Временно исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Алексей Текслер провел первую в этом качестве пресс-конференцию. За тем, как пресса два часа не могла ничем удивить главу региона, а памятное фото с чиновником сделал даже член «теневого правительства» Челябинской области, наблюдал корреспондент ЕАН.
Рано или поздно каждый новый руководитель региона проводит свою первую пресс-конференцию. И это важное событие. И для губернатора, который сдает своего рода обязательный тест — на медийность, на «любовь» телекамер, на собственную способность за относительно короткое время ответить на самые разные вопросы. И для журналистов.
Для части из которых, что приезжают со всех городов и районов Южного Урала, это вообще едва ли не единственная в году возможность просто лично увидеть первое лицо области. А для другой — либо получить ответы на свои вопросы, либо понять смыслы и логику. Уже пятого по счету главы в современной истории региона, кстати.
Как ни странно, самое понятное во всем действе — это вопросы, которые будут заданы. Они вообще-то на поверхности. Ясно, что спросят про благоустройство и общественный транспорт. Ясно, что спросят про мэра Челябинска и про то, не сменят ли его. Понятно, что не забудут про «Трактор». Очевидно, что затронут тему недостроенного метро. Обязательно вспомнят про Томинский ГОК. Конечно же, спросят о семье. И так далее.
Главное было не что спросят — а что и, что еще важнее, как именно ответит Алексей Текслер. А еще — обрамляющая все мероприятие «картинка», нюансы «закулисья», так сказать.
Кстати, если театр начинается с вешалки, то пресс-конференция Алексея Текслера началась с фойе здания правительства области. Здесь за час до мероприятия была зафиксирована очередная группа обманутых дольщиков, стоявших возле кабинетов управления по работе с обращениями граждан. Директ в Instagram, куда можно лично написать врио губернатора для этой, по большей части возрастной публики, очевидно, либо недоступен, либо непонятен. Кстати, накануне в официозных Telegram-каналах заметили, что дольщики приходят группами в правительство каждый раз, когда намечается что-то с участием «губернаторского пула» СМИ. И в этом якобы есть интрига — мол, кто-то «сливает» им информацию заранее. Ну, тоже интрига. Но явно не для пресс-конференции.
Еще одна особенность — журналистам закатили фуршет. Причем до пресс-конференции, а не после. Видимо, сказывается возвращение к кураторству над СМИ вице-губернатора Вадима Евдокимова. Фуршет был недурен — вплоть до канапе с красной икрой и семгой. Похлеще, чем на пресс-конференциях Владимира Путина, это я вам с полной ответственностью заявляю.
Кстати, и вел пресс-конференцию Вадим Евдокимов, а не действующий пресс-секретарь Текслера Дмитрий Федечкин. Почему? Вероятно, дело в давней, еще времен Михаила Юревича, привычке Вадима Михайловича все действительно самые важные мероприятия брать на себя. Что сказать, опыт никуда не делся.
В зале, подготовленном для пресс-конференции, до появления Алексея Текслера царило веселое и позитивное настроение. Часть журналистов без устали постила что-то в свои соцсети и Telegram-каналы, самый заметный политфрик области Александр Лебедев (с недавних пор представляющийся журналистом) ходил по залу, пытался вступить в беседы с любым, кто на это решится. Вадим Евдокимов время от времени давал базовые инструкции журналистам («Когда будете задавать вопрос, встаньте и представьтесь»). Здесь же был и совмещающий с журналистикой членство в так называемом «теневом правительстве Челябинской области» Владислав Писанов. Правда, ходил он по залу какой-то хмурый.
Алексей Текслер появился точно в срок. Поначалу подвел звук — почему-то вовремя наладить его не смогли, а без работающих микрофонов услышать врио губернатора было нереально — говорит он хоть и уверенно, но негромко.
Повторять здесь полностью все ответы губернатора — занятие излишнее. Во-первых, потому, что стенограмма события уже опубликована на его официальном сайте. А во-вторых, потому, что важнее вопросов были даже не ответы, а то, как они давались.
Что бросилось в глаза. Прежде всего Алексей Текслер не просто тщательно готовился к пресс-конференции — он в принципе владеет всем спектром проблематики региона. Во всяком случае, настолько, насколько это вообще возможно для человека, возглавившего область две с половиной недели назад.
На каждый вопрос — развернутый и четкий ответ, с расшифровкой проблемы и либо с готовым решением (про «Трактор»), либо с отсылкой к ожиданию предложений от тех, кто их должен сделать (про общественный транспорт), либо честное «я еще до конца не разобрался и продолжаю изучать» (высокоскоростная магистраль). Всюду отсылка к системному подходу. Сначала — понять суть проблемы, если надо — с помощью сторонней аналитики и даже социологии. Потом, с помощью специалистов, как своих, так и со стороны, разобраться в ней детально. Затем консультации на самых разных уровнях по поиску вариантов решения, его выработка, принятие и воплощение в жизнь. Заметно, кстати, что быстрые, экстренные решения принимаются в случае крайней же необходимости.
Во-вторых, видимо, работа в правительстве России научила Алексея Текслера при необходимости не просто выверять фразы и формулировки ответа со снайперской точностью, но и при необходимости применять дипломатическое умение «сказать все, не сказав по сути ничего». Да так, что не придраться. Особенно это было заметно в ответе на вопрос про Томинский ГОК.
Наконец, почти во всех ответах шли отсылки либо к лично увиденному и личным впечатлениям и эмоциям, либо к воспоминаниям из детства (которое Текслер провел в Челябинске), либо к очевидному мнению жителей города и области. Последнее было особенно важно. Очевидно, что пока не выстроены до конца отношения с элитами региона, и, возможно, эта притирка не будет безболезненна — был целый ряд не самых мягких намеков Текслера бизнесу, что не только власти виноваты в происходящем и что надо и самим элитам выходить на «новый уровень». И при таких раскладах опора на мнение жителей, на их поддержку (в первую очередь — на предстоящих осенью выборах) для врио главы региона сейчас важнее, чем мнение или «хотелки» элит.
А еще — всегда — прямой и открытый взгляд на того, кто задает вопрос. И голос, негромкий ровно настолько, чтобы все старались внимательно слушать. И символические и не очень жесты («красный блокнот», куда записываются высказанные проблемы или важная только что услышанная информация, и просто «отдельная» тетрадка).
И, вне сомнений, Алексей Текслер — самый медийный глава региона в его современной истории. Открытый настолько, насколько это вообще возможно. Пресса это быстро почувствовала, и никаких затянутых пауз, как случалось порой раньше, на этот раз не было. Не было и такого, чтобы после двух часов непрерывных вопросов и ответов лес рук желающих продолжить общение не редел.
И уж точно не было никогда, чтобы после пресс-конференции губернатор остался на менее формальное общение и, словно поп-звезда, спокойно минут 20 фотографировался со всеми желающими. И с политфриком Александром Лебедевым, и с членом «теневого правительства» Владиславом Писановым. И с автором этих строк. Не, ну а что? Когда еще доведется вот так, запросто.
Словом, очаровывать прессу Алексей Текслер явно умеет. Посмотрим, как будет на осенних выборах.
Дмитрий Моргулес
Фото: Дмитрий Моргулес, Илья Петров