Сезон лесных пожаров на Южном Урале в самом разгаре. В интервью ЕАН руководитель Увельского лесничества Иван Ромашенко рассказал о том, почему днем и ночью лесники пребывают в полной боевой готовности, что обсуждают в секретном чате с охотниками и почему бывший следователь решил сменить кабинет на гектары многовековых сосен.
- Иван Евгеньевич, как организована работа бригад лесоводов-пожарных? Я знаю, что у вас есть общий чат. Кто сообщает о пожарах? Может, где-то камеры установлены?
- У нас есть чат для всех заинтересованных людей. Это лесники, охотники, пожарные, администрации муниципальных районов. Точнее, у нас их два – в Увельском и Троицком районах. Для того, чтобы мы могли оперативно обнаружить возгорание, передать координаты в чат, и те сотрудники, которые рядом с местом и свободны, выезжают на тушение.
Да, очаги возгорания мы видим по камерам наблюдения, которые установлены на вышках, по термоточкам со спутников и при патрулировании территории лесниками. На мониторе я все это могу наблюдать. Не только большие пожары, но вплоть до того, что кто-то печку затопил. Видим, как горят свалки. Трактор поле пашет, белый шлейф от него идет, поэтому кажется, что задымление. Такой же монитор есть и у диспетчера лесхоза.
Главное - организация работы, оперативность и выполнение работы специалистами, а техника нас не подводит.
Эта практика существует уже третий год, взаимодействие постоянно совершенствуется. Силы распределены таким образом, чтобы максимально сократить время прибытия техники на место возгорания.
Что такое пожар и к чему он приводит, можно посмотреть здесь. Это Троицкий бор, Золотая сопка. Здесь случилось возгорание в 2018 году. В условиях ураганного ветра сгорела крупная площадь, сейчас здесь проводится санитарная рубка погибших насаждений, в дальнейшем запланировано лесовосстановление.
- Как помогает в тушении пожаров квадрокоптер, который вы недавно закупили?
- Когда пожар с большой задымленностью, то мы используем квадрокоптер. Запускаем его вверх, метров на сто. С этой точки обзора на расстоянии 30-40 км можно посмотреть территорию и найти пожар. Уже на самом пожаре с дрона мы можем определить, в какую сторону идет возгорание, где его легче остановить, есть ли там естественные препятствия для того, чтобы огонь не прошел. Может, там пахотное поле либо, наоборот, лесные насаждения, значит, надо отправлять туда срочно усиленную пожарную бригаду.
То есть на большом пожаре из-за сильной задымленности не видно всей картины его распространения, потому что мы находимся на земле. Надо либо объехать задымление, либо запустить дрон, чтобы понять, что происходит. Также мы пользуемся этой аппаратурой, чтобы обнаружить незаконные рубки и планировать наши хозяйственные работы. С высоты птичьего полета видно все.
- Какая техника задействована при тушении? Где она стоит?
- На обслуживаемом участке лесного фонда в Увельском и Троицком районах у нас четыре пожарно-производственных участка, где есть необходимая инфраструктура. Но мест дислокации пожарной техники больше. В Увельском районе в трех местах, в Троицком – в пяти. Это, в основном, тракторы и пожарные машины.
В зависимости о того, где происходит горение, смотрим, где ближайший трактор, чтобы сократить время в пути, и отправляем его. С конца 19-го года и по сей день в лесхоз поступило 18 единиц новой техники. Две новые "Нивы" мы передали в Управление лесничествами, у нас остались "Нива" под руководителем, шесть новых малых лесопатрульных комплексов, очень хорошая техника, которая здорово помогает нам в тушении. Это УАЗ на пять посадочных мест, оборудованный всей необходимой техникой: разнообразный пожарный инвентарь, бочка на 500 л, керхер (устройство, которое подает воду под высоким давлением), шланг 50 м.
Поступили одна пожарная машина, грузопассажирский автомобиль повышенный проходимости, квадроцикл и пять новых тракторов МТЗ-82. Еще и «старая» техника, которую мы обслуживаем, в хорошем состоянии. Ежедневно на дежурство в Увельском и Троцком районах лесхоз задействует девять тракторов, четыре пожарных автомобиля, шесть малых лесопатрульных комплекса – специализированных автомобилей на базе УАЗ со всем необходимым пожарным инвентарем - и семь автомобилей повышенной проходимости, они могут понадобиться для перевозки дополнительных сил.
Следует отметить хорошую практику взаимодействия лесхоза и арендатора лесного фонда на Увельском районе, который также создал лесопожарную команду, снабдив необходимым оборудованием и транспортом, разместил их удаленных местах, что сокращает время реагирования на возгорания.
Трактор с лесным плугом просто необходим в эффективном тушении пожаров. Почему? Потому что если сначала опахать возгорание, то локализовать его будет легче и быстрее.
- Есть ли какие-то ночные дежурства? Как они организованы?
- Ночных дежурств как таковых у нас нет - нормированный рабочий день. В случае, если пожар обнаруживается ночью, мы поднимаемся по тревоге и выезжаем. У нас все сотрудники идейные, все идут и тушат. Когда на месте ты тушишь пожар, забываешь о сентиментальности. Надо эффективно сделать работу в максимально короткий срок - так, чтобы никто не пострадал и ущерб природе был минимальным. Валятся деревья, можно термические ожоги получить, в дыму легко получить травму. Опасная у нас профессия, но интересная.
- Если сравнивать с прошлым годом, сейчас леса сильнее горят?
На конец мая количество возгораний в лесу практически одинаковое. В прошлом году было пять, в этом - шесть случаев. Лесная площадь, пройденная пожарами, тоже: 24 га в этом году, 22 га - в прошлом.
Где горели? Как обычно, это Троицкий бор, потому что здесь место максимально урбанизированное, здесь находятся населенные пункты, мы прекрасно понимаем и знаем, что основной процент пожаров возникает по вине человека. В районе Сухорыша у нас часто горят болотины в охотничий сезон.
Если говорить про пожары, то самые пиковые времена – это когда сойдет снег, до всхода зеленой травы. Это апрель, когда все пошли в лес за березовым соком, майские праздники, когда люди пошли в лес отдыхать и жарить шашлык.
- Какие виды пожаров существуют и какой самый опасный из них, на ваш взгляд?
- Я подсчитывал, вел статистику пожаров на территории лесного фонда и иных землях (ландшафтные пожары). Соотношение примерно 1:4, то есть на один лесной пожар приходится четыре ландшафтных. Мы с муниципалитетами нашли понимание и вместе тушим ландшафты, чтобы не допустить перехода на территорию лесного фонда.
По статистике, львиная доля лесных пожаров происходит при переходя огня в лес с земель иных категорий. В основном, огонь приходит с рек, где люди отдыхают, с полей, где кто-то выкинул незатушенную сигарету или устроил несанкционированный пал. Следует отметить, что на протяжении последних лет мы активно помогаем муниципалитетам двух районов в борьбе с ландшафтными пожарами. Так, только в этом году мы принимали участие в тушении 16 ландшафтных пожаров на площади почти 800 га. Лучше предотвратить лесной пожар до прихода огня в лес.
В наших условиях пожары я бы разделил на два блока: ландшафтные пожары (на полях-болотах) – 60-80%, лесные пожары - в хвойных и мягколиственных насаждениях.
В березовых тушить гораздо проще: опахал трактором, локализовал, потушил. В хвойных лесных насаждениях опашки трактором может и не хватить, потому что подстилка имеет свойство гореть несколько дней. Бывает, что и на третий, и на четвертый день она еще дымит.
Бывает, огонь по корням переходит за минеральную полосу и может дальше распространиться. Либо пострадавшее дерево упадет через опашку, и огонь может перейти по нему. Поэтому одна из серьезных наших задач на тушении – это еще и окарауливание пожара. То, что мы его потушили, это полдела, надо сделать так, чтобы он дальше не распространился. Лесники завтра, послезавтра, если надо, и через несколько дней, приедут и будут обходить, проверять.
Надо сказать, что упущенный пожар – это недопустимо. Когда ты его вовремя останавливаешь и тушишь, то это занимает несколько часов. Очень многое зависит от профессионализма каждого человека на пожаре. Честно признаюсь, первые разы не знаешь, с чего начать, какие силы нужны, как оценить угрозу распространения огня, какая дополнительная помощь нужна на месте. С обучением и опытом все приходит. Моя задача как руководителя - вселять уверенность в сотрудников, координировать процесс тушения, правильно и эффективно применять от ситуации различные методики, тактики и оборудование.
Дождь – это праздник для лесника. Когда дождь, мы не сидим в полной вооруженной готовности, мы можем спокойно заниматься своей повседневной работой, а у нас ее достаточно.
А вот когда жара и ветер, мы максимально готовы, потому что бывает так, что дождь прошел вчера, а сегодня сильный ветер, который продул всю траву, она стала сухая и опять горит.
Пожар – это полбеды, практически любой можно потушить. Самое сложное, когда сильный ветер, он, как катализатор. Возможно и такое, что никаким имеющимся у нас способом нет возможности остановить распространение огня, это когда огонь переходит в верховой пожар при штормовом ветре. Тогда приходится спасать населенные пункты, чтобы они не сгорели, как было в том году с Джабыком. У нас в этот же день в Увельском районе тоже тушился серьезный пожар, ветер был штормовой, сгорело около 25 га леса, была угроза переходя огня на село Дуванкуль. В этих условиях действуют другие алгоритмы, создается штаб, который координирует тушение. Лесной пожар мы увели в сторону от населенного пункта и локализовали. Сотрудники МЧС и силы муниципалитета стояли на защите села.
В этом году тоже был подобный случай. У нас в центре поселка Увельский есть озеро, заросшее камышом. По его берегу расположены частные подворья. Один человек решил камыш у себя в огороде поджечь. И поджег так, что чуть вся Увелка не сгорела. Когда пожар идет, ему без разницы, что там: лес, постройка, он пройдет по всему.
- Кстати, об угрозе распространения огня на жилые дома. Как действуете в таких случаях?
- Как я говорил, при таких ситуациях возможно введение режима ЧС. Формируется штаб из специалистов в области тушения и сил муниципалитета. Указания штаба обязательны для исполнения всех задействованных сил, в том числе и лесников.
Основная задача - отрезать огонь от населенного пункта. Если есть возможность, делаем противопожарные минеральные полосы, противопожарные разрывы, применяем максимально эффективные способы тушения – отжиг, тушение кромки водой, воздуходувками, ранцами.
В каких-то случаях самый эффективный инструмент: лопата и бензопила, например, в хвойных насаждениях.
- Расскажите о спасенных из пожара животных. Одна из них - волчица Зена, которая теперь живет на территории лесничества и стала его символом.
- Вокруг нас – природа. Если здесь постоять немного, вы услышите, как птицы щебечут, кукушка кукует. Со зверями так же: надо их просто знать, видеть и замечать, даже при пожаре. Хочешь увидеть животное, увидишь его. Волчица Зена была маленьким щенком, когда мы ее спасли, вынесли из огня, выходили, приютили, она осталась в нашем коллективе, любимицей стала. Она - наш талисман, так как волк – это санитар леса. Она абсолютно ручная, никакой агрессии не проявляет, к нам часто приезжают дети из школ на экскурсии, знакомятся с ней.
В прошлом году косуленка спасали. Он надышался дымом, даже двигаться не мог, присел и не знает, что делать, с какой стороны угроза, никакого сопротивления нашим сотрудникам не оказал. Мы его вынесли из огня, отпоили и отпустили к поджидавшей неподалеку мамке.
- В этом году весной начались массовые пожары в соседней Курганской области. Есть ли риск их перехода в наш регион? Что делается, чтобы их не допустить?
- Конечно, есть такая вероятность, если пожар будет активно распространяться, в том числе из-за ветра. Управление лесами мониторит обстановку не только у нас, но и у соседей, чтобы в случае опасности сообщить приграничным территориям. Региональные лесники всегда готовы выехать к соседям, чтобы там помочь им, чем потом у нас тушить. Здесь командная работа.
Недавно горел лес на границе Увельского и Еткульского районов, это не наша территория, но мы приехали, так как нам ближе. Это совместная работа, так должно быть всегда.
- А что со сгоревшим лесом? Восстанавливаете?
- Конечно, у нас есть питомник, где выращиваем молодые сосенки. Ими и засаживаем сгоревшие площади. Деревья, которые несильно пострадали, оставляем, они еще поживут, а те, которые обгорели сильно и погибли, вырубаем и заготавливаем из них дрова или отправляем на дальнейшую переработку. Эта работа выполняется специалистами лесхоза, проходит весь ведомственный и общественный контроль. В этом году, как и в прошлые годы, вновь в полном объеме выполнено задание по лесовосстановлению на площади 70 га в лесах на территории Троицкого района.
Сеянцами делимся и с коллегами со всей области. Семена получаем из шишкосушилки, отличный агрегат, в нем поддерживается температура, при которой шишка максимально комфортно раскрывается, а полученные семена высаживаем в питомнике. Цикл выращивания сеянцев – 2 года, затем высаживаем их на заранее подготовленные и очищенные лесные участки.
- Немного о личном, с вашего позволения. Почему следователь с солидным стажем работы вдруг решает уехать из города в глубинку и резко сменить сферу деятельности?
- Я сменил деятельность не потому, что выбрал профессию лесника, а потому что надо было что-то поменять в своей жизни. Я выработал пенсионный стаж, достиг определенных успехов, но уже не было искры в глазах, пропал интерес. Я считаю, что человек должен приходить на работу с удовольствием, с желанием, с рвением, а когда этого нет, надо что-то менять. И я решил поменять образ жизни. Пути неисповедимы, как говорится, так вышло. И я очень рад.
- Полученный опыт следователя как-то помогает в вашей настоящей должности? Ответственности здесь больше или меньше?
- Конечно, опыт никуда не уходит. Он пригождается для того, чтобы выяснить, каковы причины возгорания, те ли меры были приняты, чтобы остановить пожар именно на этой стадии. Конечно, при выявлении незаконных рубок хорошо опыт пригождается.
Например, в прошлом году нами были обнаружены такие места и установлены виновники. Человек подделал металлическое клеймо лесника, клеймил здоровые деревья для придания легитимности заготовки древесины, потом их спиливал. Нашли, понес за это наказание.
- С какого месяца и как готовитесь к пожароопасному сезону?
- В октябре обычно мы «консервируем» технику, ставим в боксы или отдаем в ремонт. А с февраля-марта активно готовиться начинаем. Это время, когда сделаны все капитальные ремонтные работы, подготовлены документы, оборудование, происходит набор штата на пожароопасный период и его обучение.
Отдельная история – это опашка, то есть изготовление или обустройство противопожарных минерализованных полос . Это искусственно созданный противопожарный барьер либо опорная линия, от которой в случае пожара будет производиться встречный регулируемый отжиг. Идущая навстречу основному пожару полоса огня уничтожает на своем пути все горючие материалы.
Опашка делается как в весеннее, так и в осеннее время. В лесхозе имеется техническое задание, согласно которому мы в определенных опасных местах (между лесом и дорогами, озерами, реками, населенными пунктами) вспахиваем специальные полосы, чтобы не было перехода огня. Специальный плуг прицепляется к трактору, и делается опашка строго по картографии по новым местам (изготовление) или по старым, заросшим полосам прошлого года (обустройство).
- Лесовод, лесник – ведь это не столько работа, сколько образ жизни. Какими качествами должен обладать человек, который столько времени проводит в лесу?
- Во-первых, он должен быть выносливым, во-вторых, идейным, не считаться с личным временем. Если есть пожар, личного времени здесь не может быть, надо ехать и спасать природу. До нас эту работу делали прошлые поколения лесников, и надо уважать их труд. Природа восстанавливается годами и при огромных людских затратах, а может быть уничтожена за какие-то часы.
Современный лесник должен быть специалистом своего дела. Обязательно уметь пользоваться картографией, средствами радиосвязи и оргтехникой - это современные реалии, без этого сейчас никуда.
У нас повсеместно происходит цифровизация, то же самое в лесной отрасли. По старинке, как раньше, уже никто не работает, сейчас все четко и точно выверено.
Все мероприятия должны соответствовать проектам. Должна быть точная картографическая работа в лесу и в документах. При тушении пожаров современные методы существенно сокращают время его обнаружения, а значит, площади пожаров и причиненный ущерб природе.
Профилактика и пропаганда – это тоже немаловажный этап подготовки. Мы каждый год размещаем на определенных территориях плакаты с призывом беречь природу, с номерами телефонов служб. Также мы ежегодно изготавливаем по три места отдыха для людей. Там есть стол, специальное место, где могут разместить мангал, оно окопано и опахано.
А вообще, лес - это наследство. И очень важно, в каком состоянии я передам его будущему поколению. Для этого и работаем!
Валентина Яковлева