На днях руководитель администрации главы Башкирии Александр Сидякин нарисовал оптимистичные перспективы по строительству межвузовского студенческого кампуса Евразийского научно-образовательного центра (НОЦ) в котором будут жить студенты и аспиранты Уфимского университета науки и технологии. Так решили назвать вуз, созданный путем слияния БашГУ и УГАТУ. Корреспондент ЕАН взглянул на территорию, в развитие которой хотят вложить 18 млрд рублей, и пообщался с жителями частного сектора, кому обещают дать современное комфортабельное жилье.
Перемены пока не видны
Солнечным августовским утром на территории будущего кампуса немноголюдно, даже поблизости, у корпусов БашГУ, нет стаек молодежи, что объяснимо: основная масса поступающих уже зачислена. Прогулку по кварталу, ограниченному улицами Карла Маркса, Тукаева, Заки Валиди, начинаем с объекта, который должны сдать к Новому году. Это IQ-парк на Заки Валиди – первая очередь кампуса.
Территория вокруг ухожена, но что происходит внутри – понять трудно: двери закрыты, признаков каких-либо работ не видно, а зеркальный фасад скрывает внутренности IQ-парка от посторонних взглядов.
Следующий объект – один из корпусов бывшего завода имени Кирова, на пересечении улиц Карла Маркса и Тукаева. Когда-то предприятие было известно на всю страну, здесь трудилось более 1500 человек.
Один из цехов бывшего завода, на улице Карла Маркса, изменился до неузнаваемости – теперь здесь корпус БашГУ, а прилегающее к нему здание, занавешенное потрепанным баннером с логотипом Terra Bashkiria, которое Александр Сидякин назвал заброшенным, планируют снести. Здесь видно присутствие людей, во внутренний двор иногда въезжают автомобили, удалось даже перекинуться несколькими фразами с сотрудником вуза, который не пожелал представляться, а по всем вопросам относительно строительства советовал обращаться в ректорат. Незнакомец заметил, что здание на реконструкции, но «раз его решили снести, то снесут».
Бывший цех ждет решения своей участи более 20 лет. Оконные проемы забиты фанерой и досками, местами с фасада обвалились кирпичи, а на одном из козырьков, в нескольких метрах над землей, прямо на бетоне проросли молодые деревца.
Старенькая баня, туалет во дворе
Напротив цеха – жилой частный сектор. С улицы Тукаева дома спускаются прямо к Белой, из окон самых крайних открывается потрясающий вид на реку.
Остальное не так красиво: асфальт старый, кое-где его вообще нет, в дождливую погоду тут грязно, за деревьями на улицах никто не ухаживает, а в одном из проулков расположилась мини-свалка.
Недалеко - башкирский Белый дом, до него пешком минут 10, примерно на таком же расстоянии - респектабельный «Хилтон», а здесь старые дома, редкие прохожие, в основном пожилые люди.
Пенсионерка Мунира Ахмедовна живет на улице Верхней Аульной более пяти лет и всем довольна.
«У меня в доме газ, есть вода, отопление, сами сделали канализацию. Раньше жили здесь с детьми, а сейчас, летом, я в основном в деревне, здесь бываю редко. Про будущее строительство слышала, говорили что-то по телевизору, официально ничего не объявляли. Вообще мне здесь нравится!» - рассказала женщина.
Не все настроены так оптимистично. Жильцы двухэтажного деревянного дома по улице Тукаева, 3, который, по их словам, построен в начале прошлого века, рады бы переехать в благоустроенное жилье из своей «трущобы», но им его не дают. Снести дом обещали еще в советское время, родители, бабушки и дедушки нынешних жильцов так и не дождались этого. Сейчас здесь живет пять семей, из благ цивилизации только газ, но оборудование часто ломается, из-за этого месяц назад его отключили, а вкладываться в новое, живя в старом доме, смысла нет, да и не хватит пенсии. Туалет во дворе, помыться можно только в старенькой бане, которую топят дровами.
Перед саммитами ШОС и БРИКС, которые прошли в Уфе в 2015 году, жильцов вновь обнадежили, но дом так и не снесли: ограничились укладкой асфальта на Тукаева и занавесили заброшенное заводское здание. В то, что благодаря кампусу они получат другое жилье, люди уже не верят.
«Мы согласны переехать, но лучше бы взяли деньгами, миллиона четыре, чтобы хватило на квартиру не на самой окраине», - поделилась пенсионерка Мунавара Минахметовна.
В подвешенном состоянии
Дом по улице Тукаева, 8, по словам его жильцов, тоже пенсионеров, построен 121 год назад.
«С 1935 года в этом доме жила моя мама, я здесь родилась и живу уже 72 года. Нам все нравится – центр города, воздух свежий, наверное, поэтому мы долгожители. Есть небольшой огородик, цветочки выращиваем – красота. Удобств нет - туалет во дворе, колонка на улице, но мы привыкли. От газа отказались, опасно, дом же аварийный, я топлю электричеством», - признается уфимка Клавдия Шмонина.
С ней соглашается соседка Лилия Бикметова, которая живет в этом доме 68 лет и переезжать не собирается. Единственное, чего хотели бы женщины, - чтобы власти создали им нормальные условия для жизни.
"Нас держат в подвешенном состоянии, по бумагам дом снесен, нигде не числится. Жилье у нас муниципальное, хотели дать квартиры в 2013 году, потом в 2015 году, в 2019 году, теперь вообще ничего не предлагают, ну и не надо. В Шакшу или Затон я не хочу – мы здесь коренные жители", - говорит Клавдия Федоровна.
Чем на этот раз закончатся обещания властей, появятся ли на месте ветхих домов и гор мусора выставочный комплекс, лаборатории и музей современного искусства, мы узнаем к 2024 году, когда по плану должно завершиться строительство второй очереди кампуса.
Напомним, что правительство России одобрило строительство студенческого кампуса мирового уровня в Уфе 17 августа. Шестьдесят процентов из требуемых 18 млрд рублей на эти цели выделит федеральный бюджет, еще 20% выделят из республиканского и столько же - из внебюджетных фондов. К освоению территории обещают привлечь бизнес с условием, что все построенные на частные деньги объекты будут связаны с образованием и наукой.
Роман Якимчук
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42