March 28, 2024, 06:40 AM
Сергей Беляев

ФАС проверит Ozon из-за введения сервисного сбора для пунктов выдачи заказов

Федеральная антимонопольная служба проверит Ozon из-за введения сервисного сбора для пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Прошедшие накануне переговоры маркетплейса с предпринимателями закончились провалом, пояснили ЕАН в Ассоциации участников рынка электронной коммерции.

Предыстория конфликта следующая: в середине марта владельцы пунктов выдачи заказов пригрозили забастовкой (а некоторые и закрылись) в ответ на введение сервисного сбора со стороны Ozon. В компании пояснили, что плата вводится в качестве компенсации рекламных затрат. По оценке АУРЭК, потери ПВЗ от введения сервисного сбора составляют более 30 %.

Урегулировать спор стороны попытались на встрече, которая прошла 27 марта. Но на середине встречи, как пояснил ЕАН член экспертного совета по IT при ФАС России Дмитрий Тортев, Ozon выпустил пресс-релиз о завершении переговоров.

«Мы учли некоторые возражения и приняли решение поменять механику расчета сбора: он станет меньше за счет того, что мы приравняем стоимость всех товаров дороже 5 тыс. рублей к 5 тыс. рублей. В результате учитываемый оборот пунктов станет меньше — сбор снизится. После перерасчета число партнеров, для которых сбор будет максимальным (от 20 до 40 % вознаграждения), уменьшится в два раза — с 1 % предпринимателей до 0,5 %. После уплаты сервисного сбора такие точки по-прежнему остаются прибыльными. Для 92,5 % партнеров сбор не превысит 4 % от вознаграждения, а для большинства он будет в пределах 20 рублей», — заявили в компании.

 «Wildberries разбивает судьбы и семейный бизнес»: зачем нужно госрегулирование маркетплейсов. ИНТЕРВЬЮ Как пояснил ЕАН Дмитрий Тортев, представители АУРЭК предлагали компании разные варианты урегулирования вопроса. Но компания сама перечеркнула все переговоры, выпустив этот пресс-релиз.

«Присутствующие от маркетплейса пытались оправдать это чем угодно: некой «вчерашней встречей с другой ассоциацией», «ответом на заранее присланные вопросы». Но было понятно: пообещав в начале встречи на презентации «магию», Ozon сделал из присутствующих клоунов», — сказал Дмитрий Тортев.

В самом АУРЭК пояснили ЕАН, что представители Ассоциации готовы вернуться к обсуждению, но не в условиях параллельного запуска начисления сбора. Одновременно с этим АУРЭК уже собрала 630 подписей к обращению в ФАС России. Ассоциация готова направить письмо антимонопольщикам, если переговоры ни к чему не приведут.

По данным ЕАН, Федеральная антимонопольная служба России уже заинтересовалась происходящим без обращения. В ближайшее время ведомство направит в Ozon запрос с требованием разъяснить ситуацию с введением сервисного сбора. Решение маркетплейса будет проанализировано на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

Сопредседатель АУРЭК по правовой защите Александр Ефимов рассказал ЕАН, что Ассоциация намерена предоставить дополнительные данные для ФАС. В частности, информацию о размере удержаний, в то время, как Ozon утверждает, что это будут незначительные суммы.

«Применение к пунктам выдачи заказов сервисного сбора, лишит ПВЗ большей части прибыли или даже выведет в убыток. Многие ПВЗ открыты на инвестиционные или кредитные деньги, и при текущей экономике пункты не окупаются даже на уровне инфляции. Мы считаем, что со стороны Ozon наблюдаются все признаки нарушений антимонопольного законодательства — в частности, злоупотребление своим доминирующим положением на рынке цифровых платформ», — пояснил Ефимов.

 Люди готовы идти с вилами на Wildberries: предприниматели готовят новый бунт против маркетплейсов Напомним, что в России снят мораторий на проверки IT-компаний, включая маркетплейсы. О том, что мораторий на проверки снимут, ЕАН стало известно 6 марта. По данным ФАС, доля Wildberries на рынке составила 47 %, а Ozon — 35,5 %. Механизм снятия моратория на антимонопольные проверки и установление доминирования Wildberries и Ozon на рынке был запущен после обращения Дмитрия Тортева с соответствующим заявлением в ФАС России.

В начале марта председатель правительства России Михаил Мишустин попросил главу ФАС Максима Шаскольского взять на отдельный контроль ситуацию с маркетплейсами, агрегаторами такси и другими онлайн-платформами. В своем отчете Шаскольский обратил отдельное внимание на вопросы ценообразования агрегаторов такси, которые уже задавали представители антимонопольной службы. Премьер-министр отметил, что нужно расширить мониторинг, распространив его на рынок электронной коммерции и услуг каршеринга.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+