РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 10 марта 2023 в 18:03

Российский на три четверти: эксперты рассказывают, из чего состоит челябинский троллейбус «Синары»

© Фото из открытых источников
В Челябинске торжественно открыто новое производство – Челябинский завод городского электрического транспорта. За неслыханно короткий срок – за восемь месяцев после объявления - создано совершенно новое производство. Троллейбусы будут с увеличенным автономным ходом до 80 км, зарядка аккумулятора - за 30 минут. Салон рассчитан на 37 сидячих мест. Всего таких троллейбусов будут производить 350 единиц в год.
Инвестиции в проект составили 1,2 млрд рублей. Но проект вызывает довольно много вопросов – например, как он вообще стал возможен.
То, что в Челябинске появится новое производство, причем совершенно нового типа, не связанное исторически ни с каким имеющимся, стало известно в июне 2022 года. Тогда на Питерском экономическом форуме был представлен первый опытный образец. Он был создан в группе «Синара», на производственных мощностях петербургского же предприятия «СТМ-Энергорешения». Тогда же говорилось, что сначала завод поставит в Челябинск установочную партию из 20 машин, а позже в столице Южного Урала начнется и свое производство машин. Планы казались грандиозными и не очень выполнимыми – из-за СВО и последовавших санкций, разрыва связей с Европой по поставкам оборудования, в ситуации нехватки микрочипов – даже давно работающие компании на рынке не могли говорить о стабильности поставок и планировать что-то на восемь месяцев вперед.
Удивительно было и то, что Челябинск на промышленной карте не был замечен как производитель троллейбусов. Всего в России, по данным на 2021 год, было четыре производства: в Вологде, Уфе, Санкт-Петербурге и в Энгельсе (Саратовская область). Очень большую роль в поставках троллейбусов в российские города играла белорусская компания "BKM-холдинг" (бывший "Белкоммунмаш").
Но у СТМ ("Синары-транспортные машины") к моменту презентации на ПМЭФ уже была подписана концессия на 10,5 млрд рублей о передаче ей троллейбусного транспорта Челябинска на 15 лет в обмен на его ремонт и закупку 168 новых троллейбусов. «Синара», которая вкладывала в проект около 6,5 млрд рублей, прибыль с него получать не планировала, так что решено было разместить производство машин прямо в Челябинске.
И вот 10 марта Челябинский завод городского электрического транспорта (ЧЗГЭТ) показал, как будет выпускать троллейбус «Синара-6254» и электробус «Синара-6253». Это современный транспорт, набитый электроникой: салоны оборудованы системами видеонаблюдения, климат-контролем, автоинформаторами, мониторами и информтабло, специальными аппаратами по продаже разовых проездных билетов, системами информирования и ориентирования пассажиров с ограниченными возможностями здоровья, usb-слотами, откидной аппарелью для маломобильных людей и дополнительным освещением. Энергоэффективность в среднем на 15% выше, чем у аналогов.
Как пояснили в ЧЗГЭТ, на открывшемся сегодня заводе осуществляется полный цикл производства - от сварки каркаса кузова до окраски и финальной сборки машины На общей площади 13,5 тыс. кв. м расположилось несколько технологических участков: заготовительное производство, сварочный участок, антикоррозионная обработка каркаса кузова, сборка и диагностический комплекс с испытательным участков и сдаточным участком.
«Разумеется, речь не идет ни о каком полном цикле производства – когда завод все делает сам от гаечки или болтика. Как мы привыкли и видим такое, например, в Энгельсе. В Челябинске размещена типичная крупноузловая или отверточная – как удобнее, так и называйте – сборка. Так когда-то начинали делать Volkswagen в России. Ну то есть на производство привозят крупные готовые детали и их в определенном порядке соединяют, сваривают, красят, получая на выходе готовую машину», – говорит ЕАН знакомый с ситуацией источник в отрасли.
И закономерный вопрос — и чьи же тогда детали и узлы стоят на новом российском троллейбусе? По словам вице-губернатора Егора Ковальчука, примерно троллейбус локализован на 75-80%, то есть эта часть комплектующих произведена в России. Часть из них - в Челябинской области, например, пластиковые детали обвеса, внутренние узлы. «В планах у "Синары" – увеличивать уровень локализации, идеал, конечно, 100%», – говорит чиновник.
Как добавили в компании, ЧЗГЭТ «реализует кооперацию с предприятиями Челябинской области в следующих направлениях: литье и механическая обработка деталей, тяговое и силовое оборудование, колесные диски, элементы из композитных материалов, метизы и прочие крепежные изделия. При выборе оборудования наши специалисты детально изучили рынок и остановились на максимально удовлетворяющих все наши потребности опциях. Часть оборудования была закуплена у дружественных нам стран. К иностранным комплектующим, использующимся при производстве колесной техники «Синара», относятся: задний мост, система управления тормозами и пневмоподвеской», отметили в пресс-службе. Непонятен остался вопрос: кто производитель электроники.
«Это вполне могут китайские узлы, прибывшие через Белоруссию», – сказал источник ЕАН, добавив, что «некитайских на рынке просто не осталось».
«Бесспорно, прекрасно, что на площадке ЧТПЗ было создано производство троллейбусов, однако есть моменты, которые вызывают вопросы.
Во-первых, сколько времени заняла разработка троллейбуса «Синара-6254» и электробуса «Синара-6253», которые будут выпускаться на ЧТПЗ, если учесть, что первая информация о них появилась только летом 2022 года?
Во-вторых, использовались ли в проекте создания «Синара-6254» наработки других производителей, например, Уфимского трамвайно-троллейбусного завода, ведь выпускаемый им троллейбус «Горожанин» обкатывался «Синарой» и ЧелябГЭТ в августе 2021 года на улицах Челябинска?
В-третьих, что из себя реально представляет новое производство, созданное всего за восемь месяцев? Оно сборочное или все-таки полного цикла? Пока, похоже, речь идет именно о сборке, поскольку вряд ли ЧТПЗ, равно как и сама группа «Синара», могут самостоятельно изготавливать электродвигатели или колеса для троллейбусов.
Отсюда следует уже четвертый вопрос: каков реальный уровень локализации производства троллейбусов?
Мне лично кажется, что он находится в пределах 60-70%. Металл, скорей всего, российский, а вот откуда электронная начинка, системы обогрева и вентиляции?» – перечисляет узкие места проекта источник ЕАН в отрасли.
Но даже если в троллейбусе все, что не российское, то китайское, все равно новые челябинские машины будут востребованы в России. И дело не только в том, что «Синаре» надо выполнять концессию и она поставит машины на челябинские маршруты. Рынок подвижного состава для городского общественного транспорта просто огромен. В России до сих пор работают сотни машин, выпущенных в 70-80-х годах прошлого века.
Как рассказал генеральный директор СТМ Виктор Леш, производственная мощность завода составляет 350 единиц в год, а при развитии планируется расширить производительность завода до 1200 машин в год. Первая партия троллейбусов изготавливается именно для Челябинска. Двадцать транспортных средств из 168 уже практически готовы, и сейчас идет работа над тем, чтобы они могли выйти на рейсы в ближайшее время.
«ЧЗГЭТ сможет найти на внутреннем рынке свою нишу, поскольку заменять троллейбусы надо как в Челябинске, так и в других городах Уральского федерального округа. Более того, в ближайшие годы можно ожидать увеличения муниципальных заказов на современные троллейбусы, не считая спроса на электробусы. В конце концов, помимо Москвы, обладающей отличным общественным транспортом, его должны иметь и все города России», – говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов.
А у «Синары» есть опыт сборки, адаптации и увеличения локализации производства транспорта. Если вспомнить о знаменитой электричке «Ласточка», то в процессе ее производства в 2014 году уровень локализации производства составлял 62%. Годом позже этот показатель достиг 80%, а тяговый электродвигатель – то есть главная часть поезда – и вовсе был импортным, компании Siemens, до июля 2022 года. Только восемь месяцев назад был подписан меморандум с пермским «Новометом», который пообещал делать для «Синары» вещи не хуже немцев.
Юлия Литвиненко