В Законодательном собрании Челябинской области сегодня рассмотрели законопроект об изменениях в процедуре выборов. В городах с населением свыше 500 тыс. человек предложено разрешить укрупнение округов до уровня выше 3 тыс. избирателей. Исключаются комиссии муниципальных образований – их функции передаются территориальным или участковым комиссиям. Список участников выборов и референдумов разрешается вести в электронном виде, но по согласованию с ЦИК России.
Самым спорным стал вопрос о возможности проведения дистанционного электронного голосования на выборах и референдумах. Решения об этом могут принимать областная или местная избирательные комиссии, также с разрешения Центризбиркома.
«Внедрение дистанционного электронного голосования в избирательной системе в современных условиях считаю сомнительным и пока неоправданным, – заявил руководитель фракции «Справедливой России» в челябинском Заксобрании Василий Швецов. – Есть вещи, которые просто нельзя доверять компьютеру в избирательной системе. Насколько дистанционное электронное голосование обеспечит тайну голосования – очень большой вопрос. Не исключено, что внедрение такой системы откроет механизм для организации подконтрольных выборов, потому что за спиной у голосующего может стоять тот, у кого он находится в служебной зависимости. Хакерские атаки, возможность умышленного вмешательства, манипуляций с итогами выборов, потому что система закрыта для эффективного контроля».
В парламенте уточнили, что данная норма предусмотрена федеральным законодательством и уже отработана на практике. Председатель избирательной комиссии Челябинской области Евгений Голицын отметил, что электронная форма позволяет принимать участие в выборах гражданам, которые не могут прийти на избирательные участки.
«Сама технология блокчейн, по уверению разработчиков, позволяет обезличить данные при голосовании через портал Госуслуг. Вмешательство практически исключается», – объяснил глава облизбиркома.
«Фракция КПРФ в Государственной думе категорически против данного законопроекта, – выступил на заседании Заксобрания руководитель региональной фракции КПРФ Игорь Егоров. – Мы говорим, что система блокчейн практически не подвергается взломам и так далее, – но результаты выборов, которые прошли в Государственную думу по городу Москве, показали, что система не подвергается никакому контролю ни с чьей стороны. Там не существует такого понятия, как наблюдатели, члены комиссии с правом решающего голоса, подконтрольность при подсчете голосов. Самая большая, на мой взгляд, потеря, которую понесет избирательное голосование, – это потеря членов комиссии с правом совещательного голоса. Это универсальная система контроля, которая добавляла больше возможностей для прозрачности выборов. Введение этих изменений ни капельки не добавляет прозрачности и доверия к выборному процессу».
Егоров заявил, что принимать подобные законопроекты без подробной дорожной карты нельзя. Из новой нормы непонятно, кто и как будет отвечать на иски, которые могут поступать от участников выборов, к примеру.
Оппозиционерам возразил депутат от «Единой России» Валерий Колокольцев. Он сказал, что страна живет в век цифровизации.
«Я понимаю вашу озабоченность, но зачем во всех видеть врага сразу?! И при обычной системе, если захотят схулиганить, схулиганят без проблем, я вас уверяю, потому что я сам работал председателем участковой избирательной комиссии несколько лет и знаю все пути и выходы, – поделился своим мнением единоросс. – А зачем контролировать здесь кого-то? Мы же банк не контролируем, когда наши деньги там».
Спикер областного парламента Александр Лазарев добавил, что при введении электронного голосования очная форма не отменяется.
«Почему мы должны ограничивать молодежь? Молодежь, может быть, не всегда хочет идти на избирательный участок, но проголосовать через интернет-ресурсы они могут себе позволить и имеют на это право. Мы открываем еще больше возможностей для голосования наших избирателей», – сказал Лазарев.
В итоге 44 депутата проголосовали за предложенный законопроект, 10 – против и один воздержался. Новые нормы были приняты в первом и сразу третьем чтениях.