Алексей Текслер выбрал для очередной инспекционной поездки по Челябинску два проблемных и хорошо ему знакомых объекта — реконструируемый путепровод в Металлургическом районе и огромный мост и развязка на Троицком тракте.
Пикантности ситуации придавало то, что подрядчиками и там, и там были структуры, связанные с досточтимой в Челябинске семьей Вильшенко, широко известной в узких кругах своими большими возможностями в области подрядов на ремонт и строительство дорог при двух предыдущих губернаторах Челябинской области Михаиле Юревиче и Борисе Дубровском. При Алексее Текслере фактическая монополия господ Вильшенко на крупные подряды была разрушена, и теперь речь идет скорее вообще о хоть каком-либо присутствии на этом рынке, объем которого - миллиардов так 20 в год...
...На путепроводе возле коксохимического производства «Мечела» кипела бурная деятельность. Вдоль подъезда к путепроводу стояли большегрузы с рельсами, к которым уже были прикреплены шпалы, асфальтоукладчики пыхтели, готовясь к укладке финишного слоя асфальта, мощные катки передвигались, готовясь немедленно утрамбовать свежеуложенный асфальт. Одна часть рабочих разбиралась с ограждением между автомобильной и трамвайной частью будущего проезда, другая - красила бетонные блоки, третья - с помощью подъемников монтировала провода трамвайной электросети.
Словом, не ремонт городского путепровода, а как минимум ударная комсомольская стройка. Или даже БАМ. Ну, во всяком случае, подрядчик пытался создать такое впечатление.
Но даже при всей этой движухе объект не производил впечатления готового к сдаче. Скорее наоборот — каждый новый внимательный взгляд все больше говорил, что путепровод ну никак не сдать к обозначенному в контракте сроку — 15 июля. Трамвайные рельсы еще не уложены, даже больше того — подушка из щебня-то под них не везде есть. Не говоря уже об опорах освещения, ограждении и даже слоях асфальта.
Но это не могло сбить с толка заказчика работ — руководителя комитета дорожного хозяйства мэрии Челябинска Рината Кучитарова.
«Все будет в порядке! Завтра к 21:00 запустим движение! — уверенно сказал он корреспонденту ЕАН и добавил после маленькой паузы: — Автомобильное, конечно».
Куда менее позитивно смотрелся министр дорожного строительства и транспорта области Алексей Нечаев. Он явно волновался, потел (что, впрочем, вполне естественно при почти 40-градусной жаре и рядом со свежеуложенным слоем еще горячего асфальта) и отдавал какие-то распоряжения.
Волнение министра было легко объяснимо.
Во-первых, хотя заказчик объекта мэрия, но строится это все на областные деньги.
Во-вторых, по данным ЕАН, в предыдущий, непубличный визит Алексея Текслера на осматриваемые сегодня объекты министру было объявлено, что и путепровод возле Коксохима, и мост в районе Троицкого тракта теперь зона его личной ответственности и в случае несдачи в срок… Да еще если учесть, что одна из поездок Текслера к мосту через Троицкий тракт закончилась отставкой главного «дорожника» челябинской мэрии Александра Шабалина… В общем, кресло под министром грозило запылать и даже зашататься.
Алексей Текслер оценил объемы (не)сделанного с первого взгляда. Те, кто внимательно наблюдает за главой региона, знает, что в такие моменты он становится, кажется, еще более невозмутим, но вот этот немигающий взгляд, не сулящий ничего хорошего...
Конечно, его пытались убедить, что «еще немного, еще чуть-чуть».
«Рельсы (трамвайные) уже сегодня ребята положат, просто на отладку и запуск надо где-то неделю, — уверял представитель подрядчика, молодой парень в желтой жилетке и с немного нескладной бородкой (видимо, прораб и уж точно не реальный бенефициар фирмы). — Верхний слой асфальта уже готовы положить, сегодня положим, и завтра, 15 июля, автомобильное движение можно запускать. Но мы просим ограничить пока движение большегрузов, только легковые и автобусы. Потому что жара, не хотелось бы, чтобы образовались колеи… Мы, конечно, даем как подрядчики гарантию, что колеи не образуются, но такая жара...»
Примерно то же самое говорили губернатору и господа Кучитаров с Нечаевым.
Бесполезно.
— Сколько вам надо, чтобы закончить работы? — спросил Алексей Текслер подрядчика.
— Неделю примерно, — даже не ответил, а робко молвил парень.
— Дату назовите, — доводил до конца глава региона.
— 23-е.
— Сегодня 14-е, это не неделя.
— Тогда 21-е, — согласился представитель подрядчика.
— Я констатирую, что вы свои обещания не выполнили, объект к сроку не сдан, — был неумолим губернатор. — Почему не справились-то?
— ...Нет нам оправдания, — в конце концов, признал очевидное парень в жилетке и с бородкой. А что еще ему оставалось делать?
Ситуация с путепроводом на Троицком тракте выглядела куда лучше. Первая часть строительства того, что в конечном виде превратится в огромную транспортную развязку, завершена. Даже дорожная разметка нанесена, и рабочие готовились прямо в этот же день запустить движение по новому мосту в полном объеме.
Алексей Текслер был доволен и увиденным, и услышанным от директора компании-подрядчика «Южуралмост» Алексея Струговца. К тому же объект и правда был очень сложный. Проектировали его еще в 2008-м году, строить начали было в 2012-м, но через два года работы были остановлены. Год назад же проект и вовсе пришлось корректировать — жители окрестных микрорайонов добились того, чтобы улицу Дарвина, которая, собственно, и упирается в новую развязку, не расширяли, как планировалось, до трех полос в одну сторону.
«Подрядчик (моста на ЧМЗ) будет наказан, получит штрафные санкции», — объявил Алексей Текслер журналистам по окончании своей инспекции. И в ответ на вопрос корреспондента ЕАН по поводу судьбы Алексея Нечаева, улыбнувшись, добавил: «Все подобные моменты я учитываю». Сам господин Нечаев в этот момент с видом человека, которому только что сильно полегчало, о чем-то беседовал с Ринатом Кучитаровым. И в ходе разговора даже широко улыбнулся. Пронесло. На этот раз...
…Чуть в сторонке от Алексея Текслера и журналистов стояла глава Челябинска Наталья Котова. В этот день она решительно отказалась общаться с прессой и привлекала к себе внимание лишь яркой бело-голубой бейсболкой. С символикой спортивного общества «Динамо». Бейсболка, безусловно, шла к ее безупречно белой рубашке, но быть мэром Челябинска и носить что-то не с символикой «Трактора»…
Впрочем, у местных Telegram-конспирологов на этот счет моментально родилась версия, что эта кепочка — своеобразный сигнал в ответ на почему-то распространившиеся в последние дни слухи (официально, разумеется, никем не подтвержденные) о якобы имевшемся интересе к деятельности мэрии города со стороны органов следствия. А «Динамо», как известно, спортобщество, давно и плотно связанное не только с полицией, но и с ФСБ.
На деле, как водится, все оказалось проще.
«Хорошая кепочка, — сказала корреспонденту ЕАН Наталья Котова. — А у «Трактора» же черная форма».
То есть Наталья Петровна, как нормальная женщина, просто выбрала то, что подошло к остальному гардеробу. И ничего более.
Думаю, что руководство «Трактора» скоро подарит главе Челябинска целый комплект клубной атрибутики белого цвета. И скажет при этом ту самую фразу из старого анекдота: «Вот вам еще и кепочка»...