Оперативную разработку материалов вели сотрудники ФСБ России. Отчасти в основу дела легли материалы проверки, которую проводили контрольно-надзорные органы региональной власти.
Уголовные дела возбуждены по частям 5 и 6 статьи 290 УК РФ «Получение взятки в крупном размере» и «Получение взятки в особо крупном размере, сопряженное с вымогательством».
Речь, по нашим данным, идет о контракте между больницей и ООО «ГК «Абсолютные системы» на техническое перевооружение и капитальный ремонт с заменой лифтового оборудования. Контракт на общую сумму чуть менее 25 млн рублей был заключен осенью 2017 года, когда больницу возглавлял Олег Маханьков.
Олег Маханьков
Как считают силовики, подозреваемые сотрудники больницы в течение двух лет получали от представителя подрядчика как минимум 165 тыс. рублей за совершение незаконных действий по приемке работ, а также вымогали еще 3,8 млн рублей за приемку работ и их оплату.
ООО ГК «Абсолютные системы» принадлежит челябинскому предпринимателю Сергею Агрелову. Оно часто выигрывает самые разнообразные подряды у госструктур — на ремонт лифтового хозяйства в больнице, выполнение работ по устройству наружного освещения на дорогах в Сосновском районе, строительство детской площадки в Аше, закупку фельшерско-акушерского пункта для областного минздрава или ремонт стадиона в селе Миасское. За последний год компания выиграла подрядов на сумму около 200 млн рублей.
Договор, заключенный между ОКБ № 3 и «Абсолютными системами» в конце октября 2017 года, предусматривал, что все работы должны быть выполнены до конца декабря 2017 года. Однако подрядчик успел к этому времени выполнить лишь около двух третей запланированных работ, а ремонт продлился до конца 2018 года, о чем свидетельствуют акты выполненных работ, опубликованные на сайте госзакупок. А акт сверки работ на всю сумму контракта был подписан лишь в январе 2019 года.
Более того, больница оштрафовала «Абсолютные системы» на сумму чуть более 50 тыс. рублей за срыв сроков, а в августе 2019 года даже подавала на компанию-подрядчика в Арбитражный суд Челябинской области иск о взыскании пени размером в 416 тыс. рублей (правда, потом сама и отказалась от иска, вероятно, в связи с выплатой требуемой суммы).
Наконец, претензии к больнице по принятым работам осенью прошлого года возникли у прокуратуры. 10 сентября прошлого года прокуратурой Калининского района в адрес главврача больницы Олега Маханькова было направлено представление, в котором сказано, что, несмотря на то, что контрактом была предусмотрено установка новых лифтов с классом энергоэффективности «А», на деле подрядчик поставил оборудование с классом энергоэффективности «Б». Однако заказчик все равно принял работы, которые на деле не соответствовали условиям контракта.
В представлении надзорного ведомства было указано на необходимость «привлечь к установленной законом ответственности должностных лиц ГБУЗ «Областная клиническая больница № 3», допустивших выявленные нарушения».
Напомним, Олег Маханьков, считавшийся одним из самых влиятельных персон в челябинской медицине, лидером так называемого «миасского клана», покинул пост главврача ОКБ № 3 в конце декабря прошлого года.
Несколько раньше, в начале ноября был уволен его сын Денис Маханьков, занимавший пост главврача городской больницы № 2 Миасса. Формальным поводом увольнения Маханькова-младшего стали нарушения, выявленные при проверке случая с нянечкой, вытершей лицо пациентке грязной тряпкой. Однако были и другие причины. Речь идет о конфликте интересов - тендеры на поставку и аренду медицинского оборудования, а также переобучение сотрудников больницы выигрывали компании, аффилированные с деловыми партнерами членов семьи Маханьковых. «Прямо в больнице, не стесняясь, работала его частная контора», — подчеркнул тогда источник ЕАН в правительстве региона.
В начале ноября ЕАН опубликовал расследование, в котором были описаны взаимосвязи больниц, руководимых отцом и сыном Маханьковыми, с одними и теми же поставщиками и прочими околомедицинскими структурами.
На посту главврача ОКБ № 3 Олега Маханькова сменил Михаил Вербитский.
ЕАН будет следить за развитием событий.