10 октября 2017, 10:28

Екатеринбургские оппозиционеры в подрясниках — кто они?

Поделитесь с друзьями

За последние несколько месяцев среди постоянных участников протестных акций в уральской столице примелькались молодые люди в подрясниках. Активисты в церковных одеяниях представляются выпускниками Екатеринбургской православной духовной семинарии (ЕПДС). Свое участие в акциях они объясняют тем, что, с их точки зрения, идеи оппозиции близки к христианским ценностям.

До настоящего времени к бывшим семинаристам сохраняется повышенный интерес со стороны горожан и журналистов. Для одних их появление стало своего рода экзотикой и местной достопримечательностью протестных акций. Другие воспринимают активистов в подрясниках как некий символ «внутрицерковной оппозиции», которая впервые громко заявила о себе и вышла к народу. Каковы корни этого протеста и насколько это массовое явление для всей Екатеринбургской епархии Русской православной церкви (РПЦ), разбирался корреспондент ЕАН.

Из семинаристов в оппозиционеры

Духовная семинария — высшее учебное заведения для обучения и подготовки священников.

Число экс-семинаристов, которые посещают протестные акции в Екатеринбурге, невелико. Их всего двое — Виктор Норкин и Владимир Головин. Норкин и ранее посещал акции протеста, но в гражданской одежде, и его деятельность, как правило, ограничивалась отчетами в социальных сетях.

Ситуация изменилась после дела блогера Руслана Соколовского, на котором Норкин и Головин выступили свидетелями защиты от лица неоскорбленных верующих. В здании суда они впервые появился на публике в подряснике, и сразу обратили на себя внимание журналистов.

В последующие месяцы после дела Соколовского оппозиционеры в подрясниках стали появляться чуть ли не на всех акциях протеста: от «Обними пруд» (против застройки Городского пруда) до пикетов и митингов сторонников Алексея Навального. Не раз они оказывались в центре внимания. Тот же Навальный во время своего митинга в Екатеринбурге 26 сентября увидел в семинаристах символ недовольства внутри РПЦ.

«Вот! Представляете, как достали уже? Священнослужитель спрашивает, когда закончится мракобесие в церкви!» — заявил с трибуны оппозиционер.

На субботнем пикете один из бывших семинаристов оказался в числе трех десятков участников, задержанных полицией.

«Подрясник — это как подштанники»

Одновременно с политической деятельностью экс-семинаристы занимались «разоблачением» церковной системы. По мере роста их популярности журналисты все чаще стали обращаться к ним за «альтернативной точкой зрения» по вопросам, касающимся РПЦ.

Виктор Норкин  

«После дела Соколовского мне стало понятно, что подрясник позволяет привлекать внимание к острым социальным и политическим проблемам. Поэтому хожу в нем. Когда мне стало ясно, что оппозиция вытеснена в поле морали, то это стало дополнительным аргументом моего участия в акциях. Я представляю свою личную позицию. Она расходится с позицией руководства нашей епархии, которые придерживаются провластных взглядов»

Головин в свою очередь пояснил, что он хочет через подрясник подчеркнуть на мероприятиях свою причастность к своей альма-матер.

Хотя бывшие семинаристы и надели подрясники для привлечения внимания, вместе с тем они заверяют, что никакой смысловой нагрузки в этом одеянии нет. Поэтому ничего предосудительного в своем участии в политических акциях они не видят.

«Подрясник изначально был чем-то вроде подштанников. Его носили везде, всегда. В советское и постсоветское время подрясник стал ассоциироваться с чем-то «священным», появилась ассоциация, что носить его можно только на службах и крестных ходах, хотя это не так», — отметил выпускник ЕПДС.

«Честь мундира»

В Екатеринбургской епархии публично на деятельность семинаристов-оппозиционеров никак не реагируют. Норкин утверждает, что церковное руководство действует кулуарно, запрещая студентам ЕПДС и священникам контактировать с ним.

Впрочем, в самой семинарии нет опасения смуты, которую могут вызвать оппозиционеры. По словам одного из преподавателей, уровень политизированности студентов никогда не был высоким. Вести какую-либо агитацию среди семинаристов также не в интересах преподавателей.

«Во-первых, это не то учебное заведение, где была бы столь интересна тема политики. Во-вторых, да, бывает, что после выпуска некоторые студенты уходят в крайности, но таковых единицы», — пояснил в негласном разговоре один из преподавателей ЕПДС.

Бывшие сокурсники семинаристов-оппозиционеров в свою очередь сами не горят особым желанием общаться с ними. И вовсе не по причине разногласия во взглядах, а из-за ношения подрясника на политических акциях.

Выпускник ЕПДС, иерей Семен Шестаков пояснил ЕАН, что никто не запрещает священникам или мирянам высказывать свою личную позицию. Другой вопрос, в какой форме это сделано.

«На мой взгляд, любая спецодежда обязывает к определенному роду поведения. Коли ты ее надел, так уж будь добр, веди себя соответственно. В противном случае может оказаться, что ты просто будешь позорить честь мундира, а не выражать позицию определенной группы. Участие в разного рода политически ангажированных мероприятиях нарочито в подряснике — это уже перегиб. Присутствие человека в этой одежде на акциях может ввести людей в заблуждение относительно позиции Церкви к кандидатам в президенты или иным политическим вопросам», — пояснил ЕАН иерей Семен Шестаков, учившийся на два курса старше Норкина и Головина.

На смену Кураеву

Слова священника подтверждает реакция горожан и журналистов на семинаристов-оппозиционеров. Появление на публике человека в рясе или подряснике воспринимается обществом как активное участие представителей РПЦ в жизни общества. Об этом красноречиво говорит упомянутая реплика Навального, который принял семинаристов за священников. По-прежнему происходит путаница в прессе: бывших семинаристов называют то священнослужителями, то богословами.

Игумен Флавиан (Матвеев) — наместник Крестовоздвиженского монастыря в Екатеринбурге. С конца 90-х до 2007 года был известен активной миссионерской деятельностью в уральской столице. Неоднократно проводил акции, направленные против сект и мероприятий, проведение которых было недопустимо с точки зрения священника. В 2005 году наместник монастыря лег перед дверями киноконцертного театра «Космос», где проходил концерт Бориса Моисеева.

Неразборчивость горожан в церковных одеждах семинаристы-оппозиционеры в полной мере оценили во время акций. По признанию Норкина, к нему часто подходят прохожие, чтобы получить ответы по религиозным вопросам. В итоге вместе с политической агитацией ему попутно приходится заниматься миссионерской деятельностью.

Сложившаяся картина напоминает уже другую историю, когда священники несколько лет назад выходили на улицы Екатеринбурга, чтобы пообщаться с горожанами. Так, до конца «нулевых» на площади 1905 года «дежурил» наместник Крестовоздвиженского монастыря игумен Флавиан (Матвеев). Любой прохожий мог подойти к нему и задать вопрос о вере.

Недалеко от него на проспекте Ленина можно было встретить священника Александра Игонина. По воспоминаниям прихожан, он устраивался на улице возле храма святителя Иннокентия Московского, и горожане свободно обращались к нему с вопросом.

В федеральном масштабе «хождение священников в народ» больше всего запомнилось поездками по стране богослова, протодиакона Андрея Кураева. На тот момент он не ограничивался обычными лекциями и выходил с проповедью в необычных местах, например на рок-концертах.

Протодиакон Андрей Кураев — известный богослов, проповедник и миссионер РПЦ. До 2009 года активно занимался просветительской работой, объездив с лекциями всю страну. С 2013 года находится в конфронтации с Московским патриархатом.

С 2010 года активное взаимодействие РПЦ с обществом пошло на спад. Уличную проповедь сменила идея массового строительства храмов. Предполагалось, что люди теперь сами будут заходить в церкви, чтобы получить ответы.

Однако новая стратегия начала приводить к конфликтам. Достаточно вспомнить противостояние из-за площади Труда (в 2010 году) и продолжающиеся споры из-за храма-на-воде. В обоих случаях одной из причин открытого столкновения было отсутствие конструктивного диалога. Епархия не пыталась устроить хотя бы публичную дискуссию с противниками проектов.

Этот вакуум невольно и заполнили оппозиционеры в подрясниках. Каких-то определенных миссионерских целей перед собой они не ставили. Но для горожан, недовольных действиями РПЦ, эти семинаристы стали олицетворением Церкви, которая их слышит и пытается с ними говорить напрямую. Однако кроме подрясника их ничего не роднит с такими посредниками между Церковью и обществом как Андрей Кураев или игумен Флавиан (Матвеев). Последние обладают и соответствующим опытом общения, и поддержкой со стороны верующих, в отличие от оппозиционеров в подрясниках.

Сергей Беляев специально для "ЕАН"

Фото: Социальные сети. Личные страницы Владимира Головина и Виктора Норкина

«На карандаш просятся сайентологи и кришнаиты» - в какого бога нельзя верить в России?

Поделитесь с друзьями

Комментарии (0)

Читатели еще не оставляли комментариев.

Вам есть что сказать?

Оставьте комментарий
Дополните новость


поиск по сайту О сайте
Карта сайта
навигация
18+
рассылка
рассылка
мы в соц сетях
мы в соц сетях
Отправить новость
Отправить новость
ваш рид-лист (0)
ваш рид-лист (0)

Что случилось?

И раз в неделю мы будем радовать Вас тёплой рассылкой лучших материалов сайта.

вся лента новостей
вся лента новостей
Только что

Настрой новости и регионы

Темы новостей

Экономика

100%

Политика

100%

Общество

100%

Происшествия

100%

Культура

100%

Спорт

100%

Видео

100%

Челябинская область

100%

Регионы

Сохранено

Вам есть что сказать?



Все комментарии проходят модерацию редактором сайта. Мы не публикуем комментарии, в которых содержится ненормативная лексика, клевета или иные данные, нарушающие законодательство Российской Федерации.

Что Вы знаете об этой новости больше нас?



Мы никогда не передаём контактные данные наших инсайдеров третьим лицам. Журналисты проверяют каждый инсайт, присланный нашими читателями. При опровержении отправленной информации ложный инсайт переносится в комментарии..

ЕАН - интерактивные новости

Мы определили ваш город как

Сегодня
14 декабря 2018