РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 15 июля 2022 в 17:57

Уйти, чтобы остаться: кто из иностранцев передумал покидать Урал

Из Челябинской области уходит очередной инвестор: итальянская компания Iveco продаст свою долю в уставном капитале миасского завода «Ивеко-АМТ». С 24 февраля это уже примерно 800-я компания, заявившая об уходе из России. Радует в этой ситуации только то, что многие иностранные бизнесы все же остаются работать и в стране, и в регионе. ЕАН начинает проект, в котором расскажет, какие компании решили остаться на Урале, хотя до этого громко заявили о прекращении работы.

«Ивеко-АМТ»: от БАМа до «Урала»

Итальянская компания Iveco продает свою долю в уставном капитале миасского завода «Ивеко-АМТ», заявляют мировые СМИ со ссылкой на гендиректора компании Геррита Маркса.
«Мы передали долю совместного предприятия в России нашему бывшему партнеру, АМТ», - говорит он.
Iveco специализируется на производстве автомобилей промышленного назначения, но выпускает и автобусы. Завод на Урале проектирует и производит грузовые вездеходы для лесозаготовителей, недродобытчиков, МЧС, строителей и других заказчиков. Здесь выпускают грузовики тяжелого класса Trakker, Eurocargo и Stralis. Мощность завода составляет 3,5 тыс. единиц техники в год, однако производится не более 800: изначальная концепция «Ивеко-АМТ» не подразумевала серийную сборку европейских грузовиков. Конструкторы завода практически полностью переделывают шасси Iveco Trakker, включая изменение колесных баз.
Iveco работает в России на протяжении многих лет, еще в СССР для строительства Байкало-Амурской магистрали компания продавала большегрузные грузовики (тогда они назывались Magirus), всего в страну пришли несколько тысяч самосвалов и бортовых машин.
В Миассе ее сборочная площадка расположена на площадях завода «Урал», предприятие работает с 1994 года. В 2009 году оно было переименованное в «Ивеко-АМТ» - в число его акционеров вошла миасская фирма АМТ, что расшифровывается как Automobile/Miass/Torino. Она принадлежит, по данным «СПАРК-Интерфакс», предпринимателю Владимиру Новику. Он до сих пор является генеральным директором «Ивеко-АМТ», теперь он станет и единоличным владельцем предприятия.
В марте 2022 года Iveco заявила о прекращении продажи своих изделий в Российской Федерации в связи с военной операцией на Украине. За первое полугодие 2022 года «Ивеко-АМТ» нарастил объемы производства на 11,9% (количественные показатели неизвестны), сообщает портал "Автостат.Инфо".

Инвестор в банки

Осталась в России, судя по всему, и американская корпорация Ball. Компания производит алюминиевые банки для пива и безалкогольных напитков. Они изготавливаются на трех заводах. Один из них был построен 2008 году в Аргаяшском районе Челябинской области, тут производят банки емкостью 0,5 л. В 2013 году производство было расширено — продуктовая линейка пополнилась банками вместимостью 0,33 л. Всего на создание предприятия было потрачено 70 млн долларов — сравнительно скромная сумма даже по нынешним временам.
Все это – как и два других завода в России – принадлежало британской компании Rexam. Ball купил ее активы в 2016 году.
По оценкам Ball Corporation, российский бизнес дает 4% выручки и 8% общей операционной прибыли компании. В прошлом году заводы в России произвели примерно 5% от 112,5 млрд мировых поставок банок для напитков.
Завод в Аргаяшском районе выпускает 35 банок в секунду. Предприятие отчисляет в бюджет более 200 млн рублей в год ежегодно.
В марте 2022 года компания объявила об уходе из России. «Ball продолжит выполнять свои обязательства перед заинтересованными сторонами, поддерживать гуманитарные усилия, но приостанавливает любые будущие инвестиции в Россию. Мы продолжаем внимательно следить за ситуацией и поддерживаем глобальный призыв к мирному урегулированию продолжающегося конфликта», – отмечали тогда в пресс-службе корпорации.
Через неделю было заявлено, что компания добивается продажи российского бизнеса новому владельцу. Пока данных в "СПАРК Интерфакс" о нем нет.
Отметим, что Ball Corporation является подрядчиком Пентагона. Именно поэтому компания вполне может заморозить производство и строительство новых мощностей, чтобы не попасть под дополнительные санкции США.

"Метран" тоже остается

Никуда не спешит и американская Emerson Electric – у нее челябинский завод «Метран». Предприятие разрабатывает, выпускает и обслуживает сверхточное регулирующее оборудование, автоматизированные системы управления.
Ключевые рынки сбыта — крупнейшие российские энергокомпании, предприятия нефтегазовой отрасли, горнорудной и металлургической промышленности. "Метран" работает уже более 30 лет, Emerson Electric стал стратегическим инвестором в 2004 году. В начале мая компания заявила об уходе из России. В середине июля никаких данных о новых владельцах не появилось, более того, ПГ «Метран» зарегистрировала новый филиал в Санкт-Петербурге.
"Метран" работает уже более 30 лет, Emerson Electric стал стратегическим инвестором в 2004 году. В начале мая компания заявила об уходе из России. В середине июля никаких данных о новых владельцах нет.

Немного стройматериалов

Аналогичным образом ведет себя и немецкий концерн Henkel, имеющий на Южном Урале завод по выпуску сухих строительных смесей мощностью 150 тыс. тонн в год. Он вроде как и выходит из России, тем не менее его предприятие функционирует, словно ничего не случилось.
Работу в обычном режиме продолжает и «Завод Минплита» компании Saint Gobain (Франция, производство минеральной ваты). Компания владеет заводом с 2017 года и довольно активно в него инвестирует. Например, прошла модернизация производства, прошло внедрение передовых технологий в сфере охраны окружающей среды, общая сумма, как сообщали СМИ, составила 350 млн рублей. По данным на 15 июля, владелец компании в "СПАРК Интерфакс" значился как SAINT-GOBAIN PRODUITS POUR LA CONSTRUCTION SAS.

«Фортум» тоже не ушел

До 1 июля нынешнего года финский энергетический концерн Fortum рассчитывал продать теплоэлектростанции, расположенные в самых различных регионах России. Об этом компания заявила в мае. На тот момент концерну принадлежали генерирующие объекты суммарной мощностью 4,7 гВт электрической энергии и 7,6 тыс. гВт тепловой. В Уральском федеральном округе у нее есть активы в двух регионах: четыре ТЭЦ в Челябинске и три — в Тюменской области. В том числе и Няганская ГРЭС (г. Нягань, ХМАО-Югра) — одна из самых крупных и современных тепловых электростанций России.
В планы Fortum входила продажа всех тепло- и электростанций оптом, потенциальными кандидатами на них считались «Газпромбанк», «Интер РАО» и «Новатэк». Однако до сегодняшнего дня никаких сообщений о завершении процесса ухода из России Fortum не опубликовал.
Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП так объясняет причины того, что многие иностранные компании до сих пор не решаются окончательно покидать рынок.
«Объяснение очень простое и находится в экономической плоскости. Прежде всего, это предприниматели. Объективно говоря, уход с российского рынка для них означает серьезные убытки: как одномоментные - от закрытия бизнеса, так и в более долгосрочной перспективе в виде потери рынка сбыта», – считает он.
Эксперт говорит, что в 99% случаев уход с рынка связан не с политическими взглядами владельцев бизнеса, а с давлением со стороны государственных органов и юрисдикций, к которым они относятся. «Этот уход - выбор из двух зол меньшего. Мы понимаем, что в таких ситуациях многие компании надеются на перемены. Кто-то, например, пробует адаптироваться и все же остаться на рынке. Думаю, что предприниматели, в том числе западные, будут всячески искать альтернативные варианты если не сохранить доходы от российского рынка, то как-то трансформировать взаимоотношения, по возможности отдаляя окончательный уход с рынка», – говорит он.
Юлия Литвиненко
almaceramica
Главные новости
Владелец свердловского завода обвинил федералов в дефиците масла и молокаСвердловское заксобрание вернуло транспортный налог на малолитражкиБюджет Свердловской области на трехлетку принят в первом чтенииБюджетом Свердловской области на 2025 год предусмотрено 300 млрд на социалкуЧто нужно знать екатеринбуржцам, отправляясь в Камбоджу. Лайфхаки от ЕАНСвердловских пользователей электросамокатов допустят до поездок через "Госуслуги"