Челябинский цинковый завод (входит в УГМК-Холдинг) к 2019 году увеличит выпуск своей продукции до 200 тыс. тонн. Об этом уральским журналистам в ходе пресс-тура рассказал генеральный директор предприятия Павел Избрехт.
Сегодня ЧЦЗ является крупнейшим предприятием цинковой отрасли в стране. Вместе с «Электроцинком» (предприятие УГМК-Холдинга в Северной Осетии) он выпускает 99% всего российского цинка.
Масштабы завода действительно впечатляют: по огромной территории мы передвигались на автобусе. С момента начала работы ЧЦЗ, то есть с 1935 года, объем всего произведенного там цинка – 8,5 млн тонн – поместился бы в 127 тыс. железнодорожных вагонов. С каждым годом предприятие планомерно наращивает объемы производства товарного цинка и сплавов на его основе.
«На этот год у нас план 188 тыс. тонн, в следующем планируем выйти на 200 тыс. На заводе реализуется крупномасштабная программа модернизации производства. Во все цеха вложено более 3 млрд рублей, за счет этого и происходит рост объемов производства», - рассказал Павел Избрехт.
В частности, за последние два года на предприятии была введена в эксплуатацию крупногабаритная вельц-печь № 6 стоимостью около 1,5 млрд рублей. Также произведен монтаж новой печи КС-1 (сумма затрат 51 млн рублей), модернизация электрофильтра № 4 (57 млн рублей). В комплексе электролиза цинка завершен переход на катоды увеличенного размера, что позволило увеличить производительность на 13%.
Продолжается строительство отделения выщелачивания гидрометаллургического цеха стоимостью 880 млн рублей, узла приема и грануляции вторичного цинксодержащего сырья стоимостью 325 млн рублей, участка флотации цинковых кеков. Вельц-печь № 2 переводится на прокалку вельц-окиси. Уже в этом году завод планирует начать строительство собственной кислородной станции.
С увеличением объемов производства растут и финансовые показатели предприятия. Так, в прошлом году, когда было произведено 183 тыс. тонн продукции, выручка составила 29,6 млн рублей. Это на 26,7% больше, чем годом ранее. Чистая прибыль выросла на 35,7% и достигла 5,37 млрд рублей.
Основными потребителями продукции являются крупнейшие металлургические предприятия России.
«Порядка 85% всей продукции идет именно на внутренний рынок. Ее используют Магнитогорский металлургический комбинат, "Северсталь", Новолипецкий металлургический комбинат и другие предприятия. Цинк используется в основной своей массе для оцинкования металлопроката. В дальнейшем этот металлопрокат идет на машиностроительные предприятия, которые в том числе занимаются автомобилестроением», - рассказал Павел Избрехт.
В частности, полученные автолисты используют АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КамАЗ, а также мировые автогиганты, имеющие свое производство в России, – Ford, Nissan, Renault, Volkswagen. Кроме того, определенная часть цинка используется для оцинкования металлических конструкций, применяемых в строительстве, энергетике и других отраслях экономики.
Процесс производства продукции впечатляет. В плавильном отделении цеха КЭЦ по-настоящему жарко: здесь в огромных печах переплавляют катодный цинк.
«Только после переплавки получаются готовые продукты – цинк и сплавы на основе цинка в слитках по 25 кг. Эта продукция используется для горячего оцинкования стальных конструкций стального листа. Сейчас все больше такого листа используется в качестве защитного покрытия, в том числе при производстве кузовов автомобилей», - рассказывает начальник плавильного отделения Михаил Бурмистров.
Своими масштабами поражает и новая, шестая вельц-печь – она с трудом вмещается в объективы фотоаппаратов. Здесь цинковый кек преобразуется в вельц-окись и клинкер. Кстати, последний на 60% повторяет состав метеорита, упавшего на Южном Урале 5 лет назад. Все гости пресс-тура получили в подарок от завода по кусочку такого клинкера.
Мария Трускова