабря в 14:57
