January 24, 2011, 07:17 AM

Андрей Шишкин: «Екатеринбургская театральная публика образована и креативна»

<P align=justify><STRONG>ФИО, ник:</STRONG> Сергей </P> <P align=justify><STRONG>Вопрос:</STRONG> Здравствуйте, я из Уфы, прочитал недавно о бедственном положении артистов башкирского театра оперы и балеты.

ФИО, ник: Сергей

Вопрос: Здравствуйте, я из Уфы, прочитал недавно о бедственном положении артистов башкирского театра оперы и балеты. Прима из нашего театра вынуждена одеваться в секонд-хенде. Как вы у себя решаете такие вопросы?

Начну с того, что в октябре 2012 года наш театр готовится отметить свой столетний юбилей. И к этой дате театр подходит в отличной форме. Наше устойчивое положение подтверждает, в частности, высокий темп выпуска спектаклей, который мы достигли в последние годы и намерены удерживать в будущем — 4-5 названий в сезон.

Мы заботимся о том, чтобы наши постановки были эффектны по части сценографии, для чего привлекаем в качестве художников-постановщиков признанных мастеров современности, таких как народный художник России Станислав Бенедиктов, заслуженные художники России Игорь Иванов, Вячеслав Окунев и др.

Если вы придете в наш театр, то среди последних постановок увидите «Свадьбу Фигаро», «Пиковую даму», «Богему», «Царскую невесту», «Лебединое озеро», «Руслана и Людмилу». Разве могли бы мы позволить себе, взявшись за такие яркие, масштабные произведения, ограничиться скромными костюмами? Тогда мы просто насмешили бы публику! Мы одеваем наших артистов роскошно. Художники по костюмам создают наряды в стиле соответствующей спектаклю эпохи, а в мастерских замысел воплощается вплоть до самых тонких нюансов, в итоге рождаются настоящие шедевры.

Конечно, все это возможно, благодаря правительственному гранту, выделенному нашему театру. Наличие гранта обеспечивает также достойный уровень оплаты труда, что позволяет нашим артистам хорошо одеваться не только на сцене, но и в жизни.


ФИО, ник: Ольга

Вопрос: Андрей Геннадьевич, а Вы что больше любите – оперу или балет?

Я люблю и оперу, и балет. Наш театр называется Театр оперы и балета — и эта связь неразрывна. Нельзя одно дитя любить больше, чем другое. Просто в определенное время приходится уделять больше внимания то одному, то другому направлению - это происходит в силу самых разных причин.

Долгое время мы опирались на силы оперной труппы, соответственно, и оперных спектаклей появлялось больше. Так, в 2009 год прибавилось 5 постановок, из них три оперы и два балета, в 2010 году - четыре оперных спектакля, и только один балет. Дело в том, что с балетной труппой до недавних пор были определенные проблемы. 5 лет назад наш балет насчитывал всего 46 человек, и это не позволяло задумываться над серьезными балетными постановками. Нам пришлось основательно поработать над укомплектацией труппы. Сейчас балетная труппа - самая многочисленная в истории нашего театра и насчитывает 98 артистов. Впервые нам удалось разделить ее на две части: одна отправилась на гастроли в Китай танцевать «Лебединое озеро», а другая осталась в театре и представляет зрителю полноценный классический репертуар - «Щелкунчик», «Жизель», «Ромео и Джульетта» и др. Так что в ближайшее время театр рассчитывает сделать на балет такой же упор, какой в течение многих лет делал на оперу.

ФИО, ник: Ирина Скуратова

Вопрос: Андрей Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, о мероприятиях, которые театр планирует к своему 100-летнему юбилею.

Нашей следующей премьерой 11, 12, 13 марта 2011 года будет балет современного композитора П.Овсянникова «Катя и принц Сиама». Надо сказать, что наш театр связывает большая дружба с Королевской семьей Таиланда. Мы, наверное, чаще, чем другие российские театры, бывали в последние годы на гастролях в Таиланде: нас приглашали на торжества по случаю 80-летия Короля Таиланда, мы многократно участвовали в Международном фестивале музыки и танца в Бангкоке. Вот и первая премьера нового года будет посвящена российско-тайской теме — захватывающей истории любви петербургской девушки Кати и тайского принца Чакрапонга.

Следующей премьерой 27, 28, 29, 30 апреля 2011 года станет опера Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», которая прежде никогда не ставилась в нашем театре. Одним из несомненных достоинств для нас является также и то, что в будущем спектакле будет занята целиком вся оперная труппа.

Завершит 99-й сезон балет Минкуса «Баядерка». Мы приняли решение открыть следующий 100-й сезон русской патриотической оперой «Князь Игорь». До последнего времени в театре шла старая постановка оперы Бородина, и, надо сказать, это был один из самых посещаемых спектаклей. Действительно, гениальное музыкальное произведение плюс неисчерпаемый интерес зрителей к историческому материалу... Нам захотелось порадовать публику, и, таким образом, спектакль к юбилею театра решено было поставить заново.


ФИО, ник: Елена

Вопрос: Андрей Геннадьевич! Расскажите подробнее о комплексной реконструкции знания Театра оперы и балета. Что планируется реконструировать до начала юбилейного сезона?

Министерство культуры РФ выделило нам деньги на восстановление северной части фасада, этот этап работ мы завершили к началу нынешнего сезона. Также мы получили средства на проектирование остальной части фасада, и уже в этом году полностью готов проект на ремонт всего фасада театра. Ведь на самом деле театр состоит из трех частей: собственно здания 1912 года, примыкающей к нему постройки 1924-1926 годов и здания 1984 года, построенного для творческих цехов. И сегодня у нас готов проект ремонтно-восстановительных работ всего здания театра. Мы ждем пополнения средств на счете, и надеемся в течение 2011 года завершить все строительство, чтобы театр смог встретить свой юбилей во всей красе.

ФИО, ник: Аркадий Петрович

Вопрос: Уважаемый Андрей Геннадьевич! Какие приятные сюрпризы ожидают зрителей в юбилейный театральный сезон?

Непосредственно к юбилею театра запланирована постановка оперы Мусоргского «Борис Годунов», также состоятся гала-концерты артистов оперы и балета.

ФИО, ник: Кирилл Попов, студент УрГУ

Вопрос: Андрей Геннадьевич, добрый день! Даст Бог в Екатеринбурге в 2018 году пройдут матчи чемпионата мира по футболу, а значит в наш город приедут тысячи иностранцев, которые будут знакомиться с историей и культурой Среднего Урала... Разумеется, многие из них не смогут пройти мимо старинного и красивого здания театра оперы и балета. Как думаете, не упадем перед иностранцами в грязь лицом? Есть в репертуаре нашего театра спектакли и артисты, отвечающие самым взыскательным международным вкусам?

Чтобы ответить на ваш вопрос, совсем необязательно дожидаться 2018 года. Наш уровень уже сегодня вполне достоин того, чтобы демонстрировать его заграничному зрителю, кстати, в нашем театре иностранная публика бывает практически на каждом спектакле — это туристы, бизнесмены, дипломаты. В Таиланде, Португалии, ЮАР, Китае мы неизменно собираем полные залы. Театр все чаще приглашают на гастроли: на будущий год мы имеем уже восемь предложений - это ли не показатель серьезного уровня?

ФИО, ник: Надежда Константиновна

Вопрос: Здравствуйте, Андрей Геннадьевич! Вы уже более четырех лет возглавляете екатеринбургский театр оперы и балета, чем из сделанного за это время, гордитесь больше всего? И что из планируемого так и не удалось до сих пор реализовать?

Удовлетворение вызывает то, что театру удалось выйти из кризиса с минимальными потерями, полностью сохранив репертуар и все творческие подразделения. В последние годы стабилизировалась труппа и театральный коллектив в целом: нас было 460, а стало 640. Наряду с балетной труппой мы также укрепили хор, полностью укомплектовали оркестр. Мы получили грант и смогли дать людям достойную заработную плату. Театр стал регулярно - минимум трижды в год - выезжать на зарубежные гастроли.

ФИО, ник: Алексей

Вопрос: Скажите, а Вам самому никогда не хотелось выйти на сцену?

Нет, никогда.

ФИО, ник: Дмитрий

Вопрос: Какой театр вы бы хотели возглавить?

Именно тот, который возглавляю, — Екатеринбургский театр оперы и балета.

ФИО, ник: Елена Некрасова

Вопрос: Андрей Геннадьевич! Скажите, театр испытывает нехватку квалифицированных балетных кадров? Трудно найти хорошую балерину?

За последние годы балетная труппа увеличилась на одну треть. На сегодняшний день труппа укомплектована по количеству, теперь мы вправе требовать определенного исполнительского уровня. С теми артистами, кто выдержит заданную планку, театр будет продолжать отношения, с остальными, вероятно, придется расстаться.

Разумеется, академическому театру положено иметь солистов высокого исполнительского уровня и достаточное количество отлично выученных артистов ансамбля. Мы имеем крепкий костяк ведущих солистов, имеющих стаж работы в нашем театре несколько лет. В прошлом году в труппу влились также новые ведущие танцовщики из Челябинска, Перми, Новосибирска. Да и в кордебалете, состоящем в основном из выпускников лучших российских хореографических училищ, сейчас достаточно способной молодежи, для которой просматривается перспектива стать солистами.

В конце прошлого сезона состоялась премьера «Лебединого озера», в котором мы вывели на сцену 24 лебедя, что является показателем нормального состояния труппы. Нынешний сезон мы завершим «Баядеркой». Мы давно мечтали увидеть на нашей сцене этот спектакль, и вот теперь у нас появился кордебалет, достаточно сильный для того, чтобы исполнить акт теней, являющийся жемчужиной этого балета и мировой хореографии в целом.

ФИО, ник: Денис

Вопрос: Чем отличается екатеринбургская публика от уфимской?

Екатеринбургская публика действительно отличается от любой другой провинциальной публики, прежде всего, тем, что это публика образованная, креативная, открытая для всего нового. Зрители восприимчивы к любым театральным предложениям, поэтому любой театральный продукт в Екатеринбурге, в отличие от других городов, имеет спрос.

Во-вторых, это публика театральная — ведь в Екатеринбурге очень сильна театральная традиция. В других городах остро стоит проблема образования зрителя, на всех учреждениях культуры лежит еще и функция просветительского характера, и если этим специально не заниматься, то и зритель в театр не пойдет. В екатеринбургских семьях театральная культура передается от поколения к поколению, с детьми много занимаются родители, развивая их эстетически, отдавая в музыкальные и хореографические школы, театральные кружки и т.п. Такой ребенок приходит в театр, будучи уже подготовленным зрителем. В выходной день на утренних спектаклях бывает много детей с родителями — не только в нашем театре, но и в любом другом екатеринбургском. И когда дети вырастают, они продолжают ходить в театр и делают это с большим удовольствием.



ФИО, ник: Арина Кантор

Вопрос: Андрей Геннадьевич, здравствуйте! Чем закончилась ваша прошлогодняя тяжба с несколькими творческими сотрудниками театра? Работают ли они по-прежнему в театре? Улажены ли былые разногласия?

Хочу заметить, что разногласия в большом коллективе — совершенно нормальное явление. Тем более, в театре, где собираются люди творческие, амбициозные. Конфликтная ситуация, которая имела здесь место четыре года назад, когда я приступал к управлению делами театра, ликвидирована. И в принципе коллектив театра остался прежним. Уволились единицы, и вовсе не из-за конфликта с директором, а по причинам иного характера - в силу своей недостаточной профессиональной востребованности либо по результатам аттестации, которую, проводил независимый экспертный совет.

Осенью прошлого года я в числе известнейших театральных деятелей встречался с Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Руководители российских театров единодушно заявили: несовершенство существующего трудового законодательства приводит к тому, что труппа очень сложно обновляется. Ротация в театре должна происходить — таково требование зрителя и требование времени. Однако молодая кровь вливается с трудом, поскольку все штатные единицы заполнены. Случается, что артист, принятый в театр в надежде на то, что он вырастет в профессиональном плане и займет в труппе соответствующее положение, не оправдывает ожиданий, но, несмотря ни на что, не уходит из театра. Хотя все мы понимаем, что чем раньше такой человек покинет труппу, тем скорее он найдет себя в другом качестве. Всегда ведь существует масса возможностей — например, можно преподавать или работать в другом театральном коллективе. Что же касается нашего театра, то он по статусу требует от исполнителей высочайшего профессионального мастерства. У нас очень сложный репертуар, и здесь действительно должны работать лучшие!



ФИО, ник: Александр Петрович

Вопрос: Уважаемый Андрей Геннадьевич! Я неоднократно посещал спектакли в крупных московских театрах, также видел спектакли нашего Оперного. Надо сказать, разница огромная! Почему между провинциальными и федеральными театрами такая разница? Это зависит от финансирования или таланта не хватает?

В крупных столичных театрах оседают лучшие исполнители со всей страны, таким образом, можно сказать, что там работают одни звезды. Но я не считаю, что у нас исполнительство так уж разительно отличается. Гастролировавшие у нас артисты из Большого и Мариинского театров неоднократно говорили о том, что не ожидали встретить здесь уровень, соответствующий столичным театрам. Мы имеем в федеральных СМИ достойную премьерную критику. Ну а если говорить о качестве текущего репертуара — это забота любого репертуарного театра. Мы знаем об этой проблеме и работаем над ней.

ФИО, ник: Кирилл Попов, студент УрГУ

Вопрос: Андрей Геннадьевич, здравствуйте! Скажите, как вы работаете на привлечение в свой театр молодого зрителя? Сейчас основная аудитория оперного театра - школьники и люди старшего поколения. Понятно, что классическое искусство не для самых широких масс, однако, к примеру, свердловской филармонии удалось стать «модным, актуальным» местом культурного досуга, и, несмотря на дороговизну билетов на многие концерты, попасть теперь туда порой не так просто. И дело не здесь не в материале, репертуаре, а скорее в самопрезентации…

Хочу заметить, что как раз доля школьного зрителя по отношению к общей аудитории у нас весьма небольшая. Театр оперы и балета требует определенного уровня общей культуры, приобщение к нашим жанрам идет постепенно. Дети приходят к нам вместе с родителями на утренние спектакли выходного дня, такие как «Морозко», «Щелкунчик», «Гензель и Гретель». Нас посещают также старшеклассники, желающие прикоснуться к классике и увидеть «Евгения Онегина», «Руслана и Людмилу», «Ромео и Джульетту». При всем при том мы остаемся, прежде всего, театром для взрослого зрителя.
Российские театры примерно на 25% заполняет молодежь, и это очень отрадно.
У нас, как и во многих других учреждениях культуры, есть специальные предложения по льготной цене для студенческой аудитории. В профкомах крупнейших екатеринбургских вузов работает касса театра. Мы очень дорожим нашим молодым зрителем. Мы понимаем, что через несколько лет молодые люди перейдут в категорию социально-активных граждан Екатеринбурга, и нам важно, чтобы они смогли сохранить и передать своим детям театральную традицию.

Сравнивать же театр оперы и балета с филармонией не совсем правильно. Филармония каждый день предлагает новый продукт, мы же представляем собой репертуарный театр. Каждый вновь поставленный спектакль сохраняется в репертуаре как минимум десять лет, поэтому мы вынуждены постоянно работать на расширение аудитории. В филармонии слушатель, покупая абонемент, каждый раз имеет разное предложение. Наш постоянный зритель, отсмотрев весь репертуар — порядка 35 спектаклей - и посетив премьеры, на какое-то время уходит. Но все равно мы с этим зрителем продолжаем работать, извещая его о наших событиях и гастрольных проектах.


Европейско-Азиатские новости

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+