РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 14 марта 2017 в 17:27
Автор ЕАНовостиЕАНовости

«Я забываю, сколько мне лет»: 82-летняя глава Тюменской федерации аэробики о жизни и спорте

© Фото из открытых источников
Президент Тюменской областной федерации по фитнесу и спортивной аэробике Людмила Латышева стояла у истоков развития этого спорта в регионе, проводила первые семинары и соревнования. Сейчас у нее 8 внуков, 4 правнуков и в несколько раз больше состоявшихся спортсменов, учившихся у нее. В 82-й день рождения Людмилы корреспондент агентства ЕАН узнал у нее, какого это – быть всегда молодой и телом, и духом.
- Ваше первое образование – геологическое. Как вы решили в корне изменить свою жизнь и посвятить ее спорту?
- Я не думала менять так резко свою жизнь. Спортом я продолжала заниматься все время. Тогда свои занятия я называла музыкальной физкультурой. Это у меня осталось с детства, когда я занималась спортивной гимнастикой – очень любила вольные и разновысокие брусья.
- Как же тогда в жизни геолога появилась аэробика?
- После школы я закончила Московскую геофизическую школу при министерстве геологии и работала в Красноярском крае. Там в поле уедешь, находишься по профилям – никакая физкультура не нужна. А когда приезжаешь на камеральную обработку – скучно. Отсидел до 6 часов, и что делать? Тогда организовала в клубе для своих девочек музыкальную физкультуру в 60-м году.
В этой экспедиции я проработала долго. Поступила заочно учиться в московский нефтяной институт на геофизика. Меня не отпустили на сессию раз, два – были зимние полевые работы, и я отчислилась. А потом из Красноярска приехала, поработала в краеведческом музее в Кунгуре – водила экскурсии по Кунгурским пещерам. Но учиться-то нужно было продолжать. Приехала в Тюмень и поступила в геологическое управление, потому что уже имела специальность техника-геофизика. Затем уехали в Шаим на экспедицию, и там я продолжала вести занятия. А что делать-то по вечерам? В клуб на танцы пойдешь, там деревенские мальчишки все пьяные, поэтому неинтересно. Днем камеральная обработка идет, а вечером мы там же с девчонками под музыку скачем. Этот спорт, он как застрял в детстве, так во мне и оставался.
Позже в Тюмени открылся филиал УПИ в помещении машиностроительного техникума. Поступила очень легко, и стипендию мне платили с работы. Была в первом выпуске геологоразведочного факультета. Все это время мы продолжали свои занятия.

Затем я решилась написать письмо в московское федеральное агентство физкультуры и спорта, чтобы узнать, где можно поучиться. Разыскала адрес, написала. В 1986 году при федеральном агентстве в Москве проводились первые курсы шейпинга, тогда это еще так называлось. Попала туда и целый месяц училась, сдавала экзамены. Вернулась в Тюмень и стала организовывать что-то свое при спорткомплексе «Геолог». А в 1990 году, когда ушла из экспедиции, стала посвящать этому все свое время.
- Как родилась идея организовать федерацию аэробики в регионе?
- Сначала я вела 2 группы женщин при спорткомплексе «Геолог». Потом центру это стало невыгодно. Тогда я поняла, что нужно прикрепляться к какой-то государственной организации. Просто так сам не сможешь ни существовать, ни двигаться.
В 1994 году пошла в комитет – хотела организовать ассоциацию аэробики. Они разослали по области приглашение на съезд для любителей аэробики. Тогда с помощью Валентина Никифоровича Зуева, председателя комитета, съехались люди со всей области. На этом съезде выбрали меня президентом и организовали федерацию.
С 1996 года начали проводить чемпионат области по спортивной и оздоровительной аэробике. Чтобы иметь поддержку, уже обращалась в областной комитет физкультуры. Они и сказали: «Хотите выйти на всероссийский уровень – сотрудничайте со всероссийской федерацией».
С 1992 года аэробику признали видом спорта. А москвичи еще с 1991 года начали проводить соревнования и регистрировать региональных представителей всероссийской федерации. Мы были одними из первых в регионах. Сначала организовали федерацию в Омске, Новосибирске, потом уже у нас, в Тюмени.
- Вы получили физкультурное образование в 65 лет. Почему вы пошли учиться?
- Когда избрали меня руководителем федерации, я поняла: чтобы быть настоящим президентом, нужно иметь физкультурное образование. Тогда я поступила в Сибирскую академию физической культуры и спорта в Омске. Учились больше всего в Ишиме, там при пединституте был филиал академии. А уже госэкзамены и защита была в Омске в 2000 году. Воспринималось все очень легко. И учиться мне страшно нравилось. Всего я проучилась 2 года заочно, потому что у меня уже было высшее образование.
- Какие проблемы есть в вашей федерации?
- Вначале у нас было много проблем и разногласий. Больше всего с тренерами из коммерческих структур. Они не пытались разобраться внутри федерации, а бежали с жалобами в комитет. У них была школа аэробики, зарегистрированная как частное предприятие. А мне не хотелось связывать федерацию с частным предприятием.
Другая проблема – финансирование. Параллельно у меня существовал клуб «Ритм». За его счет и содержалась федерация. Только потом мы додумались финансировать федерацию за счет членских взносов, как и положено общественной организации. Первое время было очень сложно. Вот предъявляют нам налоги за использование транспорта и дорог. А у нас даже машин никаких нет. У федерации даже помещение было, пока мы существовали при СК «Геолог» до 2003 года. А потом спорткомплекс продали и нас оттуда благополучно выгнали.
Долго пришлось добиваться, чтобы в Тюмени открыли отделение аэробики при спортшколе. И к депутатам обращалась. В 2005 году ответили: в Торфянике строят спортцентр, там и откроем отделение. Сейчас отделения существуют в ДЮСШ Тюменского района под руководством Марины Нечаевой, в ДЮСЦ «Авангард» руководит Светлана Шарафутдинова, в «Прибое» - Елена Ретина, а при СДЮШОР №1 - Елена Реджевич.
- Сложно было развивать аэробику как спорт в области?
- Когда в областной федерации стало много тюменских тренеров, я предложила им отделиться в городскую федерацию. Потому что лицо областной федерации терялось. Как только появилась городская федерация, в области выросла роль Ишима и Заводоуковска. Ханты и Ямал тогда еще не отделились административно, и их представители часто приезжали на областной чемпионат, чтобы отобраться на Россию. Сейчас они имеют право у себя отбираться. А вот Ялуторовск и Нижнюю Тавду никак раскачать не могу. Трудные они на подъем. Приедут на семинар к нам, организуют частный клуб и ведут занятия. А спортом заниматься им неинтересно. Это требует много сил, а отдача маленькая.
- Департамент по спорту поддерживает федерацию?
- Другие области удивляются: «Вас финансируют?» Финансируют лучшие команды. Если первое место занимают по области, я подаю ходатайство о финансировании на округ. А если уже на округе первые и вторые места – финансируют всероссийские соревнования. Там они отбираются на международные соревнования. В целом с финансированием все неплохо. Конечно, нам хотелось бы большего. Но мы все понимаем. Вот, например, фитнес-аэробика. Три возрастные категории, а в степе аж четыре. И если каждая команда первое место займет, это сразу 24 человека везти, плюс тренеры. Один выезд выходит около 300 тыс. руб. Утвержденное проживание раньше было 500 рублей на человека, а сейчас дешевле тысячи рублей не найти. И это со скидкой.
Сейчас департамент по спорту создал управление по физкультуре и спорту. Теперь я непосредственно выхожу не на Грамотина, а на Вотинова (Грамотин – директор департамента по спорту, Вотинов – начальник управления по физкультуре и спорту, - прим. ЕАН), который руководит этим управлением. Он нам и заявки на выезд подписывает, с ним мы и планы согласовываем.
- Значит, с этими изменениями стало проще?
- Проще, конечно. Часто бывало, что электронные заявки терялись. В ЦСП список сборной утвердят, передадут в департамент, а в департаменте новый человек. Звонишь ему, спрашиваешь: «Где наши сборные?» А он отвечает: «У меня их не было». Звонишь в ЦСП – говорят, передали. Оказалось, что были замечания, поэтому и пропала без вести заявка. Скажи об этом вовремя, все бы быстро решили, а так заявка гуляла с 17 января по 27 февраля.
Я понимаю, у них много работы. Возьми международные соревнования. Это не областной чемпионат организовать.
- Некоторые женщины с выходом на пенсию ставят на себе крест. Перестают заниматься собой и посвящают себя внукам. Вяжут, огородом занимаются, никогда вам не хотелось так же?
- Нет. Еще в молодости, когда мы жили на улице Республики напротив гостиницы «Восток», одна бабушка-соседка все время у окошка сидела. Ну, я бы не сказала, что ей много лет, может, только к 60 подходило. И я каждый раз смотрела и думала: не дай Бог. Ни за что не сяду! Потому что… Ну что это за интерес такой?

- Сейчас у вас 8 внуков и 4 правнуков. Детям сразу сказали, что у вас не будет времени нянчиться с ними?
- Я не отказываю никогда помочь, если я в городе. Я часто уезжаю. Все-таки судья всероссийской категории. То на одни соревнования, то на другие. И своих спортсменов поддержать хочется. Тем более в последнее время пошло какое-то нехорошее настроение: соревнования в Омске – все призы у омичей, в Екатеринбурге – у свердловчан. Очень мне это не нравится. И спортсмены ведь все это видят, когда вытягивают своих.
- И часто такое бывает?
- В последний раз в Екатеринбурге наших хороших, сильных спортсменов из поселка Боровский с призовых мест всех скинули. Кроме мальчика и пары – в тех категориях, где мало народа. Там они взяли бронзу. Даже на международных соревнованиях пара из этой команды взяла серебро! А здесь такой результат. Обычно большинство в судейском составе составляют местные тренеры. Конечно, они поддерживают своих спортсменов. Но совесть-то нужно иметь.
- Как регулировать этот вопрос в оценочном виде спорта?
- Сейчас ужесточились правила. Теперь с каждой судьи можно спросить, почему конкретному спортсмену за исполнение она поставила 7 баллов, а не 7,8, как все остальные. Она открывает тетрадь, и там должны быть прописаны все критерии и сбавки. Если их нет – это необоснованная оценка и арбитр имеет право эту оценку скорректировать. Такое есть во всех видах спорта, где нельзя точно измерить и взвесить.
- Не хочется иногда все бросить и заниматься своим садом и огородом?
- Даже не говори об этом. Даже в мыслях нет. Тем более я сама столько лет была в спорте, в сборной Белоруссии по спортивной гимнастике. Это как вторая жизнь. Две стези: учеба и спорт. Даже на любовь времени не было. А спорт – он всю жизнь со мной.
- У вас сегодня день рождения. Телефон без остановки звонит. Помогают ли вам эти теплые слова в жизни?
- Люди говорят спасибо за что-то конкретное. Конечно, это бодрит. Я так и думаю: до тех пор, пока ты нужен своим коллегам и можешь им помочь, и есть жизненные силы. Это же сразу воодушевляет. Чувствуешь моральное удовлетворение от того, что ты кому-то нужен. Конечно, своей семье ты нужен всегда. А когда от других людей слышишь слова благодарности, тогда и о возрасте своем забываешь.
- Может, и не надо о нем помнить вовсе?
- Самое смешное, что я действительно иной раз думаю: сколько мне лет-то? Конечно, хотелось бы быть помоложе. Глянешь на себя в зеркало, и сразу: ба! Начинаю думать, а как люди со стороны на меня смотрят? В Кургане вот пришел на соревнования представитель управления, они открывали соревнования. Я там особо не светилась: отсудила, пошла в судейскую. А потом спускаюсь и общаюсь с главным судьей. Представитель смотрит, в глазах шок. Но когда пообщались – все нормально. Тогда и забывают, сколько лет.
- Современные пенсионеры большую часть свободного времени проводят в больницах. Когда вы в последний раз там были?
- Нас с ветеранами комитет возил осенью в храм в Чимеево. Как обычно, пошла окунуться. Я всегда окунаюсь. Раза три нырнула, вышла, возвращаюсь в автобус и ничего не слышу. Мне заложило уши. Ну, думаю, пройдет. Нет. Ну, что делать, пришлось в больницу идти. Карточку и полис заново заводили, потому что ни одно десятилетие меня там не было. Не люблю я ходить в больницу. Уже привыкла к себе прислушиваться и знаю, что мне надо выпить из лекарств.
- И много лекарств принимаете?
- Стала вот пить мельдронат, чтобы силы восстанавливать. Прихожу, главное, в аптеку, говорю: а есть у вас мельдоний? Фармацевт на меня смотрит, думает, ну, бабушка, того.
- Любите какой-то спорт, кроме аэробики?
- Я люблю кататься на лыжах. Поеду на базу спортивную, заплачу 100 руб. и катаюсь себе. Но в этом году только три раза на лыжах ходила. Мне нравится природа, ходить там тихонечко на лыжах. Но у меня уже теперь лыжи почему-то назад скользят (смеется). Я так устаю от этого.
- А летом какая физическая программа?
- А летом дача. Взрослые разъезжаются еще в мае. В июне тренирую детей. Сдаем зачеты. Замеряем, сколько отожмутся, пробегут за определенное время. А потом эти показатели сравниваем с прошлогодними. Поэтому в июне с тренировки на дачу, с дачи на тренировку. Пытаюсь провести с детьми сборы, но они разъезжаются.
- За время работы вы выпустили несколько поколений спортсменов. Некоторые из них уже сами тренируют детей. Есть разница между детьми?
- Конечно, есть. Молодые тренеры, может, не так это замечают. Спортсмены нашей федерации несколько лет были членами сборной России по спортивной аэробике. Среди них Дарья Кузнецова, Евгения Кудымова - она удостоилась звания мастер спорта международной категории. Раньше тренер для детей был второй мамой. Сейчас такого уважения нет. Дети стали очень рассеянными. Последнее поколение, которых я тренирую, дети 5-7 лет – у них практически нет мышечного тонуса. Как будто ребенка всю жизнь носили на руках и возили на коляске. А свою программу так вообще не запоминают. Есть некоторые дети, которые уже несколько лет занимаются и даже не хотят учить программу. Во время выступления все время глаза на девочку из команды. Вот и маешься с ними, бьешься. Я считаю, что во всем виновато телевидение и Интернет.
- Есть у вас девиз, с которым вы идете по жизни?
- Самое главное не то, как ты выглядишь, а то, как ты себя чувствуешь. Я чувствую себя на 50…на 40… с хвостиком (смеется). Единственное, конечно, жалко, что сейчас, кроме шпагата, ничего не могу детям показать. Даже колесо уже боюсь делать.
- Можете поделиться рецептом здоровья и долголетия?
- Есть все, что хочешь, но не переедать. Это правило усвоила еще с первых книг по аэробике. Я всю жизнь ем понемногу, но часто.
Беседовала Екатерина Кузнецова. Европейско-Азиатские Новости.
almaceramica
Главные новости
Ученые нашли аномальные изменения челябинских озерТаинственный ремонт прошел в оренбургской гимназииВстречу с правнучкой Хрущева отменили в ЕкатеринбургеНе все свердловские города успели пересчитать захоронения по заданию КуйвашеваСвященника, домогавшегося девушки в Екатеринбурге, не стали арестовыватьКак в будущем году вырастут тарифы ЖКХ в Свердловской области