РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 4 августа 2020 в 12:45

Жесткое подбрюшье. Борьба за власть в Копейске как одна из главных интриг политического сезона в Челябинской области

Скушать мэра на завтрак

Политическая чехарда в Копейске началась с отставки в 2011 году Михаила Конарева, возглавлявшего город долгих 13 лет, в основном при губернаторстве Петра Сумина, и державшего местные элиты и политические расклады в ежовых рукавицах. Однако со ставшим годом ранее губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем Конарев, один из самых проверенных «суминцев», предсказуемо не ужился.
Главой Копейска стал Вячеслав Истомин, до этого успешно трудившийся на посту главы Ленинского района Челябинска — самого ближнего к Копейску. Поначалу Истомин добился определенных успехов, но так и не смог стать в Копейске своим (даже не переехал из Челябинска, откуда каждый день и ездил на работу), не нашел общего языка с местными «конаревскими» элитами, а в 2016 был задержан, а после и осужден за получение взятки.
Затем городом непродолжительное время руководили Владимир Бисеров (многолетний замглавы по социальным вопросам, дважды исполнявший обязанности мэра), экс-замначальника ГУ МЧС по региону Владимир Устинов, ушедший с поста спустя две недели после того, как его занял, экс-зампрокурора области Владимир Можин, проработавший два года, но ничем особо не запомнившийся.
«По большому счету и Истомина, и Устинова, и Можина «съели» местные элиты, — считает источник ЕАН в мэрии города. — Причем если Истомин имел шанс при поддержке Юревича и части силовиков дожать того же Николая Сединкина и историю вокруг копейского «Водоканала», но сам допустил ряд ошибок, то Бисерова, Устинова и Можина местные «коммунальные бароны» просто кушали на завтрак, не особо и замечая».
В прошлом году главой Копейска стал Андрей Фалейчик, до того трудившийся на посту заместителя министра строительства Челябинской области. Собственно, противостояние (иногда открытое, иногда непубличное) команды нового градоначальника и местной «старой» элиты и есть основной сюжет местной политики. В основе которой, по классику, лежит экономика.

Экономика города

Копейску, некогда шахтерской столице Урала, в последние годы окончательно удалось преодолеть последствия закрытия угольной отрасли.
Сейчас город-спутник Челябинска — один из немногих муниципалитетов Южного Урала, к которому вполне можно применить определения «растущий» и «развивающийся», несмотря на все многочисленные «наследственные» проблемы, продолжающие беспокоить город с советских времен.
Экономика, во многом завязанная на соседстве с Челябинском, но при этом в Копейске хватает собственного бизнеса, как производственного, так и сервисного.
Два крупных завода — машиностроительный и оборонный «Пластмасс».
Несколько крупно-средних компаний с миллиардными оборотами (например, «Сигма», один из крупнейших в стране производителей растительного масла, или «Интерпак», один из ведущих российских производителей промышленной упаковки и мягких контейнеров, или Челябинская птицефабрика, и так далее).
Большое количество среднего (по местным меркам) и малого бизнеса.
Развитая строительная отрасль – четвертое место в области по вводу жилья после Челябинска, Сосновского района и Магнитогорска. Почти 50 тыс. «квадратов» в год. По цене несколько ниже, чем в Челябинске, а значит, привлекательнее для части жителей областного центра. Или, если считать иначе, обороты в пару миллиардов рублей в год.
Транспорт — один из краеугольных камней местной жизни. По разным подсчетам, ежедневно на работу и учебу в Челябинск отправляется около 25 тыс. жителей Копейска. Ближе к вечеру они возваращаются назад. Соответственно, только этот 50-тысячный ежедневный пассажиропоток обеспечивает выручку минимум 1,5 млн рублей в день. Или — полмиллиарда в год.
И даже многолетние, застарелые проблемы Копейска, в котором есть не только современный центр города, но и 36 поселков, отстоящих друг от друга порой на несколько десятков километров, при внимательном взгляде превращаются в источник серьезных денег.
Так, в городе чрезвычайно прожорливое ЖКХ. Что неудивительно, учитывая то, что в некоторых поселках (например, Вахрушево) в 2020-м году нет даже центральной канализации. А по числу старого, ветхого и аварийного жилья Копейск безусловный лидер региона (есть даже дома со стенами из камыша 1910-х годов постройки).
На деле же более чем 3,5-миллионный (в кв. м) жилой фонд города обеспечивает выручку управляющим компаниям в размере под 100 млн рублей в месяц. Копейский Водоканал, за который идет мощная битва между властями города и нынешними «собственниками», приносит не меньше. Плюс затраты на многочисленные ремонты коммунальных и инженерных сетей, на освоение которых есть свои претенденты. Плюс — рынок капремонта.
Кроме того, город нуждается в серьезном обновлении социальной инфраструктуры — больниц, школ, спортивных объектов. Также, возможно, правительству области удастся привлечь в Копейск средства федеральных программ по откачке воды из заброшенных угольных шахт. Полгорода стоит на заброшенных или законсервированных угольных выработках. И это проблема, которая требует колоссальных ресурсов для решения.
Словом, если политика, согласно Владимиру Ленину, — концентрированное выражение экономики, то в Копейске определенно есть за что бороться.

Угнаться за тремя зайцами

Уровень политической напряженности в Копейске обусловлен тем, что на его территории идут фактически сразу три избирательных кампании. И каждая из них имеет свое значение для местных и региональных политических раскладов
  • Во-первых, через месяц с небольшим жители города выберут 25 депутатов нового созыва городского собрания. Контроль над городским собранием в теории дает большие возможности влиять на распределение денежных потоков в городском хозяйстве (прежде всего ЖКХ, транспорт, строительство, благоустройство, социальные расходы). Более того — именно городское собрание депутатов избирает главу города, а значит, теоретически имеет возможность влиять на его решения.
  • Во-вторых, жители Копейска в сентябре же будут голосовать на выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области. В нынешнем созыве Заксобрания город представляет Владимир Горнов, выигравший выборы по Копейскому округу. Однако ветеран челябинской политики Горнов уже заявил, что не будет переизбираться и сосредоточится на своем давнем увлечении яхтенным спортом. Поэтому встает вопрос, кто его заменит. Кроме того, при хорошей явке и определенном раскладе на голосовании город получит еще и депутата от списка той или иной партии.
  • В-третьих, Копейск — базовый город Коркинского избирательного округа на выборах в Госдуму, которые пройдут в следующем году, но подготовка к которым уже активно ведется всеми заинтересованными политическими игроками. Стоит напомнить, что Копейск считает своей избирательной «вотчиной» Валерий Гартунг — один из лидеров партии «Справедливая Россия», впервые избравшийся от этой территории в Госдуму еще в 1997 году. В 2016 году Гартунг неожиданно (и, как считается, во многом не совсем справедливо) проиграл выборы по округу единороссу Анатолию Литовченко (сохранить место в Госдуме Гартунгу помог хороший результат партии по списку) и теперь рассчитывает взять убедительный реванш.

Шесть пишем, пять в уме

Политические и основные экономические расклады в Копейске определяют шесть главных местных групп влияния и пять основных внешних игроков. У каждого из участников этого сложного танца есть свои интересы и свои инструменты достижения целей.
Группы влияния
1. Мэрия города во главе с Андреем Фалейчиком
Главная задача градоначальника и той команды, что он привел в Копейск, — взять под окончательный и полный контроль городское хозяйство, привести к порядку и прозрачности множество мутных схем и решений в ЖКХ, транспорте, «социалке».
Безусловно, для этого Фалейчику (недавно возглавившему еще и городское отделение «Единой России») желательно получить контроль над городским собранием депутатов плюс помочь единороссам дать хороший результат на выборах в Заксобрание. Однако полный контроль над городским парламентом, с одной стороны, пока вряд ли возможен, а с другой — не столь уж и необходим. Важнее добиться того, чтобы таким контролем не обладала ни одна из конкурирующих групп.
2. Группа Владимира Емельянова
66-летний Владимир Емельянов — председатель действующего созыва городского собрания и лидер могущественного по местным меркам клана, чьи основные экономические интересы лежат в области ЖКХ и отчасти транспорта.
«По сути, Емельянов — главный «коммунальный барон» Копейска в течение многих лет. И его единственный интерес — сохранение собственного статус-кво и «кормовой базы» для клана», — считает источник ЕАН в руководстве города. Для этого ему нужно «держать в узде» мэрию вместе с очередным (для Емельянова) «присланным» главой города. Лучше — по-прежнему во главе городского собрания.
3. Группа Николая Сединкина
Николай Сединкин — еще один «коммунальный барон» Копейска, много лет держащий под контролем городское водоснабжение (то, как именно оно оказалось в управлении Сединкина, — история, требующая отдельного описания) и депутатствовавший в предыдущем созыве городского собрания. Много лет был союзником Владимира Емельянова, однако в городе судачат, что не так давно между ними произошел раскол.
В любом случае основной (если не единственный) интерес Сединкина — сохранение контроля за Горводоканалом. Чего ему будет добиться все сложнее.
4. Братья Вершинины
Лидеры группы — Анатолий и Александр Вершинины. Первый — действующий депутат Законодательного собрания области, выходец из «Молодой гвардии» «Единой России», близкий товарищ депутата Госдумы Владимира Бурматова (тот, правда, в свете последних скандалов вокруг Вершинина старается отмежеваться от него). Второй — депутат городского собрания Копейска.
У братьев есть серьезные коммерческие интересы в городском ЖКХ и в освоении части социальных расходов бюджета города, и в этом плане они — естественные оппоненты мэрии.
До последнего времени Анатолий Вершинин руководил городским отделением «Единой России», однако чуть меньше месяца назад он был снят с этого поста после конфликтов в ходе начавшейся избирательной кампании, в которых были применены «методы 90-х» и инициатором которых считают именно господина Вершинина.
В связи с этим по городу ходят разговоры, что Вершинины, по сути, лишившиеся партийной «крыши» ради сохранения собственных позиций, ищут тактического союза с другими активными игроками, в том числе имеющими иную партийную принадлежность.
5. «Эсеры»
Группа влияния, лидером которой является Дмитрий Сумин. Его противостояние с оппонентами выражено не только в локальной партийной борьбе. Контроль (или хотя бы «блокирующий пакет») в городском собрании во многом развязывает руки на выборах в Госдуму Валерию Гартунгу, который открыто поддерживает «товарищей по партии».
6. «Коммунисты»
Группа, скорее, сложившаяся ситуативно и на деле очень условно названная именно так. Часть группы — те, кто не прошел весенние праймериз у единороссов, но считающие, что способны в любом случае побороться за свои места в городском собрании. У части этой группы есть свои экономические интересы в области ЖКХ и городского хозяйства.

Внешние игроки

Помимо уже упоминавшихся Владимира Бурматова и Валерия Гартунга на ситуацию в Копейске влияют три игрока. Два из них оперируют на административно-политическом поле, у третьего — чисто коммерческие интересы.
1. Алексей Текслер и правительство региона
Для губернатора Челябинской области Копейск — один из ключевых муниципалитетов. О значимости города для областных властей говорит то, что именно Копейск наряду с Челябинском и Магнитогорском не был распределен между двумя «территориальными» вице-губернаторами области Станиславом Мошаровым и Евгением Голицыным, оставшись, по сути, в зоне прямого влияния губернатора.
В интересах регионального правительства — навести порядок в «подбрюшье» Челябинска, на котором сходятся много интересов и проектов развития. И в этом плане их естественный «агент влияния» в городе — мэрия Копейска и Андрей Фалейчик. Фалейчик же, кстати, стал едва ли не первым градоначальником, вступившим в свою должность уже при Алексее Текслере. И хотя этот выбор был почти «слепой» (кандидатура Фалейчика возникла еще при губернаторстве Бориса Дубровского), поддержка у главы Копейска имеется.
2. Владимир Мякуш (Законодательное собрание области, региональное отделение «Единой России»)
У многолетнего председателя областного Заксобрания и лидера регионального отделения единороссов Владимира Мякуша основная задача — сохранить город за партией власти. В частности — дать хороший результат на всех ближайших выборах. Если же конкретнее — провести в Заксобрание следующего созыва по одномандатному округу куратора территории Марину Поддубную (для которой новый срок в областном парламенте может стать «лебединой песней» в ее политической карьере), а по партспискам — Илью Бархатова, недавно перебравшимся в стан единороссов из «Справедливой России».
3. Станислав Новичихин
У одного из крупнейших игроков на рынке пассажирских перевозок в Челябинской области есть в Копейске свой чисто коммерческий интерес. Мы уже упоминали о том, что Копейск — Челябинск и обратно — возможно, крупнейший по числу пассажиров (и точно самый прибыльный) маршрут в регионе.
По словам игроков рынка маршрутных перевозок, в интересах Станислава Новичихина — получение полного контроля над перевозками по этому маршруту. С этой целью он планирует «зайти» на МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» — не просто одного из крупных муниципальных перевозчиков, но еще и предприятие, обладающее большой и идеально функционирующей ремонтной базой.
В свое время Новичихин вместе со своим партнером по бизнесу Александром Карелиным уже проворачивал подобный трюк с челябинским автобусным МУПом «Челябавтотранс». Итогом стали несколько банкротств и плачевное состояние городского транспорта в областном центре.
Получение Новичихиным контроля над маршрутами и транспортным МУПом станет неприятным сюрпризом и для городских властей, и для Владимира Емельянова, чьи интересы также лежат в области пассажирских перевозок. Однако у Новичихина, как считают источники ЕАН, мощнейшее лобби в областном министерстве дорожного хозяйства и транспорта в лице первого замминистра Александра Филиппова. Поскольку маршрут Копейск — Челябинск — межмуниципальный, перевозки по нему регулирует именно областное министерство. Кроме того, реформа общественного транспорта, затеянная в Челябинске, предполагает создание единой маршрутной схемы челябинской агломерации, куда входит и Копейск. И полномочия по организации пассажирских перевозок — также у областного минтранса.
Разумеется, местными группами влияния и внешними игроками число интересантов копейской политики не ограничивается. Однако позиция, например, крупнейших предприятий города, а также силовых структур (как полиции и ФСБ, так и, например, ГУФСИН — на территории города находятся несколько крупных исправительных учреждений) пока сколь-нибудь четко не проявляется. Возможно, что «силовики» дождутся окончания «горячей фазы» избирательных кампаний, а потом будут реализовывать свои интересы, исходя из новых раскладов.
almaceramica
Главные новости
Екатеринбургский митрополит призвал не замалчивать историю со священником, напавшим на девушкуЦентр психиатрии и психотерапии, похожий на пятизвездочный отель, открылся в Екатеринбурге. ФОТОКартошка будет дорожать в Свердловской областиЦены на молочную продукцию в Свердловской области перестали растиДесятая победа: баскетболистки УГМК разгромили курское «Динамо» с разницей в 30 очков. ФОТОВласти Оренбургской области решили бороться с пьянством